К вопросу об активных методах обучения и воспитания в профессиональной деятельности педагога | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

К вопросу об активных методах обучения и воспитания в профессиональной деятельности педагога / З. Г. Ахмедова, Н. А. Распутина, А. В. Жучева [и др.]. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXX Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 31-35. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/504/18247/ (дата обращения: 07.05.2024).



Результативность, а соответственно и эффективность педагогической деятельности как педагогов дошкольной ступени образования, так и школьного образования обусловлена мерой владения способами осуществления целесообразного взаимодействия педагога и воспитанника/обучающегося. В дидактике эти способы обучающей деятельности мы называем методами обучения и воспитания.

В психолого-педагогических исследованиях можно встретить различные подходы к определению понятия «метод обучения и воспитания», но общим для всех выступает способ взаимодействия педагога и ребенка по достижению целей обучения. Так же различны и подходы к классификации методов обучения и воспитания в зависимости от: дидактических целей; источников знаний; этапов обучения; способов руководства познавательной деятельностью ;логики обучения и воспитания; характера деятельности обучаемых.

Современные образовательные ситуации требуют применение методов, обеспечивающих постепенное нарастание активности, самостоятельности и творчества воспитанников/обучающихся. Отвечающие новым подходам организации обучения выступают активные методы. Именно активные методы создают предпосылки к самореализации, самоуправлению, формируют не только творческие способности, но и творческий тип личности. Хотя важно подчеркнуть, что разделение на «активные» и «неактивные» — условно. Любой метод в определенных ситуациях, целенаправленно смоделированный педагогом может выступать как активный. И наоборот, при бессистемной активизации, чрезмерной увлеченности, например, проблемными методами, дети могут потерять позитивную составляющую при изучении той или иной темы. Творческое саморазвитие личности возможно при упорядоченном применении разных методов обучения в рамках системного и личностно-ориентированного подходов.

Активными будут те методы, при которых «обеспечивается вынужденная, оцениваемая и управляемая активность обучаемых, сравниваемая с активностью преподавателя» (Мухина С. А., Соловьева А. А.).

При выборе метода обучения педагог учитывает те функции, которые этот метод выполняет. Основными функциями активного метода выступают:

— функция информационная, позволяющая анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать поступающую информацию;

— функция коммуникативная, позволяющая взаимодействовать участникам процесса «педагог — ребенок», использовать диалогические формы познания;

— функция планирования, задающая реализацию возможностей пошагового решения поставленной задачи;

— функция прогнозирования, способствующая развитию «предвидения» творческого отношения (на основе поступающей информации и имеющегося опыта);

— функция контроля, обеспечивающая осознание воспринимаемой, анализируемой информации, позволяющая вносить коррективы в деятельность участников процесса.

Одним из важных и распространенных методов активного обучения и воспитания служит беседа, которая имеет ориентацию на жизненный опыт и полученные ребенком знания ранее. Основная цель беседы состоит в уточнении и обобщении знаний в развитии способности формулировать выводы и теоретические положения. Основной прием ведения диалога в беседе — вопросы, которые позволяют управлять познавательной деятельностью детей. По характеру вопросы можно разделить на репродуктивные (воспроизводящие) и продуктивные (поисковые, творческие). Репродуктивные вопросы больше обращены к памяти и требуют припоминания и точного воспроизведения знаний и способов деятельности. продуктивные вопросы вызывают активную работу мышления, т. к. требуют анализа, сравнения, сопоставления, умозаключения на основе установления причинно-следственных связей в обсуждаемом педагогическом явлении, факте. Такие беседы носят название эвристических и относятся к проблемно-поисковым методам.

Дискуссия, рассматриваемая как метод обучения и воспитания, повышающий интенсивность и эффективность учебно-воспитательного процесса за счет активного включения воспитанников/обучающихся в коллективный поиск истины. Использование дискуссии дает возможность детям проверить свои знания, проявить и повысить свою компетенцию, т. е. использование дискуссии как активного метода обучения, будет зависеть от:

— актуальности выбранной темы;

— информированности участников дискуссии;

— однозначности терминов, понятий, употребляемыми участниками;

— умений слушать, доказывать свою точку зрения, умений вести диалог, задавать вопросы;

— коммуникативной и речевой культуры;

— способности и умений педагога (владение методикой ведения дискуссии).

Дискуссия является достаточно сложным педагогическим методом, требует специальной подготовки как в части содержательной, так и организационной.

При организации дискуссии необходимо учитывать этапность ее протекания — этапы ориентации, оценки и консолидации.

Метод «мозговой атаки», «мозгового штурма» является методом группового обучения и воспитания и стимулирования познавательной активности, основанной на процессе совместного разрешения поставленных в ходе организованной дискуссии проблем. Данный метод выступает стимулятором творческой активности и продуктивности детей. Участников мозговой атаки побуждают к свободному выражению и выдвижению идей без какой-либо критики со стороны участников в момент рождения оригинальных и нестандартных идей, но при последующем их критическом рассмотрении.

Реализация этого метода требует тщательной подготовки, разработки сценария, выделения этапов с конкретными целями, определения четкого регламента. Следует подумать о создании комфортных условий с тем, чтобы участники чувствовали себя свободно, раскованно, а ведущий должен располагать своей манерой общения, умением поставить проблему, обеспечить психологическую поддержку генераторам идей, аналитикам — в их фиксировании и последующем анализе и выборе наиболее продуктивной идеи, содержащей новизну и пути её достижения.

Сценарии «мозговой атаки» могут модифицироваться, но при этом сохранять главное — ситуацию коллективного интеллектуального творчества. А. А. Вербицкий назвал деятельность применения активных методов обучения и воспитания «квазипрофессиональной» и отметил, что она носит условный характер и отражает лишь наиболее существенные черты педагогической профессии.

Литература:

  1. Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения. — М., 1987.
  2. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995.
  3. Вербицкий Н. А. Активное обучение: контекстный подход. — М., 1991.
  4. Кларин М. В. Учебная дискуссия.// Мир образования, 1996, № 1.
  5. Куриленко Л. В. Активизация познавательной деятельности школьников в условиях инновационных образовательных процессов. — Самара, 1998.
  6. Лернер И. Я. Развивающее обучение с дидактических позиций.// Педагогика, 1996, № 2.
  7. Смолкин А. М. Методы активного обучения: Высшая школа. — М., 1991.