Предоставление государственных услуг в электронном виде: сущность, достоинства, нормативно-правовая основа | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

LXXIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2024)

Дата публикации: 14.01.2024

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Миронов, К. О. Предоставление государственных услуг в электронном виде: сущность, достоинства, нормативно-правовая основа / К. О. Миронов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 38-41. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/507/18319/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье рассматриваются современные способы оказания гражданам различных государственных и муниципальных услуг путем их предоставления через информационно-справочную систему «Государственные услуги». Подвергается анализу сама платформа «Госуслуги», выявляются преимущества предоставления государственных услуг в электронном виде и выявляются тенденции по дальнейшему совершенствованию данного процесса. Также отдельное внимание обращается существующей нормативно-правовой базе, которая регулирует процедуру предоставления государственных услуг в электронном виде.

Ключевые слова: государственная и муниципальная служба, кадровая политика, принципы, механизмы, компетентность, профессиональное развитие.

За последнее десятилетие электронные государственные услуги стали неотъемлемой частью жизни российских граждан. Вместо необходимости посещать государственные учреждения и тратить несколько часов в очередях, граждане теперь могут получить все необходимые услуги всего за несколько кликов.

Предоставление электронных государственных услуг в России стало возможным благодаря активной работе государства по созданию и развитию федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг» или справочно-информационного интернет-портала «Госуслуги».

На сегодняшний день данная платформа в электронном виде оказывается свыше 1200 государственных услуг на базе федеральных органов исполнительной власти, более 7 700 региональных услуг, а также свыше 20 850 муниципальных услуг в интересах физических и юридических лиц.

Преимущества электронного предоставления услуг очевидны. Во-первых, это экономит время граждан. Вместо того, чтобы тратить несколько часов на поход в государственное учреждение и ожидание своей очереди, граждане могут подать заявление онлайн и получить результат в самое ближайшее время [1].

Во-вторых, электронные услуги снижают коррупцию. Возможность подачи заявлений онлайн, без необходимости личного контакта с должностными лицами, уменьшает возможности для взяточничества и других незаконных действий, таким образом, содействуя более открытому и прозрачному процессу оказания тех или иных услуг государством.

В-третьих, электронные услуги способствуют улучшению качества предоставляемых услуг. Благодаря цифровизации процессов обработки заявлений и автоматизации большинства операций, государственные служащие имеют возможность более быстро и эффективно обрабатывать запросы граждан, а также предоставлять более точную и актуальную информацию по тем или иным запросам.

Однако, на сегодняшний день системе предоставления государственных услуг в электронном виде есть куда расти, поскольку по-прежнему существуют проблемы с подачей некоторых заявление онлайн, поскольку определенные услуги требуют предоставления физического документа [2]. Кроме того, не все граждане имеют доступ к электронным средствам связи, особенно в отдаленных районах страны, а также в силу возрастных ограничений.

Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных услуг, осуществляется в 18 соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно указу Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в текущей редакции, государственные услуги трактуются как разновидность государственных функций.

«Под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами» [3].

Текущая редакция Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет государственные услуги как услуги, оказываемые органами государственной власти. При этом согласно ст. 69.2 БК РФ оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) бюджетными и автономными учреждениями всех уровней может осуществляться только в соответствии с государственным (муниципальным) заданием.

Задание устанавливает требования к качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания услуг (выполнения работ). Базовым нормативным правовым актом, который определяет требования к порядку предоставления государственных услуг, является Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [4].

Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

Таким образом, предоставление электронных государственных услуг является важным шагом вперед на пути реализации национального проекта «Цифровая экономика». Данная тенденция приводит к более эффективному и удобному взаимодействию граждан с государственными учреждениями, способствуя развитию информационного общества и повышению уровня жизни населения. И, хотя путь к полной цифровизации еще продолжается, электронные государственные услуги становятся все более доступными и популярными среди населения страны.

Литература:

1. Соколова Е. А. Современные тенденции развития системы государственных услуг, предоставляемых в электронном виде // Правовестник. — 2018 — № 2. С. 17–22.

2. Беляева М. Н. Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде // Актуальные вопросы современной экономики. — 2023. — № 1. С.120–123.

3. Эфендиев М. М. Система предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде // Закон и право. — 2019. — № 4. С. 152–157.

4. Ляшенко А. С. Особенности предоставления государственных услуг в электронном виде // Теория права и межгосударственных отношений. 2021. — № 5. С. 66–73.