Функциональная грамотность как основа для развития навыков коммуникации на уроках истории и обществознания | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 24. Педагогика

Опубликовано в

LXXI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2023)

Дата публикации: 17.12.2023

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Корнеева, Е. А. Функциональная грамотность как основа для развития навыков коммуникации на уроках истории и обществознания / Е. А. Корнеева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 43-48. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/505/18274/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье представлен педагогический опыт автора по вопросу формирования функциональной грамотности с точки зрения коммуникации на уроках истории и обществознания, рассматривается основное понимание функциональной грамотности, ее подвидов в образовательном процессе, показываются практические средства для развития функциональной грамотности в ходе организации занятий по истории и обществознанию.

Ключевые слова: функциональная грамотность, коммуникация, средства развития, читательская грамотность, математическая грамотность, история, обществознание, средства.

В современных социальных и экономических реалиях функциональная грамотность является необходимым навыком для успешной адаптации в обществе и решения повседневных задач. Она позволяет человеку эффективно взаимодействовать с окружающим миром, понимать инструкции, заполнять документы, читать и писать электронные сообщения, использовать интернет и социальные сети. Без функциональной грамотности человек ограничен в возможностях получения информации, общения с другими людьми, поиска работы и повышения качества уровня жизни. Кроме того, ее наличие является ключевым фактором для успешной учебы и карьерного роста.

ЮНЕСКО определила в 1957 г., что функциональная грамотность — это интегрированные умения по использованию письменной и устной речи с целью выполнения задач в различных контекстах, включая образование, работу и повседневную жизнь [5]. В послании Федеральному собранию Президентом было сказано, что образование в РФ находится в приоритете [2]. Необходимо сконцентрироваться на фундаментальной подготовке так, чтобы формировались возможности для роста каждого учащегося на всех уровнях образовательной системы. Для осуществления намеченных президентом перспектив, вместе с созданием соответствующих психолого-педагогических, организационных условий и возможностей для самореализации, создан Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [3]. Уже законодательством закреплено, что в приоритете образовательные методы, позволяющие школьникам с интересом освоить базовые навыки и умения, с вовлеченностью в образовательный процесс познавать содержание предметов истории и обществознания, где функциональная грамотность составляет основу для дальнейшего обучения и саморазвития.

В данной статье, вслед за С. А. Тангян и В. В. Гаврилюк, под функциональной грамотностью следует понимать уровень знаний и умений в чтении и письме, который необходим для эффективного участия в общественной, культурной, политической и экономической жизни общества с точки зрения прогресса и личностного роста [1]. А. В. Хуторской акцентирует, что современные методы обучения включают составляющие функциональной грамотности [4], к которым относятся математическая, естественнонаучная, читательская, финансовая грамотность, а также глобальные компетенции и креативное мышление.

В собственной практике проведения уроков истории и обществознания основной компонент функциональной грамотности, который необходим в обязательном порядке, — это читательская грамотность. Она определяется умением учащегося понимать, осмыслять и использовать ключевое содержание письменных текстов для достижения собственных целей, активного участия в жизни общества. Когда осуществляется полное понимание содержания текста, наступает период использования знания в непосредственной коммуникации для самосовершенствования. Математическая грамотность — это понимание роли математики не только в повседневной жизни, но и также в истории и обществознании, использование знаний из математики в рамках изучения других предметных областей.

В истории и обществознании функциональная грамотность играет основополагающую роль. В этих дисциплинах необходимо уметь анализировать и интерпретировать исторические и современные общественные тексты, выражать мысли и идеи, обсуждать проблемы и дискутировать с одноклассниками. Для этого необходимо владеть не только знаниями, но и навыками коммуникации. Она включает несколько компонентов. Во-первых, это знание языка — грамматики, лексики, правописания и пунктуации. Во-вторых, это умение использовать язык для решения конкретных задач — например, написать эссе, провести анализ текста или выразить свое мнение на дискуссии. В-третьих, это способность адаптироваться к различным коммуникативным ситуациям и использовать язык в соответствии с их требованиями.

Собственная практика обучения показала, что развитие функциональной грамотности как основы для совершенствования навыков коммуникации по истории и обществознанию можно осуществлять через различные средства. Перечислим основные из них, которые достаточно часто используются в процессе преподавания: мнение-высказывание, реконструкция событий, урок-дискуссия, исторический диктант, анализ исторических документов, исследовательская работа (проект). Опишем подробнее каждое средство, позволяющее формировать функциональную грамотность в коммуникации.

Мнение-высказывание является одним из ключевых средств коммуникации в развитии функциональной грамотности. Оно позволяет не только выражать мысли и идеи в учебных группах, но и учиться слушать и понимать других участников образовательного процесса. Для развития функциональной грамотности школьники анализируют информацию, делают выводы, аргументируют свою точку зрения и убеждают других. Это также способствует развитию критического мышления, что является важным элементом функциональной грамотности. Учащийся, умеющий анализировать информацию и оценивать ее достоверность, лучше справляется с повседневными задачами и принимает более обоснованные решения. Например, в 9 классе при прохождении темы «Крестьянская реформа 1861 года» предлагается рассчитать выкупной платеж конкретного крестьянина, исходя из суммы его годового оброка.

Реконструкция исторических или общественных событий является одним из эффективных средством коммуникации в развитии функциональной грамотности. Оно позволяет не только получать информацию о прошлых и современных событиях, но и учиться анализировать ее, делать выводы и формировать свою точку зрения. Реконструкция помогает расширять кругозор, понимать прошлое и настоящее, находить общие параллели, прогнозировать, приспосабливаться к возможным вариантам исхода, слушать и понимать точки зрения других людей и находить компромиссы. Например, при прохождении темы «Господство Рима над Средиземноморьем» в 5 классе предлагается реконструировать этапы подчинения стран Средиземноморья на карте после захвата Карфагена.

Урок-дискуссия является еще одним эффективным средством коммуникации в развитии функциональной грамотности. Он позволяет выражать мысли, аргументировать точку зрения и слушать мнение. Школьники получают возможность обсудить исторические и общественные темы. Заранее обдумываются учителем открытые вопросы, которые позволяют выразить точку зрения. Непосредственно на уроке создается атмосфера доверия и уважения, чтобы учащиеся чувствовали себя комфортно и могли свободно выражаться. Например, на уроках обществознания раздаются карточки, в которых описаны участники, их характеры и ситуации по теме «Финансовая грамотность» в 9 классе. На уроке-дискуссии необходимо выразить и доказать собственное мнение, кто из героев прав, а кто действительно виноват, какое наказание он получит.

Исторический диктант — это еще один способ развития функциональной грамотности. Он позволяет ученикам узнать больше об истории России и развивать навыки чтения и написания. В ходе исторического диктанта учащиеся в небольших группах получают текст на определенную тему, связанную с историей. Они должны прочитать материал и написать его собственной рукой без использования компьютера или других электронных устройств. Это помогает не только развивать навыки письма и правописания, но устанавливать коммуникацию и работать в команде. Например, в 5 классе во время изучения истории древнего мира предлагается написать надпись на гробнице из Египта. По результатам работы необходимо ответить на вопросы о содержании надписи, ее смысле.

Анализ исторических или современных документов позволяет узнать о различных типах документов, их структуре, языковых особенностях и правилах оформления. В ходе анализа материалов изучаются письма, заявления, договоры, отчеты и т. д. Учащиеся не только прочитают текст, но и должны понять его содержание, определить структуру документа и правильность его оформления. Например, учащимся 7 класса на уроках обществознания предлагается анализ современных договоров, устанавливающих характер трудовых отношений между работником и работодателем.

Развитие функциональной грамотности как основы для совершенствования навыков коммуникации по истории и обществознанию можно осуществлять посредством организации исследовательской работы . Она позволяет не только углубить знания по истории и обществознанию, но и развить навыки коммуникации, критического мышления и анализа информации. В ходе исследовательской работы школьники выбирают тему исследования, собирают и анализируют информацию, формулируют выводы и представляют результаты работы в письменном или устном виде. В процессе работы они также могут общаться с другими школьниками, преподавателями и экспертами в своей области. Учитель помогает выбрать подходящую тему исследования, объясняет методы сбора и анализа информации, а также проверяет правильность формулировки выводов. Например, в 5 классе школьники работают над исследованием «Религия древних египтян», в 7 классе — «Понятие нового времени», в 9 классе — «Германия в первой половине 19 века».

Таким образом, собственная практика обучения показала, что формирование функциональной грамотности в коммуникации на уроках истории и обществознания можно осуществлять с помощью таких заданий, как реконструкция событий, мнение-высказывание, урок-дискуссия, исторический диктант, анализ исторических документов, исследовательская работа (проект). Учащиеся овладевают необходимым навыком грамотности для успешной адаптации, у них снимаются ограничения в возможностях получения информации, общения и повышения качества уровня жизни. Умение анализировать и интерпретировать исторические и современные общественные тексты, выражать мысли, в процессе урока-дискуссии или реконструкции событий становится фундаментом для саморазвития и самосовершенствования практически в любой предметной или социальной области.

Литература:

1. Гаврилюк В. В. Функциональная неграмотность в условиях перехода к информационному обществу / В. В. Гаврилюк, Г. Г. Сорокин, Ш. Ф. Фарахутдинов; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Тюменский гос. нефтегазовый ун-т». — Тюмень: Изд-во гос. образовательного учреждения высш. проф. образования «Тюменский гос. нефтегазовый ун-т», 2009. — 243 с.

2. Послание президента Федеральному собранию [Электронный ресурс]. 2023. — URL: http://kremlin.ru/events/president/news/70565 (дата обращения: 09.12.2023)

3. Указ Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года — http://kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения: 08.12.2023)

4. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А. В. Хуторской. — М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416 с

5. Revised Recommendation concerning Education for International Understanding, Co-operation and Peace and Education relating to Human Rights and Fundamental Freedoms (‘1974 Recommendation'). [Электронный ресурс]. — https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000383055/. (дата обращения: 09.11.2023)