Общественный контроль как один из механизмов реализации гражданских инициатив | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

LXXIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2024)

Дата публикации: 14.01.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Миронов, К. О. Общественный контроль как один из механизмов реализации гражданских инициатив / К. О. Миронов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 35-38. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/507/18318/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье рассматривается такая форма выражение общественных инициатив, как общественный контроль. Проводится анализ особенностей общественного контроля, нормативно-правовая основа, специфика с точки зрения воздействия на существующую систему государственного и муниципального управления.

Ключевые слова: общественный контроль, общественные инициативы, общественная палата, местное самоуправление.

В современном обществе явление общественного контроля стало неотъемлемой частью развития гражданских инициатив. Вместо того чтобы полагаться исключительно на государственную власть, люди все больше осознают свою способность самим принимать участие в управлении, проявлять себя в качестве активной части населения. Прежде всего, общественный контроль является механизмов, который позволяет отслеживать деятельность государственных и местных органов, тем самым оказывать на них соответствующее влияние [1].

Благодаря этому, граждане могут выявлять и документировать незаконные действия, устранять такие нарушения и добиваться справедливости. Кроме того, общественный контроль способствует развитию гражданского общества. Гражданское общество включает в себя различные негосударственные организации и группы, которые действуют в интересах населения. Общественный контроль позволяет этим организациям и группам контролировать и оценивать работу исполнительных органов власти, а также при необходимости выступать с предложениями и рекомендациями по решению насущных проблем. Это создает условия для диалога между гражданами и властью, а также способствует развитию демократических процессов [2].

Также важно отметить такой аспект общественного контроля, как его способность формировать общественное мнение и сознание. Через направленные усилия гражданских активистов, население может быть осведомлено о различных проблемах и вызовах, стоящих перед ним. Однако, необходимо отметить, что общественный контроль может столкнуться с различными препятствиями.

Некоторые государственные органы и политические деятели могут быть неподготовленными к тому, чтобы принимать во внимание мнение и голос граждан и отвечать на их запросы. Кроме того, по-прежнему существует риск манипуляции общественным мнением и подавления гражданской активности [3].

В связи с этим в настоящее время проводится серьезная работа над совершенствованием механизмов общественного контроля, начиная с 2014 года, когда было осуществлено принятие основного на сегодняшний день нормативно акта, определяющего и регламентирующего основы функционирования общественного контроля в России. Согласно ст. 4 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ под общественным контролем понимается «деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений» [4].

Перечень субъектов, правомочных на осуществление общественного контроля, следующий: Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований и общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

Для осуществления общественного контроля в РФ могут создаваться:

– общественные наблюдательные комиссии (осуществляют контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания);

– наблюдательные советы (осуществляют контроль за деятельностью государственных корпораций);

– общественные инспекции и группы общественного контроля (работают совместно с государственными и муниципальными контролирующими органами);

Согласно ст. 5 закона задачами общественного контроля выступают: 1) формирование и развитие гражданского правосознания; 2) повышение уровня доверия граждан к деятельности государства, а также обеспечение тесного взаимодействия государства с институтами гражданского общества; 3) содействие предупреждению и разрешению социальных конфликтов; 4) реализация гражданских инициатив, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций и т. д.

Нельзя не упомянуть и формы общественного контроля, закрепленные в законе. К ним отнесены общественный мониторинг, общественная проверка, общественная экспертиза, общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания. Данный перечень форм, приведенный в ст. 18 закона, остаётся открытым и предполагает использование на практике иных форм контроля.

Тем не менее, общественный контроль остается важным механизмом реализации гражданских инициатив. Он способствует активному участию граждан в принятии решений, позволяет им контролировать деятельность государственных органов и вносить изменения в обществе. Общественный контроль создает условия для развития гражданского общества и формирования единого общественного мнения. Необходимо поддерживать и укреплять этот механизм в долгосрочной перспективе, чтобы обеспечить устойчивое развитие, открытость в диалоге между органами государственной и местной власти с населением.

Литература:

1. Ахадова Д. Ф. Недостатки системы общественного контроля над органами государственной власти // Научный электронный журнал меридиан. 2019. — № 15. — С. 57–59.

2. Иванов И. В. Общественный контроль как метод развития гражданского общества // Вестник общественной научно-исследовательской лаборатории. — 2021. — № 23. — С. 99–105.

3. Шаяхметова А. Ф. Тенденции и перспективы правового регулирования общественного контроля в Российской Федерации // Перо науки. 2017. — № 29. — С. 274–276.

4. Амброшко А.А Общественный контроль над функционированием органов власти в России: формы, методы, инструменты // Концепции устойчивого развития науки в современных условиях. 2019. — № 2. — С. 155–161.