Исследование коммуникации в онлайн-пространстве: анализ комментариев | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Михайленко, Г. Р. Исследование коммуникации в онлайн-пространстве: анализ комментариев / Г. Р. Михайленко. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 41-47. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/507/18320/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье автор исследует специфику коммуникации пользователей онлайн пространства в комментариях к видеоролику, содержащую фейковую новость о образовательном проекте «Билет в будущее» с помощью инструментов сетевого анализа.

Ключевые слова: фейковые новости, образование, сетевой анализ

Весной 2023 года, в социальных сетях появилась информация, что в школах вводится социальный рейтинг детей, а в рамках проекта «Билет в будущее» профориентационная платформа будет выстраивать образовательную программу школьника в соответствии с тем, как оценит его способности. Данную новость уже разоблачила «ЛапшаМедиа» [1], которая является фактчекинговым ресурсом в российском сегменте онлайн-пространства. К сожалению, фейковые новости — это то, с чем нам придется смириться, потому что с развитием технологий этот социальный феномен уже никуда не уйдет.

Фейковая новость, о которой мы сказали выше, была опубликована в форме видеоролика в видеохостинге YouTube. Видео под названием «Школы РФ тихо вводят социальный рейтинг детям! Подготовка «человека служебного». Чем опасен «Сферум»» [2], было опубликовано 4 апреля 2023 года. На момент исследования видео успели посмотреть более 90 тысяч пользователей, и прокомментировать 1569 раз. Проект «Билет в будущее», активное обсуждение которого происходит в ролике, направлен на профориентацию школьников и раскрытие их талантов. Речи об ограничениях в сфере образования или введении социального рейтингования учащихся не идет, однако авторы в видео утверждают, что в российских школах искусственный интеллект будет определять способности каждого ребёнка и ограничивать его образовательную программу.

Мы решили измерить общественную реакцию, выраженную в комментариях к данному посту. Визуализировать сообщество, выделить основных лидеров мнений и основные идеи коммуникации под постом с помощью инструментов сетевого анализа [3].

Сообщество комментаторов под видео «Школы РФ тихо вводят социальный рейтинг детям! Подготовка «человека служебного». Чем опасен «Сферум».

Рис. 1. Сообщество комментаторов под видео «Школы РФ тихо вводят социальный рейтинг детям! Подготовка «человека служебного». Чем опасен «Сферум».

Результат визуализации всех комментарий к видео, представлен на рис.1. Все пользователи, оставившие комментарии к данному видеоролику, представлены в графе в форме узла, а взаимодействия между друг другом, представленным в форме ребер. Размер узла, его цвет и местоположение обусловлено количеством входящих и выходящих из него связей (ребер), а цвет и толщина ребер зависит от количества взаимодействия узлов друг с другом. Таким образом, на рис.1 мы видим большое количество одиночных комментаторов (они представлены по краям), которые не вступали во взаимодействие друг с другом, однако, нельзя сказать, что в данном сообществе не завязалась дискуссия — по центру размещены авторы, оставившие комментарии, которые смогли откликнуться общественности и вызвали интерес, что выражается в большом количестве взаимодействий между данными пользователями. Взаимодействие не хаотичное, пользователи сформировали разные сетки вокруг каждого лидера мнений, а это значит, что каждая сеть скреплена одной проблемой или мыслью. В этой сети все крупные узлы расположены близко друг к другу и «аудитория», которая вокруг них сформировалась, является от части общей, так как мы видим, что есть узлы, которые связаны сразу со всеми лидерами. На рисунке явно можно выделить лидеров мнения — это пользователь под ником @helgahagai4601, а также четыре менее крупных (@obychnyikanal, @user-zv2zw1kg7o, @user-hl4tq9pw2p, @user-ez5is1jj4x).

Лидер мнения @helgahagai4601

Рис. 2 Лидер мнения @helgahagai4601

@helgahagai4601 очень пишущий пользователь, она сама вступала в дискуссии под комментариями других пользователей, позиционировала себя как эксперта в теме видеоролика, так как сама работала в школе. Суть комментарий данного автора можно описать недовольством образовательной системой, уровнем компетентности молодых преподавателей, необходимостью цифровизации образования, а также приверженностью конспирологическим теориям «золотого миллиарда». Автор высказывала в ветке обсуждения мысль что учителя, не понимают всей угрозы для своего профессионального будущего и надеются на лучшее, однако искусственный интеллект в будущем заменит их. Высказывалась нелестно в адрес директора школы, а также бывших коллег, в которой, по ее словам, работала. Призывала не верить никому в школе, бойкотировать электронные журналы и чаты родителей в социальных сетях.

В ответ пользователи в грубой форме писали, что учителя заслуживают подобного сценария, и их совсем не жаль, ведь они «работают на систему». Также комментаторы со страхом задаются вопросом не заменит ли искусственный интеллект людей и в остальных областях. Разные пользователи в данной сетке, в той или иной степени высказывали презрение к родителям, исправно исполняющим требования школ, приведу цитату: «Я одна из класса сына нигде не регистрирую, не занимаемся по всяким скайсмарт и яклассам, впр не пишем, родители все остальные с радостью подчиняются системе, говорят это прогресс и от него отказываться не собираемся, они реально зомбированы, воспитания в детях 0. Добудиться бесполезно. К сожалению, таких «продвинутых» большинство».

Для сравнения, давайте посмотрим, о чем идет речь в другой сетке комментарий у пользователя под ником @obychnyikanal, рис.3.

Лидер мнения @obychnyikanal

Рис. 3 Лидер мнения @obychnyikanal

Этот канал оказался ботом, распространял комментарии одного содержания: «Есть возможности, которыми не хотят, чтобы вы пользовались, комментарий о них закреплён под роликом на моём канале, на других каналах его удаляют, сначала не автоматически, а теперь уже автоматически, без ссылки и с изменениями тоже».

Лидер мнения @user-zv2zw1kg7o

Рис. 4 Лидер мнения @user-zv2zw1kg7o

Третий крупный пользователь в сетке комментариев по имени @user-zv2zw1kg7o, рис. 4, активный участник коммуникации, выражал озабоченность проблемой цифровизации. В обращениях к данному комментатору выражали глубокую признательность, поддерживали идеи борьбы с цифровизацией образовательного процесса, высказывали оскорбления в адрес чиновников, правоохранительных органов. Также, высказывались конспирологические домыслы о том, что Сферум — это проект США: «Я слышала, что головной офис Сферума находится в Чехии, а учредители в Америке». Отдельное беспокойство вызвало прочтение комментария «пенсионерки», антипрививочницы, готовой взяться за оружие: «У нас весь класс делает прививки без согласия родителей, врачьё в школу приходит. Я одна против, но мне даже внук не верит 8 класс. Я сегодня просто в отчаянии. Мне хочется взять в руки о.ужие…». В комментариях звучат унижения достоинства людей с иной точкой зрения по вопросу образования и цифровизации данного процесса.

Данный лидер мнения активно поддерживал дискуссию: «Девушки, вы молодцы! Не уставайте пожалуйста! Продолжайте доносить до людей правду! Никакой цифровизации детей! Никакого Сферума! Все родители должны знать последствия внедрения таких платформ с зарубежными корнями!».

Как мы видим, информация достаточно ярко эмоционально окрашена. Погружаясь в смысл написанного пользователями данной сетки, можно прийти к выводам, что видеоролик стал поводом для сбора единомышленников — в комментариях нет противоположного мнения, все комментаторы, так или иначе одобряют позицию друг друга и поддерживают в борьбе с общим «врагом». Авторы комментарий, как правило, являются «уникальными» в поведении в офлайн-пространстве — противостоят системе, отказываются регистрировать детей в цифровых платформах.

Основные темы: конспирологические теории о подавлении воли людей; ужесточение «контроля» за людьми через цифровизацию процессов; необходимость борьбы против системы; необходимость вразумления окружающих людей; глупость и необразованность окружающих людей в вопросах рисков применения искусственного интеллекта.

Таким образом, методы сетевого анализа помогли нам собрать большой объем информации из открытых источников, чтобы визуализировать ее, исследовать и наглядно представить результаты. С помощью графовой модели мы смогли не просто визуализировать процесс коммуникации интернет-пользователей видеохостинга YouTube, но и обработать большое количество сообщений в сжатые сроки, без потери качества, так как мы знали, на какие комментарии нам нужно обратить внимание в первую очередь без необходимости изучать все 1569 комментариев к данному посту.

Литература:

1. Лапша Медиа — Фактчекинговый ресурс — URL: https://lapsha.media/

2. «Школы РФ тихо вводят социальный рейтинг детям! Подготовка «человека служебного». Чем опасен «Сферум». — URL: https://www.youtube.com/watch?v=Q48ekCNI9EA

3. YouTube Data Tools (версия 1.22) [Программное обеспечение], — URL: https://tools.digitalmethods.net/netvizz/youtube.