Административное наказание как элемент формирования культуры безопасного вождения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

LXX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2023)

Дата публикации: 30.11.2023

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Загурский, Я. Д. Административное наказание как элемент формирования культуры безопасного вождения / Я. Д. Загурский. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXX Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 18-23. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/504/18250/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье рассматривается влияние административной ответственности, в виде санкций, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения, на формирование важных морально-волевых, психологических качеств водителя, повышения уровня его навыков и умений для обеспечения безопасного вождения.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, административное наказание, культура вождения, юридическая ответственность, воспитание, опасное вождение.

The article examines the impact of administrative responsibility, in the form of sanctions provided for by the current legislation of the Russian Federation in the field of road safety, on the formation of important moral, volitional, psychological qualities of the driver, increasing the level of his skills and abilities to ensure safe driving.

Keywords: road safety, administrative punishment, driving culture, legal responsibility, education, dangerous driving.

Введение

Безопасность дорожного движения по-прежнему остается одним из приоритетов в системе общественной безопасности Российской Федерации. С каждым годом количество смертей в результате дорожно-транспортного происшествия приобретает всё большую масштабность, безусловно это становится одной из важнейших социальных проблем, требующих незамедлительного реагирования. Анализ статистических данных позволяет выделить в качестве одной из важнейших причин большого количества дорожно-транспортных происшествий — низкий уровень культуры водителей, включающий в себя вождение в нетрезвом виде (от 45 % до 50 % аварий), разговоры по телефону и смс-переписка, лихачество (35–38 % аварий со смертельным исходом). На ежегодном расширенном заседании коллегии МВД России, которое состоялось 28 февраля 2019 г., Президент В. В. Путин обозначил актуальную задачу повышения безопасности дорожного движения. Ситуация на дорогах, несмотря на определённые улучшения, по-прежнему остаётся сложной. Ввиду вышеобозначенного важность повышения уровня культуры безопасности вождения становится особенно актуальной. Несомненно, уже существует и разрабатывается множество методик совершенствования данного показателя, нами же предлагается рассмотреть влияние административных санкций на воспитание водителей и повышения уровня их культуры вождения.

Культура вождения — это отношения на дороге, характеризующие уровень взаимоуважения и взаимовыручки между всеми участниками дорожного движения. Это означает, что человек, находящийся за рулем автомобиля, соблюдает правила дорожного движения, не создает аварийных ситуаций, следит за тем, чтобы не причинять неудобства другим автомобилистам и пешеходам. [1] Соблюдение общепринятых норм является очень важным и необходимым для предотвращения появлений опасностей на дороге, под соблюдением общепринятых норм подразумевается — забота не только о собственных интересах и потребностях, но также и об интересах других участников дорожного движения, проявления внимания к ним, также необходимо быть вежливым. Все эти положительные характеристики напрямую зависят от личности водителя, его уровня культуры и воспитания. В последнее время всё большее количество автомобилистов, управляя транспортным средством, превышает допустимую скорость, идя на неоправданный риск, при этом не уступают дорогу другим водителям. Логично, что такое поведение ущемляет других участников дорожного движения и провоцирует на ответную негативную реакцию, результатом зачастую становится ДТП. В связи с большой распространенностью данного явления в современном российском обществе на передний план выводится проблема «агрессивного вождения» как наиболее яркого проявления низкой культуры автолюбителей.

Анализ юридической практики и статистики привлечения к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения позволяет сделать вывод, что усиление мер административной ответственности в сфере дорожного движения не приводит к ожидаемому результату — снижению количества дорожно-транспортной аварийности и смертности на дорогах. Логично предположить, что ключевая цель административного наказания — общая и частная превенция нарушений не достигается по различным причинам, в связи с чем мы полагаем, что для решения проблемы обеспечения безопасности участников дорожного движения необходимо исходить не из принципа ужесточения мер административной ответственности, а следует осуществлять их дифференциацию, направленную на воспитание водителя.

Под дифференциацией следует понимать разделение ответственности, в результате которой законодателем устанавливаются различные правовые последствия в зависимости от степени общественной опасности правонарушения и личности виновного. Индивидуализация в процессе правоприменения позволяет реализовать принципы справедливости и соразмерности административной ответственности, повысить эффективность превенции нарушений, поскольку существующие наказания не оказывают должного предупредительного эффекта на участников дорожного движения. Более того, дифференциация административной ответственности как раз может учесть личностные особенности нарушителя — статус, доход, особенности образа жизни и т. п., а соответственно помимо наложения на него наказания, оказать ещё и воспитательное воздействие.

Например, во многих европейских странах на законодательном уровне установлен особый порядок наложения штрафа за нарушение правил дорожного движения, предусматривающий начисление суммы штрафа в зависимости от задекларированных доходов физического лица. Так, Юсси Саланойя, один из самых богатых людей Финляндии, был оштрафован дорожной полицией на 170 тыс. евро за превышение установленной скорости движения на 40 км/ч в г. Хельсинки. В 2002 г. Ансси Ванйоки, миллиардер, член административного совета мобильной телекомпании Nokia, был оштрафован на 116 тыс. евро за превышение скорости на мотоцикле, в то время как обычный водитель в Финляндии за аналогичное правонарушение в денежном эквиваленте платит значительно меньше. [2, с.26]

Логично предположить, что материальная стимуляция превенции правонарушений играет важную роль в воздействии на психологию водителя, заставляя переосмысливать своё поведение на дороге и отношение к другим участникам дорожного движения.

Исследования последних лет, проведённые социологами и психологами, установили взаимосвязь типа личности, её отношения к автомобилю, а также склонностей к риску, импульсивным действиям, манерам и приёмам вождения. После социологических опросов водителей большинство респондентов посчитали главными субъектами агрессивного вождения мужчин в возрасте от 18 до 30 лет, преимущественно неженатых, со стажем вождения менее 5 лет, со средним и высоким уровнем доходов. Кроме того, следует отметить, что агрессивное вождение может возникнуть ввиду объективных причин, вызванных дефицитом времени под воздействием внешних факторов, но вместе с тем молодёжь, стремящаяся продемонстрировать технические характеристики своего автомобиля и умение им управлять лучше других водителей, часто также бывает подвержена агрессивному вождению. Особенностями таких водителей являются: излишняя самоуверенность и недооценка рисков, связанных с опасной ездой. [3]

Получается, что особое внимание необходимо уделять воспитанию культуры безопасного вождения у молодёжи, а для этого следует развивать и адаптировать административное законодательство. К примеру, в России нет правового обоснования термина «агрессивное вождение», что стало мотивированным отказом в 2012 году на предложение депутата Государственной Думы Российской Федерации от ЛДПР Я. Е. Нилова на вынесенный им законопроект, в котором предлагалось дополнить КоАП РФ статьёй, предусматривающей штраф для водителей за агрессивное вождение в размере до 5000 рублей.

Если обратиться к опыту зарубежных стран, то можно проследить их концепцию развития правового регулирование такого «неблагоприятного», более того опасного поведения автолюбителей: во-первых, в Великобритании, Франции, Австралии, Японии, Сингапуре уже давно дано понятие «небрежное вождение» (непредумышленное нарушение ПДД), во-вторых, опасное вождение и агрессивное вождение разделены, первое как уже отмечалось неумышленное нарушение ПДД, а второе соответственно — умышленное. При этом небрежное вождение признаётся административно-правовым нарушением, а опасное — уголовно наказуемым деянием. Мерами наказания за агрессивное вождение законами разных стран предусмотрено основное наказание: — тюремное заключение на срок от 5 дней до 6 месяцев; дополнительное — лишение водительской лицензии на срок от 1 месяца до 1 года, обязательная пересдача экзамена по управлению автомобилем, а также прослушивание специального учебного курса по безопасному вождению авто и культуре поведения; кроме этого, ещё денежный штраф по факту причинения вреда (ущерба), в том числе и морального, в размере от 1 000 до 2 500 долларов.

В российских условиях, с куда более сильным расслоением по уровню богатства и благосостояния, чем во многих зарубежных государствах, применение дифференцированной системы наказания было бы предпочтительнее.

Важно отметить, что процесс формирования культуры безопасного вождения длительный, он начинается даже до получения автомобилистом водительского удостоверения и первых поездок, молодёжь в особой степени подвержена влиянию интернет сообщества, на просторах которого накопился и постоянно пополняется огромный пласт информационного материала с опасным, вредным, а иногда даже и аморальным поведением блогеров-автолюбителей, который за тем отражается на манере вождения их поклонников, соответственно, ограничение распространения такой информации и привлечение виновных в опасных действиях к административной ответственности способствовали бы одновременно и усилению государственного контроля, и превенции правонарушений с их последствиями, и формированию у автомобилистов культуры безопасного вождения.

В силу вышеизложенного необходимость скорейшей корректировки действующего законодательства в области правил дорожного движения становится очевидной. Представленные проблемы могут быть разрешены в процессе дальнейшего совершенствования административного законодательства.

Литература:

  1. Майоров В. И. Проблемы административной ответственности в сфере дорожного движения.
  2. Гольц А. Н. Западноевропейское регулирование административных правонарушений // Европейское право. 2004. № 3. С. 26.
  3. Агрессивный стиль вождения присущ молодым. URL: https://www.infox.ru/news/221/lifestyle/auto/79710-agressivnyj-stil-vozdenia-prisus-molodym (дата обращения 20.05.19)
  4. Казаченок В. В., Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Юридическая наука и правоохранительная практика 2 (36) 2016.
  5. Карпенко, А. В. Административная ответственность в области дорожного движения: проблемы, тренды, перспективы / А. В. Карпенко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 10 (300). — С. 37–39. — URL: https://moluch.ru/archive/300/67922/ (дата обращения: 12.07.2023)