Программа развития креативности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления дошкольников с народным творчеством (на материале формирующего эксперимента) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Программа развития креативности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления дошкольников с народным творчеством (на материале формирующего эксперимента) / О. А. Жигалина, Н. В. Рахимова, А. А. Работягова [и др.]. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 52-58. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/507/18324/ (дата обращения: 04.05.2024).



Целью эмпирического исследования являлась разработка и апробация педагогических условий развития креативности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления дошкольников с народным творчеством в рамках дошкольной образовательной организации.

Условия:

— создание ситуаций эмоциональной включенности в процессе ознакомления с народным творчеством;

— включение детей в сотворчество со сверстниками и взрослыми в диалогическом взаимодействии;

— повышение педагогической компетентности воспитателей и родителей в процессе ознакомления с народным творчеством.

Задачи:

  1. Формировать представления старших дошкольников с народным творчеством.
  2. Развивать специальные умения и навыки в продуктивных видах детской деятельности, и на их основе повышать проявление креативности детьми.
  3. Повышать уровень педагогической компетентности воспитателей и родителей по вопросу развития креативности детей.

Формирующий эксперимент строился на основе различных принципов.

Личностно-ориентированные принципы:

  1. Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности дошкольника и готовность к дальнейшему развитию.
  2. Принцип эмоциональной комфортности, предполагающий защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Культурно-ориентированные принципы:

  1. Принцип смыслового отношения к миру, когда образ мира у ребенка выступает не как абстрактное, холодное знание о нем. Ребенок представляет себя частью мира, которой ребенок, так или иначе себя переживает и осмысливает для себя.
  2. Принцип систематичности, предполагающий наличие единых линий развития воспитания.
  3. Принцип ориентированной функции знаний, предполагающий, что знания является ориентированной основой деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Деятельностно-ориентированные принципы:

  1. Принцип обучения в деятельности, предполагающий не просто передачу знаний, а организацию такой детской деятельности, в которой дети делают открытия.

Работа строилась на основе перспективного плана, поэтапно, на каждом этапе были определены задачи и методы.

I. Подготовительный этап

Цели: разработка, подбор и оформление наглядно-методического сопровождения для реализации содержания экспериментальных занятий.

Методы:

— подборка художественной литературы для чтения, иллюстративного материала, игр для детей;

— разработка занятий, бесед;

— разработка содержания работы с педагогами;

— подбор литературы для изучения родителями и педагогами.

II. Основной этап

Цель: создание у детей и взрослых (педагогов, родителей) интереса к проблеме развития творческого потенциала детей в процессе ознакомления с культурой родного края.

Методы:

— целенаправленные занятия с детьми;

— рассматривание иллюстраций;

— изучение фольклорного материала;

— беседы.

III. Заключительный этап

Цель: проверка эффективности формирующего эксперимента на основе отслеживания динамики показателей креативности детьми.

Методы:

— проведение контрольного эксперимента;

— сравнение полученных результатов с результатами констатирующего эксперимента;

— планирование дальнейших направлений работы.

Методика работы по развитию креативности в процессе ознакомления с народным творчеством детей старшего дошкольного возраста осуществляется поэтапно через приобщение к народному творчеству.

Подготовительный этап включал в себя:

1) подборку художественных произведений, отражающих особенности Прибайкальского края;

2) выбор иллюстраций с изображением традиционных костюмов русского бурятского, эвенского народа, традиционных орнаментов;

3) подборку и систематизацию народных игр Прибайкалья, направленных на развитие воображения детей;

4) разработку содержания педагогических условий и мероприятий по развитию креативности детей в процессе ознакомления с народным творчеством.

На данном этапе мы создавали следующие условия:

— создание ситуаций эмоциональной включенности в процессе ознакомления с народным творчеством;

— включение детей в сотворчество со сверстниками и взрослыми в диалогическом взаимодействии;

— повышение педагогической компетентности воспитателей и родителей в процессе ознакомления с народным творчеством.

Также важно было в развивающую предметно-пространственную среду внести иллюстрации, изображения, которые раскрывают быт народов Прибайкалья. В группе оборудовали выставку, где расположили альбомы о родном городе, подобрали детские иллюстрированные книги, произведения сибирских писателей.

На основном этапе основной формой работы с детьми явились занятия.

Нами была проведена серия занятий по ознакомлению дошкольников и их родителей с русской народной обрядовой игрушкой.

Именно эта серия занятий вызвала самый большой эмоциональный отклик у детей и родителей. Дети с удовольствием узнавали о куклах, истории создания, и сами мастерили куклы вместе с родителями. Все куклы, хотя и сделанные по единому алгоритму, получались разные, интересные и, самое главное, сделанные своими руками. Мы заметили, что дети стали бережнее обращаться к куклам, не только к тем, которые были сделаны своими руками, но и к тем, которые были в уголке игрушек.

В процессе изготовления кукол дети стали включать творческое воображение и дополнять работы кружевом, бантами прорисовкой деталей. Дети с нетерпением ждали этих встреч. Родители с удовольствием включились в этот процесс. Для развития креативности и формирования представлений нами был создан альбом «Народная игрушка».

Проведя серию мероприятий с детьми и их родителями, тем самым мы реализовали условия создания ситуаций эмоциональной включенности в процессе ознакомления с народным творчеством и включение детей в сотворчество и активизацию креативного поведения.

Также нами была проведена система занятий по ознакомлению дошкольников с устным народным фольклором Сибири. Дети с интересом слушали легенды, сказки, пословицы.

Чтение произведений проходило в вечерние отрезки времени. При отборе художественных произведений мы руководствовались требованиями, предъявляемыми к данному методу: доступность, художественной ценности, краткость, небольшой объем [2].

В контексте ознакомления с народным творчеством широко использовался наглядно-иллюстративный материал, отражающий особенности Сибирского края («деревянное кружево» города Иркутска, изображения людей разных национальностей: русских, бурят, и др. в национальных костюмах, предметы домашнего обихода и др.).

Обогащение знаниями детей о народном творчестве, о быте народа также способствовал просмотр сюжета об архитектурно-этнографическом музее «Тальцы».

Мы стремились построить систему мероприятий так, чтобы они давали возможность удовлетворить каждому ребенку потребность в развитии. При этом мы учитывали, что развитие происходит в процессе преодоления трудностей.

Нами была проведена серия занятий по ознакомлению детей с культурой родного края. Мы разработали содержание 15 мероприятий, которые проводились по 2 раза в неделю. Закрепление материала предполагалось в творческих работах детей. Благодаря занятиям возникла атмосфера совместного творчества с взрослыми. В структуру занятий включались различные упражнения (приветствия, прощания), пальчиковые гимнастики, игры на развитие воображения детей.

Дети с интересом рисовали героев разных произведений. Рисунки показали, что дети стали отображать не просто людей, а с изображением национальных особенностей.

Изучение путей формирования творчества (Н. А. Ветлугина) дало нам возможность определить три этапа в усложнении заданий при проведении серии мероприятий [1].

На первом этапе главной целью было формирование представлений детей о культуре родного края: расширение знаний детей о коренных народах Прибайкалья, их традициях, обычаях.

На этом этапе дети действовали совместно с взрослыми, проявляли интерес к рассматриванию иллюстраций с изображением народов Прибайкалья в национальных костюмах, предметы домашнего обихода и утвари.

В свободное от занятий время дети увлеченно рассматривали альбомы, иллюстрации, фотографии с изображением людей, проживающих в Прибайкалье. Дети могли различить на фотографиях русских, бурят, эвенков не только по национальным костюмам, но и по особенностям уклада жизни (например, охотники, рыболовы, оленеводы и др.)

Организованные формы работы в этом направлении должны были обогащать духовный мир детей, формировать у них устойчивый интерес к людям труда, стремление подражать их благородному отношению к животным [3].

Игровая деятельность обладает большими возможностями для объединения ребят, поэтому опираясь на интерес к подвижной игре, организовывались «Пастухи», «Рыбаки», а также разучивались эвенские, бурятские и русские народные игры «Найди друга», «Золотые ворота», «Табун» и многие другие. Что на наш взгляд способствовало развитию креативности.

Фотографии о деревянном зодчестве способствовали расширению кругозора детей о способах украшения и оформления архитектурных зданий.

Проведенные мероприятия первой серии показало, что дети, у которых отсутствовал интерес к познанию народов Сибири или проявлялся эпизодически, к завершению данного цикла мероприятий показали высокую эмоциональную отзывчивость и заинтересованность. Мы убедились, что вызвали устойчивый эмоциональный интерес у всех детей.

Целью второго этапа было развитие специальные умений и навыков в продуктивных видах детской деятельности, и на их основе повышать проявление креативности детьми шестого года жизни.

Целью третьего этапа стало повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и родителей по вопросу развития креативности детей в процессе ознакомления с культурой Прибайкалья. Для реализации данной цели нами был подобран литературный материал, отражающий особенности сибирского края, сибирский фольклор. Подобраны игры для совместного проигрывания их с родителями и направленные на развитие воображения детей. Была проведена консультация для педагогов «Народная кукла», «Фольклор народов Прибайкалья», «Одежда народов Прибайкалья». Педагоги с интересом познавали историю появления кукол, знакомились с народными сказками, легендами, увлеченно обыгрывали сюжеты сказок с детьми, вызывая у них положительные эмоции, открытость в общении.

Отметилась и заинтересованность родителей, которые приняли на вооружение совместные игры с детьми.

Таким образом, разработанная и апробированная система поэтапного развития креативности детей шестого года жизни в процессе ознакомления с народным творчеством и построенная на принципах организации системы занятий, отбора содержания во взаимосвязи с народной культурой и в соответствии с возрастными возможностями детей, учет предпочтений, интересов, дала положительный результат [4, 5].

Литература:

  1. Ветлугина, Н. А. О теории и практике художественного творчества детей [Текст] / Н. А. Ветлугина // Дошкольное воспитание. — 1985. — № 5.
  2. Виноградов, Г. С. Сказки как источник детского поэтического творчества [Текст] // Из истории русской фольклористики. Вып. 4–5: Сб. науч. трудов / Ред. Коллегия: А. А. Горелов (отв. ред.), В. И. Еремина, Е. А. Костюхин, Ю. И. Марченко, Т. А. Новичкова, А. Н. Розов. — СПб, 1998. с. 258–270.
  3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский — М.: Просвещение, 1997 г.
  4. Поддъяков, Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии. — 1990. — № 1. — с.16–20. 8. Полуянов, Д. В. Воображение и способности [Текст] / Д. В. Полуянов. — М.: 3нание, 1985. — 50 с.
  5. Савенков, Л. И. Детская одаренность в познавательной сфере [Текст] / Л. И.Савенков // Дошк. восп. — 1998. — № 5–6.