Влияние семьи и семейных традиций на молодое поколение. Проблема «отцов и детей» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Красникова, Е. В. Влияние семьи и семейных традиций на молодое поколение. Проблема «отцов и детей» / Е. В. Красникова, К. Д. Негодин. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXX Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 23-27. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/504/18256/ (дата обращения: 04.05.2024).



В данной статье рассматривается понятие семьи, её роли в жизни каждого человека, влияние семейных традиций на молодое поколение и на формирование интеллектуальных и эмоциональных основ личности. Семья, как «ячейка общества» и основа человеческих отношений, обеспечивающая всестороннее развитие личности, формирование, укрепление, а также попытки сохранения физического, нравственного и ментального здоровья молодого поколения. Авторами статьи рассмотрена проблема отцов и детей.

Ключевые слова: семья, семейные традиции, конфликт поколений.

В процессе формирования личности и её взглядов на различные аспекты жизни важное место занимают семья и семейные взаимоотношения. Семья формирует эмоциональные и интеллектуальные основы каждого человека, влияет на психологическое здоровье, дает первые представления о жизни в обществе, человеческих взаимоотношениях, прививает здоровое нравственное воспитание, учит правилам поведения в социуме. Малая группа, основанная на кровном родстве или браке, имеет колоссальное значение не только для каждой личности, но и для общества в целом. Различные сферы общественной жизни также зависят от института человеческих взаимоотношений. Поведение человека непосредственно зависит от семьи, там формируется наше поведение, привычки, эмоциональный интеллект, идеи и характер.

На протяжении всей истории человечества философы различных эпох рассуждали о роли семьи и её месте в обществе. Древнегреческий философ Аристотель считал, что «…семья состоит из элементов, совокупность которых и составляет ее организацию. В совершенной семье два элемента: рабы и свободные. Так как исследование каждого объекта необходимо начинать, прежде всего, с рассмотрения мельчайших частей, его составляющих, а первоначальными и мельчайшими частями семьи являются господин и раб, муж и жена, отец и дети, то следует рассмотреть каждый из этих трех элементов: что каждый из них представляет собой и каковым он должен быть…» [1]. Таким образом, семья — не только небольшая группа людей, связанная близкородственными отношениями, но и целая система, состоящая из различных элементов, связанная с экономическим и политическим влияниями.

Философы и общественные деятели разных эпох, по-своему обозначили в своих трудах роль семьи, но в одном они едины, семья — это важнейший социальный институт, без которого невозможно функционирование общества, который влияет на вопросы различных сфер жизни человека, социума и государства.

Каждая семья, несмотря на схожую роль в жизни человека, отличается друг от друга. У каждой свои взгляды, методы воспитания, взаимоотношения между членами семьи и свои традиции. Процесс социализации личности, ее формирование, как правило, происходит в соответствии с традиционными ценностями, которые принимают форму практического образца или идеала, они становятся основой нравственного и гражданского воспитания [2]. Понятие семейных традиций в данной статье мы определяем как принятые в каждой семье нормы, обычаи, манеры поведения, а также взгляды, которые передаются из поколения в поколение.

На наш взгляд, главной целью семейных традиций является сохранение и укрепление хороших взаимоотношений внутри семьи и трансляция основ воспитания на будущее поколение членов семьи. Традиции основываются на общественных, религиозных и исторических аспектах, но практически преобразуются и дополняются собственными идеями и взглядами, поэтому они уникальны для каждой семьи. Роль традиций в современном обществе весьма разнообразна. Различные традиции формировались в определенные исторические периоды и формации общества. Многие из них значительно устарели и потеряли свою актуальность, а некоторые стали «бессмертной классикой» не только каждой семьи, но и для народов в целом. Например, празднование нового года, народные гуляния на масленицу, почитание дня победы и др. Также роль определенных традиций зависит от политических или религиозных взглядов человека. Так, например, очень религиозная православная семья имеет традицию соблюдать все посты, ходить в церковь в воскресный день, отмечать все религиозные праздники. Однако, как бы многообразны ни были семейные традиции, их роль зависит не только от почитания в семье, но и от непосредственно времени. Как говорилось ранее, многие традиции утеряли свою былую актуальность в нынешнее время. Например, уже редко соблюдается традиция, когда, отдавая дочь замуж, вместе с ней передавали приданное в виде рушников, платков, постельного и пр.

Говоря о влиянии традиций на молодое поколение, мы имеем ввиду не только представления молодых людей о жизни и правилах поведения в обществе, но и представление о семейных взаимоотношениях. В большинстве случаев молодые люди в пубертатный период не задумываются о значимости семейных традиции, о их роли в обществе. Во многом это связано с отсутствием четкого представления о понятии семейной традиции как таковой. К тому же, немаловажную роль в формировании взглядов играет не только семья, но и окружение человека.

В ходе рассмотрения вопроса о влиянии семьи и семейных традиций на молодое поколение необходимо рассмотреть проблему «отцов и детей». Хороший выразительный отсыл к данной проблеме делает И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети», где четко была сформирована концепция проблемы «разрыва поколений». Данное понятие определяется как социологический феномен, при котором культурные ценности и аспекты молодого поколения разнятся со взглядами старшего поколения. Оба поколения воспринимают друг друга как представителей чуждой культуры, идей, взглядов, ценностей и мировоззрений. Саму проблематику разрыва поколений разработала в 1960-е годы американский антрополог и представитель этнопсихологической школы Маргарет Мид в своей работе «Культура и мир детства» [3]. В данном труде автор разграничила три типа культур — постфигуративную, конфигуративную и ипрегуративную. Все они действовали в различные исторические формации общества. Последним типом культуры, является ипрегуративный тип. Это тот тип, в котором, по мнению Мид, мы сейчас живем. Взрослые учатся у детей и перенимают тенденции и опыт нового поколения. Нельзя с уверенностью сказать, что этот период мы сейчас переживаем полностью, если бы он действительно был, тогда бы проблема отцов и детей исчезла. Но, однако, некоторые элементы этой системы присутствуют, например, с развитием научно-технического прогресса и внедрением его продуктов в нашу жизнь молодое поколение в основном лучше разбирается информационных технологиях и технический новинках, нежели старшее. Из-за этого старшее поколение буквально учится у молодого поколения современным технологиям и приспосабливается к новой формации общества, однако это не решает полностью разногласия в других аспектах жизни человека и общества. Данная проблема остается вечной, она была, есть и будет в различных социально-исторических периодах общества. Старшее поколение доверяет проверенным и заслужившим доверие методам и образам мышления, тем временем как молодое стремится пробовать что-то новое, ранее неизведанное. «Отцы» зачастую навязывают свои взгляды на жизнь и мироустройство, иногда даже авторитарными методами, что естественно вызывает протест и отрицательные эмоции со стороны «детей». Старшему поколению не нравится новаторство, идеи молодого поколения, им кажется это легкомысленным и глупым в определенной степени. Часто данное поведение обусловлено желанием уберечь молодежь от ошибок, но также имеет место быть и непримиримость с новыми «чуждыми» взглядами нового поколения. Бывает также и обратная ситуация, когда молодое поколение обесценивает опыт старшего и не желает прислушиваться к советам и предостережениям с их стороны. Также на формирование проблемы «отцов и детей» влияют и взаимоотношения в семье. Холодные отношения между родителями и детьми уже напрямую устанавливают разрыв поколений, находясь в такой семье, ребенок может намеренно делать все наперекор взглядам и идеям родителей, будет искать себя в другом общественном формировании. Зачастую такие отношения происходят непосредственно по вине самого родителя, если в детстве ребенку не уделялось достаточно внимания и не проявлялся должный интерес к нему, не стоит ждать теплоты и понимания со стороны детей в более взрослом их возрасте. Оба поколения в этом случае не воспринимают и не понимают друг друга.

В заключение, стоит отметить, что любые проблемы, связанные со взаимоотношениями близких людей друг к другу, никогда не упразднят самое ценное, что есть у каждого человека — это семья. Она дает уют, покой, заботу, поддержку и любовь. Это то, к чему мы так или иначе будем возвращаться на протяжении всего своего жизненного пути.

Литература:

  1. Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. — Москва: Мысль, 1983. — С. 376–644.
  2. Дубинин С. Н. Семейное воспитание как основной фактор развития личности ребенка. — Москва, 2009. — С.29–31.
  3. Мид М. Культура и мир детства. — Москва, 1988. — 429 с.

Ключевые слова

семья, семейные традиции, конфликт поколений