Значение принципа условного рефлекса в обучении гольфу | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 25. Физическая культура и спорт

Опубликовано в

LXX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2023)

Дата публикации: 01.12.2023

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Янь, Цзя Мин. Значение принципа условного рефлекса в обучении гольфу / Цзя Мин Янь, Мэй Ян. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXX Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 46-50. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/504/18253/ (дата обращения: 04.05.2024).



Движение является инстинктом человека, а изучение определенного спортивного навыка — это постоянное укрепление этого навыка на основе простых движений. С развитием технологий многие эксперты и ученые указывают на тесную связь между формированием спортивных навыков и психологией. В данной статье на примере навыка полного удара в гольфе мы анализируем прямую связь между ним и психологией на основе предыдущих исследований в этой области, чтобы подготовить почву для дальнейших исследований в области психологии и спорта.

Ключевые слова: психология, психология образования, спортивные навыки, гольф.

Талант — это 1 % одаренности и 99 % пота.

Томас Эдисон.

Мы учимся с самого рождения, чтобы приспособиться к постоянно меняющейся жизненной среде. Поэтому вопросы образования всегда привлекали внимание людей, так как они тесно связаны с нашей жизнью. В процессе нашего взросления, помимо образования в области знаний и культуры, образование в области физической культуры также имеет большое значение [1].

В начале 20-го века советский физиолог И. П. Павлов предложил теорию условного рефлекса, который описывает временную связь между внешними стимулами и реакцией организма на эти стимулы [2]. После этого специалисты в различных областях провели детальную классификацию условного рефлекса и успешно применили исследования Павлова в таких областях, как физиология, психология и педагогика. В области спорта некоторые ученые считают, что условный рефлекс связан с формированием спортивных навыков и выделяют три этапа формирования спортивных навыков: обучение, улучшение и тренировка. [3]。

На основе вышеуказанной теории исследований мы можем объяснить овладение спортивным навыком следующим процессом:

1) Начальный контакт с спортивным навыком характеризуется нечетким пониманием, возможностью только имитировать движение, недостаточной эффективностью нервных связей.

2) После определенного времени занятий спортом закрепляется шаблон движения, устанавливаются определенные нейронные связи.

3) Длительное время обучения приводит к улучшению точности движения, лучшему контролю над ним и увеличению количества нейронных связей.

Эти теоретические исследования также предоставляют хорошие методы обучения и тренировки для спортивных преподавателей и тренеров.

Чтобы применить теоретические исследования в конкретных спортивных дисциплинах, необходимо применять их на практике. Гольф является видом спорта, требующим высокой контрольной способности тела, точности удара и контроля над инструментом. В процессе освоения гольфа можно явно ощутить изменение навыков движения со временем. Самым важным этапом в гольфе является удар по мячу. Удар по мячу в гольфе происходит путем использования тела в качестве маятника, чтобы ударить по мячу клюшкой. В процессе движения требуется совместная работа плечевых, грудных, тазобедренных, коленных и голеностопных суставов для создания силы, а руки контролируют клюшку и точно ударяют по мячу. Во время гольф-матча гольфисты выбирают разные амплитуды движений при учете расстояния до лунок, изменения рельефа и внешних факторов. Поэтому перед матчем гольфисты должны выполнять много упражнений на удар по мячу на месте, чтобы стабилизировать свою технику движения. В процессе практических тренировок мы замечаем, что люди, только начинающие заниматься гольфом, не могут контролировать свои движения тела и амплитуду клюшки при ударе, и даже не могут точно ударить по мячу. С психологической и нейрологической точек зрения это связано с отсутствием нейронных связей, относящихся к гольфу, в мозге. Как и в большинстве других видов спорта, начинающие испытывают трудности в достижении хороших результатов. После многократных тренировок тело постепенно адаптируется к гольфу, мозг устанавливает определенные нейронные связи, а движения становятся все более совершенными. После многолетних тренировок навык становится стабильным, и движения приближаются к профессиональным спортсменам.

Гольф не требует только владения ударом, но и умения попадать мячом по разным территориям для достижения хороших результатов. После изучения упражнений по гольфу, можно попробовать применить принципы психологии условных рефлексов для усиления навыков движений в гольфе. И. П. Павлов провел классический эксперимент по условным рефлексам на собаке, где с помощью звонка и пищи был сформирован звуковой (звонок) условный рефлекс, и другие исследователи подтвердили это и визуальными условными рефлексами [2]. Гольф требует тренировки дистанции удара после освоения движения удара, а также точности в направлении удара и примерного места приземления мяча. Для достижения этого необходима тренировка маршрута мяча [5]. В этом упражнении можно попробовать объединить условные рефлексы для обучения и самоконтроля, добавляя звуковые и визуальные стимулы для повышения точности навыков в повседневной тренировке.

В упражнениях по установке места удара в гольфе мы обычно используем указатели для отметки места и направления удара. Подобные методы тренировок также применяются в требовательных видах спорта, таких как баскетбол, стрельба и пинг-понг. В экспериментах по условным рефлексам мы знаем, что звук и световая обратная связь могут внести значительный вклад в эффективность тренировок. Возможно, комбинация различных стимулов может помочь установить связи между нейронами. Поэтому в упражнениях по удару в определенном направлении и месте в гольфе, я могу использовать указатели, которые обеспечивают звуковую и визуальную обратную связь, такие как металлические миски, колокольчики, яркие флаги и т. д. Разнообразие указателей может компенсировать ограничения отдельных типов. Можем также «игровым» образом использовать указатели, не ограничиваясь только цветом и звуком, например, строить замки из деревянных блоков или создавать истории о персонифицированных указателях, что может быть более привлекательным для подростковых гольфистов.

На практике, как «игровые» упражнения, так и звуковые и световые стимулы помогают лучше сформировать представление в сознании ученика, и это может быть хорошо объяснено психологией и нейробиологией. Обучение и тренировка не должны быть односторонними и узкими. Изучение достижений других дисциплин позволяет нам получить больше углов зрения для тренировок и, тем самым, улучшить их качество.

Литература:

  1. Омаров Э. Необходимость спорта и физической культуры в образовании // Символ науки. 2023. № 6–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neobhodimost-sporta-i-fizicheskoy-kultury-v-obrazovanii-1 (дата обращения: 28.11.2023).
  2. Шингаров Г. Х. Павловский условный рефлекс — естественнонаучная модель изучения знаковых систем // Epistemology & Philosophy of Science. 2008. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pavlovskiy-uslovnyy-refleks-estestvennonauchnaya-model-izucheniya-znakovyh-sistem (дата обращения: 24.09.2023).
  3. Тадеуш Хучинский, А. А. Несмеянов, Томаш Вильчевский, Якуб Мудрец, Каролина Вильчевска, Павел Леник, В. П. Овчинников, А. М. Фокин, А. А. Хадарцев. Неврологические подходы к системе современной спортивной подготовки и их влияние на развитие технических навыков юных спортсменов // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2020. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nevrologicheskie-podhody-k-sisteme-sovremennoy-sportivnoy-podgotovki-i-ih-vliyanie-na-razvitie-tehnicheskih-navykov-yunyh (дата обращения: 24.09.2023).
  4. Локтев Д. К., Корольков А. Н. Классификация свинга в гольфе по ведущему звену тела, преимущественно задействованному при его выполнении // Наука и спорт: современные тенденции. 2015. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-svinga-v-golfe-po-veduschemu-zvenu-tela-preimuschestvenno-zadeystvovannomu-pri-ego-vypolnenii (дата обращения: 26.09.2023).
  5. Корольков А. Н., Никитушкин В. Г. Современные проблемы спортивной тренировки в гольфе // Вестник спортивной науки. 2015. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-sportivnoy-trenirovki-v-golfe (дата обращения: 27.09.2023).

Ключевые слова

психология, психология образования, гольф, спортивные навыки