Жизнестойкость как условие психологического комфорта педагога | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пиянзина, А. В. Жизнестойкость как условие психологического комфорта педагога / А. В. Пиянзина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 44-49. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/506/18284/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье рассматриваются вопросы формирования жизнестойкости как компонента для сохранения психологического здоровья педагогов, создания комфортных условий для реализации себя в профессии.

Ключевые слова: психологическая безопасность, жизнестойкость, образовательная среда, психологический комфорт, психологический феномен.

Технологии изменили жизнь современного педагога. Среди всего потока информации сложно быстро адаптироваться в новых условиях возникающих психологических рисков и угроз профессионального выгорания. Поэтому изучение условий психологической безопасности педагога приобретают особую актуальность.

Профессия педагога, относится к группе профессий, которая отличается высокой ответственностью, многозадачностью и умением решать возникающие вопросы молниеносно. Современные условия модернизации всей системы образования, глобального перехода на цифру меняют взгляд на сегодняшнее образование. Педагоги не успевают привыкнуть к новым форматам и требованиям обеспечения образовательного процесса, как появляются другие нововведения. От сюда возникает проблемы с самообладанием, идентификации себя в профессии, уверенности, мотивации. Рвутся связи, создающие комфорт и психологическую защищенность перед современными реалиями в педагогике.

Современное образование нуждается в высококвалифицированных педагогах, способных к умению быстро ориентироваться, трансформироваться в информационном обществе. Необходимо развивать у педагога способности к овладению новыми профессиональными компетенциями. Способствовать формированию нового инновационного мышления. При этом сохранить психическое здоровье как условие для психологического благополучия и безопасности. Сформировать способности адаптироваться к возникающим угрозам, вызовам окружающей и профессиональной среды. Для этого необходим определенный уровень психологической готовности. Средством формирования психологической безопасности являются психологические ресурсы. Одним из таких ресурсов является жизнестойкость личности.

Следовательно, актуальность данной проблемы обусловлена созданием механизма психологической поддержки развития жизнестойкости педагога. Имеющиеся исследования, хотя и раскрывают различные аспекты жизнестойкости педагогов, но не позволяют объективно и всецело оценить ее роль в психологической безопасности в профессиональной деятельности в условиях цифровизации.

Проблему жизнестойкости исследовали многие отечественные и зарубежные ученые, соответственно сложились теоретические предпосылки для изучения вопроса авторами исследований такими как: В. Флориана, М. Микулинчер, О. Таубман, Ла Герк, Л. А. Александрова, Р. Мэй, Б. Г. Ананьев, С. Мади, Е. А. Евтушенко, С. Л. Рубинштейн и др. На сегодняшний день исследования феномена продолжаются в связи с тем, что этот показатель важен во многих сферах жизни человека и коррелирует с состоянием психического и физического здоровья человека. По Д. А. Леонтьеву, жизнестойкость — черта, характеризующаяся мерой преодоления личностью заданных обстоятельств, а в конечном счете мерой преодоления личностью самой себя [1]. Понятие жизнестойкости как психологический феномен начали рассматривать в начале 80-ых годов 20-го века термин hardiness вводится в понятийный аппарат психологической науки американскими психологами Сьюзен Кобейса и Сальватором Мадди. В отечественной психологии в 2000 году Д. А. Леонтьев предложил обозначать это понятие на русском языке как жизнестойкость. В отечественной психологии различным аспектам жизнестойкости посвящено много работ, определяющих теоретический аспект данного вопроса. Среди них концепции жизнестойкости в психологии Л. А. Александрова, жизнестойкость как психологический феномен Д. М. Сотниченко, связь жизнестойкости с кризисом идентичности М. Ю. Кузьмин, личностно-ситуационное взаимодействие Е. Ю. Коржова и др. [2] О. А. Березкина определяет жизнестойкость как личностное состояние человека, достигаемое им в процессе его упорной деятельности в социальной среде, которая воздействует на него, развивает и обогащает все сферы его психики, позволяя ему выстроить свой «фундамент» жизнестойкости за счет своей энергии, воли и чувств. [3]

Хочется отметить, что в большинстве случаев безопасная образовательная среда в исследованиях характеризуется комплексом свойств, позволяющих оценить состояние как самой среды, так и личности в ней, а на данном этапе развития цифрового пространства в образования это становится более актуальным. Поэтому формирование жизнестойкости, в контексте общей психологической безопасности и комфортности, является важной составляющей единицей.

И. А. Баева и Н. В. Бордовская психологическую безопасность определяют, как условие образовательной среды школы, в которой во взаимодействиях ее участников отсутствует психологическое насилие, и более того, она способствует их психологическому благополучию [4]. Так, в исследовании Т. И. Куликовой и Д. В. Малого доказано, что «основными факторами психологически безопасной образовательной среды являются уровень развития профессиональных и личностных качеств — эмоциональной устойчивости, творческого мышления, способности к рефлексии, гуманистической направленности, эмпатии, толерантности» [5]. M. Яник и С. Ротманн обращают внимание на тот факт, что реляционные факторы (отношения с коллегами, с начальством, эмоциональное истощение) сильно влияют на психологическую безопасность педагогов.

Также проведя анализ исследований различных авторов (И. А. Баева, О. Ю. Зотова, Е. Н. Коменская, В. А. Львович, А. Г. Терещенко и др.), коротко можно определить психологическую безопасность как состояние психологического комфорта и сохранность психологического здоровья, следовательно, жизнеспособности в ситуации применения цифровых образовательных продуктов, массовой цифровизации во всех сферах жизни человека, в частности, в образовании.

На данном этапе развития образования процесс цифровизации не обсуждается, а принимается как руководство к действию. Сформированы также практические предпосылки в них можно отметить, что в стране созданы определенные структуры, которые осуществляет деятельность в области информационных технологий, например, Федеральный институт цифровой трансформации. Развитие цифровых и электронных образовательных ресурсов для повышения качества образования, Департамент цифровой трансформации и больших данных, Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». Федеральный закон № — 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральные государственные образовательные стандарты, Федеральные образовательные программы, профессиональный стандарт «Педагог» предъявляют требования к необходимому набору компетенций у педагогов, способствующих улучшению качества образования в соответствии новыми веяниями применения возможностей цифровизации.

В регионах реализуются проекты, регулирующие вопросы оснащения образовательных организаций современным оборудованием, создаются «Точки роста», внедряются цифровые формы обучения, осуществляется дистанционное взаимодействие между участниками образовательной деятельности. Наряду с нормативными документами, регулирующими профессиональную деятельность педагогов, в рамках национального проекта «Демография», Федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» создаются корпоративные программы по сохранению и укреплению здоровья работников, а также формирования ответственного отношения работников к своему здоровью, создаются психологические службы на основании распоряжения Минпросвещения России от 28.12.2020 N Р-193.

Разработка эффективных средств психолого-педагогического сопровождения, поддержки человека в социальной, образовательной и профессиональной средах входит в число приоритетных направлений в Российской Федерации до 2030 г. В условиях возникающих социокультурных рисков, роста уровня дискомфорта в психологической безопасности образовательной среде, актуальным становится формирование жизнестойкости педагога как одной из центральных фигур образовательных отношений.

Жизнестойкость как психологический феномен, можно сформировать, это поможет регулировать процесс эмоционального и профессионального выгорания. Будет способствовать профилактики стресса, повысит целеустремленность, удовлетворенность работой, создаст психологический комфорт, мотивацию, целеполагание, профессиональную заинтересованность, активность.

Y. Wang, основываясь на модели Мэнсфилда, описывает жизнестойкость как коллективную конструкцию, возникающую из многоуровневых систем и экосистем через личные (мотивация) и контекстуальные ресурсы (наставничество), стратегии (обучение профессии) и результаты (благополучие), которые динамически взаимодействуют друг с другом. A. Masten с соавт. утверждают, что «жизнестойкость не является чертой личности, хотя люди проявляют жизнестойкость в своем поведении и образе жизни». Q. Gu и Q. Li обосновывают, что «природа жизнестойкости у учителей не является врожденной, а зависит от индивидуальных качеств во взаимодействии с контекстуальными условиями, в которых работают учителя». [6]

Следовательно, необходимы методы, способствующие развитию жизнестойкости как необходимого условия для комфорта и безопасности психологического состояния педагога. Смягчение угроз, социальной незащищенности, неуверенности в себе как профессионале в новых условиях системы образования. Способствовать более эффективному развитию жизнестойкости помогут адекватные ситуации методы и приемы. Целесообразно проводить обучение навыкам межличностного общения, которое поможет педагогам более качественно и эффективно взаимодействовать с другими участниками образовательных отношений, что сведет к минимуму чувство беспомощности, незащищенности, эмоционального истощения в условиях модернизации и трансформации всей системы образования. Важную роль в поддержке работающих педагогов имеет ориентация не только на преподавание своей дисциплины. Нужно задать вектор на овладение навыками управления стрессом и профилактики выгорания, которые будут способствовать формированию и развитию жизнестойкости.

Литература:

  1. Франкл Виктор. Сказать жизни «Да»: психолог в концлагере. Москва: Смысл, 2004. — 176 с.
  2. Соболева Е. В., Шумакова О. А. Феномен жизнестойкости в зарубежных и отечественных исследованиях // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/05/34519 (дата обращения: 16.12.2023).
  3. Maddi S. R., Khoshaba D. M. Hardiness and Mental Health // Journal of Personality Assessment. — 1994. — Oct. — Vol. 63. — N 2. — Р. 265–274.
  4. Баева И. А., Бордовская Н. В. Психологическая безопасность образовательной среды и психологическое благополучие учащихся и учителей российских средних школ // Психология в России: современное состояние. 2015. № 8 (1). С. 86–99. DOI: 10.11621/pir.2015.0108
  5. Зуева С. О. Психологическая безопасность педагогов в образовательной среде школы // Развитие и образование личности в современном коммуникативном пространстве: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения В. Г. Асеева, Иркутск, 18–20 ноября 2021 года / Под редакцией И. М. Кыштымовой, Л. В. Скоровой. Иркутск: Аспринт, 2021. С. 96–102.
  6. Кисляков П. А., Шмелева Е. А., Кольчугина Н. И., Фан Ч. К. Жизнестойкость и психологическая безопасность педагога в образовательной среде // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 9. С. 143–173. DOI: 10.17853/1994–5639–2022–9–143–173