Необходимость творчества при применении искусственного интеллекта в образовании | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пиянзина, А. В. Необходимость творчества при применении искусственного интеллекта в образовании / А. В. Пиянзина, А. И. Караганова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 40-44. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/506/18290/ (дата обращения: 08.05.2024).



В статье рассматриваются вопросы применения ИИ и необходимость проявления творчества педагога в планировании образовательной деятельности.

Ключевые слова: искусственный интеллект, образовательный процесс, машинное обучение, творчество, развитие.

Потенциал искусственного интеллекта (ИИ), развитие технологий на данный временной период, а также долгосрочные прогнозы его внедрения, в сферах, касающихся жизнедеятельности человека и конечно его образования, уже не вызывают удивления. Чиновники разного уровня, исследователи связывают развитие и трансформацию системы образования с внедрением в учебный процесс технологий обработки больших данных и ИИ.

«Искусственный интеллект может уничтожить человечество!» — предупреждает Илон Маск в интервью телеканалу Fox News. Похожие тревожные заявления выпустили и другие руководители компаний и ученые: свои подписи под документом, призывающем более трезво оценивать риски повсеместного использования искусственного интеллекта, поставили CEO ведущих разработчиков ИИ: Сэм Альтман из OpenAI, Демис Хассабис из Google DeepMind и Дарио Амодей из Anthropic [1].

На самом деле, риск того, что ИИ обретет необходимые качества, чтобы восстать против человека, существует уже давно. Тем не менее развитие искусственного интеллекта продолжается, и каждая страна нацелена в той или иной мере заниматься созданием или совершенствованием ИИ.

Важность ИИ, развитие его технологий, в том числе в сфере образования, подтверждается Указом Президента РФ «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» от 10.10.2019, N 490. В нем отмечается, что искусственный интеллект как «комплекс технологических решений позволяет имитировать когнитивные функции человека, включая самообразование и поиск решений без заранее заданного алгоритма, получая при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе, в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений. Использование технологий ИИ в социальной сфере способствует созданию условий для улучшения уровня жизни населения, в том числе за счет повышения качества услуг в сфере образования (включая адаптацию образовательного процесса к потребностям обучающихся и потребностям рынка труда, системный анализ показателей эффективности обучения для оптимизации профессиональной ориентации и раннего выявления детей с выдающимися способностями, автоматизацию оценки качества знаний и анализа информации о результатах обучения)» [2].

Огромный интерес к ИИ и возлагаемые на него надежды несложно объяснить. Эта технология открывает человеку невероятные возможности по автоматизации разных процессов, прежде всего трудоёмких, требующих высокой точности в вычислениях, а также скучных и рутинных. Современные возможности показывают невероятную эффективность, производительность и точность.

Искусственный интеллект наделяют большими возможностями. С помощью алгоритмов и генеративных моделей будут созданы совершенно новые, неординарные произведения в музыке, кино, изобразительном творчестве, литературе. Также выдвигаются идеи, которые предполагают выполнение учениками заданий с последующими обсуждениями и выводами по созданным продуктам с помощью искусственного интеллекта.

Шаги, которые человек делает в сторону ИИ интеллекта в творчестве, ведут его к мысли извлечь новые идеи и вдохновение. Способность ИИ анализировать большие данные, созданные алгоритмы машинного обучения могут исследовать знания и ценнейший опыт людей. Далее предлагать новые идеи и концепции, которые человек может применять в своем творчестве.

Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала созидать новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям [3].

Рассмотрим, как дела обстоят с творчеством в применении ИИ в обучении? Не секрет, что каждый преподаватель, в рамках своих компетенций и потенциала, обладает определенной системой педагогических ценностей, которые он считает значимыми и определяющими в подходе к обучению. Ценности, связанные с обозначением своей личности в профессиональной среде. Также ценности, которые ориентируют на саморазвитие, самоопределение творческой индивидуальности, позволяющей выделять свои, ни на кого ни похожие идеи и подходы в работе.

В сфере образовании ИИ развивается и прогрессирует. Освоение возможностей техники и технологий в образовательном процессе с применением искусственного интеллекта, позволяет создавать наглядный обучающий материал и применять в урочной деятельности. При создании такого демонстрационного материала красочные изображения и объекты оживляют, заставлять их двигаться, вращаться, что существенно вносит разнообразие в образовательный процесс. Применение ИИ меняет ситуацию, делая нелегкие технологии в создании мультимедийных материалов при обучении, более доступными. При этом, помогает визуализировать поставленные задачи входе процесса обучения. Неоспоримым преимуществ искусственного интеллекта в образовании является его способность персонализировать обучение под каждого обучающегося. Алгоритмы ИИ могут анализировать подход обучения, предпочтения, интересы, способности и успеваемость учащихся, чтобы создать индивидуальную программу, которая удовлетворит его образовательные потребности. Такой способ помогает учиться в собственном темпе, развиваться и сосредоточиваться на своих приоритетах в получении образования. Также ИИ может быть полезным инструментом, который расширяет творческие возможности, как педагогов, так и учеников, вдохновляет на новые начинания. Использование ИИ может ускорить процесс творчества, поможет быстрее и эффективнее воплощать свои идеи в жизнь, облегчая процесс усвоения материала обучающимися. Задача на данном этапе создать эффективный тандем педагога и возможностей ИИ, направленного на улучшение качества и эффективности процесса обучения.

Перспективы развития ИИ в системе образовании очень высоки. Но мнения по его положительному влиянию и возможным рискам разделились. Одни утверждают, что замена педагога машиной улучшит жизнь преподавателей, освободит его от рутинных забот, разнообразит педагогический процесс. Другие утверждают, что тогда неизбежна потеря рабочих мест, обесценивание роли педагога, остановка в саморазвитии, желании проявлять свое творчество.

Несмотря на все достижения, ИИ все еще далек от замещения человеческого творчества. Он не может создавать по-настоящему неординарные идеи и не имеет той эмоциональной окраски, что творение рук и мысли человеческой. В целом, ИИ представляет собой современный инструмент для развития и расширения творческого потенциала педагога, который движется в сторону инноваций. Его использование может привести к появлению новых форм, методов, подходов и способов выражения в обучении. Но не стоит забывать, что истинная креативность и уникальность всегда будут принадлежать человеку, а ИИ лишь является инструментом для их воплощения, так как творчество всегда считалось исключительной прерогативой человека. Творческий дар присущ может быть только человеку. Муки при создании продукта творчества, долгие размышления и спонтанности решений не заменит ни одна даже высокопроизводительная машина. Современный педагог прежде всего творец, человек, влияющий на становление мировоззрение своего ученика, проводник в бушующем потоке информации. Вклад педагога, интуиция, оригинальность, неординарность мышления не могут быть полностью замещены алгоритмами и компьютерами. Заменить, отодвинуть преподавателя с его нестандартным, креативным, иной раз интуитивным мышлением, творческим подходом и эмоциональной выразительностью, и окрашенностью, не получится. Такой педагог всегда останется более интересным, чем самый совершенный искусственный интеллект. Поэтому необходимость творчества педагога важный аспект при использовании возможностей ИИ.

Подводя итог хочется отметить, что механизм повсеместного внедрения ИИ уже запущен, но требует осмысления ориентиров, обозначенных в Указе Президента РФ «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации». Это информатизация, цифровизация и автоматизация учебного процесса. Двигаясь в инновационном режиме современного образования, традиционные подходы в обучении без ИИ и его возможностей будут отставать и тянуть назад. Так как инструментарий устарел и исчерпал свои возможности. Процесс слияния двух потенциалов, педагогического и машинного, должны слиться в единый поток так необходимого творчества в обучении. Это перспективы ближайшего будущего нашего образования, которое должно быть доступным, технологичным, современным, творческим и конкурентоспособным.

Литература:

  1. Электронный ресурс «Искусственный интеллект в образовании» https://habr.com/ru/articles/740730/
  2. Указ Президента РФ от 10.10.2019 N 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года»). URL: https://www.zakonrf.info/ukaz-prezident-rf-490–10102019/ (дата обращения: 20.12.2023)
  3. http://www.philosophydic.ru/tvorchestvo