Коллизионное правоотношение в международном частном праве | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

LXXII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2023)

Дата публикации: 26.12.2023

Статья просмотрена: 502 раза

Библиографическое описание:

Букулова, А. Ж. Коллизионное правоотношение в международном частном праве / А. Ж. Букулова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 29-34. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/506/18287/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье автор раскрывает содержание и роль коллизий в системе международного частного права. Представители научного сообщества традиционно считают, что в международном частном праве есть коллизионно-правовой и материально-правовой способ регулирования общественных отношений. Суть коллизионно-правового способа в том, что если в частноправовых отношениях есть норма права другого государства или иные иностранные компоненты, то важно понять в первую очередь то, какое законодательство будет применяться для урегулирования возникающих споров и с целью управления иными общественными отношениями.

Ключевые слова: нормы права, отношения, коллизии, международное частное право, регулирование.

В международном частном праве существует большое количество значимых научных категорий. Одной из таких категорий является коллизия законодательных актов. Как показывает история, основой развития международного частного права являлись коллизионные нормы. Они с точки зрения юридической техники являются одними из самых сложных, в результате чего возникают многочисленные споры. Перечень данных норм, которые используются для регулирования частноправовых связей, осложняется иностранными элементами. В итоге появляется коллизионное право. Вне зависимости от того факта, что содержание международного частного права не исчерпывается коллизионными аспектами, эта отрасль является сложной и до сих пор ведутся многочисленные дискуссии по поводу раскрытия сущности коллизий.

В переводе с латинского языка термин «коллизия» означает «столкновение». О коллизии, столкновении законов говорят, когда то или иное правоотношение связано с несколькими правовыми системами, потенциально применимыми для его регулирования.

Коллизионные нормы обладают уникальными характеристиками, являющимися достаточно специфическими. В нормах международного права коллизия используется не для того, чтобы урегулировать правовые отношения субъектов. Её применяют в качестве уникального направления. В рамках данного направления есть принцип, определяющий сущность коллизионной нормы. Благодаря этому можно понять, какой следует выбирать тот или иной правовой механизм. Любая коллизионная норма является отсылкой к другим правовым отношениям. В подобных обстоятельствах регулирование правовых отношений будет достигнуто только тогда, когда субъекты обращаются к применению норм материального права [1].

Важной специфической особенностью коллизионных норм является определённый объём и привязка к нормам материального права. Если в классическом наборе компонентов правовой нормы есть гипотеза, диспозиция и санкция, то в коллизионной норме некоторые из этих элементов отсутствуют.

Раскрывая сущность коллизионной нормы Н. Ю. Ерпылева [2] полагает,что в ней есть право государству использовать её в конкретной ситуации. Но, такая коллизионная норма играет существенную роль для урегулирования частноправовых отношений. Осложняется эта коллизионная норма иностранными компонентами.

Ю. А. Тихомиров [3] считает, что любые коллизионные нормы являются предписаниями, которые основываются на абстрактных положениях и отсылают к другим правовым актам. С помощью коллизионной нормы государство может выбрать тот или иной вектор деятельности для решения конкретных вопросов. Но, нужно помнить о всех особенностях такой коллизионной нормы.

В научном сообществе ведутся дискуссии по поводу того, что коллизионную норму следует сравнивать не только с отсылочной, но и обращать внимание на бланкетную норму национального права. Бланкетные и отсылочные нормы позволяют понять, какую норму закона или иной юридический механизм можно применять с учётом установленного предписания. Соответственно, нет никакого смысла сопоставлять отсылочные и бланкетные нормы с коллизионными. С помощью бланкетных и отсылочных норм можно обеспечивать чёткое правовое регулирование, которое подкрепляется юридическим механизмом. Что же касается коллизионной нормы, то она только даёт возможность применять конкретные нормы права в рамках национального и международного правового поля.

Очень часто коллизионные нормы связаны с частноправовыми отношениями, в составе которых есть набор иностранных компонентов. Одной из уникальных форм международного договора как известно является статут. Он раскрывается в виде уникального правового порядка. В его составе есть конкретные полномочия, к которым отсылает коллизионная норма. Это позволяет обеспечивать правильную регламентацию правовых отношений.

В понимании сущности коллизионной нормы, зачастую принято указывать на её направляющее свойство, которое предполагает в применении материально-правового предписания, определенного ей, устанавливать общие правила для всех участников частноправового отношения. В данном случае любое направление, которое определяется с помощью коллизионной нормы, указывает на статут в системе связей конкретных участников правовых отношений. О правовом положении в подобных обстоятельствах не идёт речь. В рамках данного регулирования с помощью коллизионной нормы можно обозначить объём и вид статута, а также уникальную привязку, позволяющую развивать норму.

Благодаря определению содержания коллизионных норм можно понять, что они являются базисом для раскрытия сущности статута. При создании статута нужно использовать все компоненты, которые есть в составе коллизионных норм. Этими компонентами, на наш взгляд, являются объём и привязка к конкретной норме. Сущность объёма коллизионной нормы в том, что с его помощью можно раскрыть содержание и вид правовых отношений, которые закреплены в статуте. В дополнение к этому используется сфера действия, и те задачи, которые решаются в этом аспекте. В свою очередь привязка говорит о том, какое материальное право страны следует применять. Благодаря всему этому формируется структура и содержание статута.

В этих обстоятельствах можно сказать о том, что коллизионная норма обладает одной важной особенностью. Суть её в характере назначения такой нормы. Применяется она не для того, чтобы регулировать совокупность прав и обязанностей в системе правоотношений, а с целью выбора материального права. Его в итоге можно будет применять при решении конкретного дела.

Изучение многочисленных источников зарубежного права позволяет сделать вывод о том, что использование норм международного права можно считать успешным в определённых случаях. В частности, нужно должным образом сформировать правовую систему. Невозможно эффективно применить международное частное право тогда, когда решается конфликтная ситуация с привлечением различных субъектов.

В национальных законодательных актах и в международных договорах, которые страны подписывают между собой для достижения тесного взаимодействия, есть коллизионные нормы права. Например, в российском законодательстве в Гражданском кодексе есть сущность коллизионных норм, поскольку в этом документе есть отдельный раздел, посвящённый нормам международного частного права.

Общественные отношения в этом случае определяются с помощью иностранных компонентов. Благодаря этому регулирование таких отношений нужно производить только с использованием коллизионных норм. Определены они не только в Гражданском кодексе, но и в Семейном кодексе, в Кодексе торгового мореплавания и в ряде других нормативных правовых актов. Россия ратифицировала множество международных договоров, в составе которых есть ряд коллизионных норм. Эти международные договора являются непосредственной частью функционирования международного права.

Применять международный договор можно в Российской Федерации с использованием в качестве дополнения внутригосударственного акта. Он способствует использованию норм международного договора в разных случаях. Следовательно, коллизионные нормы международного частного права в таких обстоятельствах имеют доминирующую роль. Это позволяет эффективно урегулировать все общественные отношения в контексте выполнения участниками норм международного договора.

Используя общеправовые принципы в контексте наличия норм коллизионного права нужно принять к вниманию несколько важных обстоятельств. Суть первого обстоятельства в том, что все общеправовые принципы не закреплены напрямую в нормах права. Однако, с их помощью можно сформировать систему правовых норм и определить их структурные компоненты. Данные принципы влияют на всю правовую систему, что позволяет развивать конституционные правоотношения. Так, Конституция РФ в соответствии с её ч. 1 ст. 15 имеет высшую юридическую силу, согласно её ч. 3 ст. 76 федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, в силу её ч. 3 ст. 90 указы Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, на основании ст. 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» постановления Правительства РФ издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и т. д.

Что касается второго обстоятельства, то его сущность в том, что подвергать изменению конституционные принципы при помощи принятия отдельных законодательных актов не может законодатель несмотря на его возможности. Произвести изменение такого принципа можно, но для этого следует осуществить трансформацию всей системы норм права, подвергнув реформированию и конституционное законодательство.

В итоге необходимо сделать общий вывод о том, что в современных реалиях нормы международного права основываются на коллизиях, в результате чего происходит решение определенных вопросов. В нынешних обстоятельствах в международном частном праве участники общественных отношений применяют два способа регулирования. Первый способ основывается на коллизиях, а второй является материально-правовым. В случае использования коллизионного способа для регулирования частноправовых связей с наличием иностранных компонентов, нужно в первую очередь понять, нормы права какого государства следует применять для достижения результатов.

Литература:

  1. Новикова В. М. Коллизии в международном частном праве // Научный электронный журнал «Инновации. Наука. Образование. — 2015. –С. 515–520.
  2. Ерпылева Н. Ю., Гетьман-Павлова И. В. Интерперсональные коллизии в международном частном праве Израиля //Право. Журнал Высшей школы экономики. — 2019. — №. 3. — С. 220–249.
  3. Тихомиров Ю. А. Согласованность и коллизии норм //Московский журнал международного права. — 2021. — №. 2. — С. 154–164.