Особенности организации временного семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 23. Психология

Опубликовано в

LXIX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2023)

Дата публикации: 17.11.2023

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Гринько, К. М. Особенности организации временного семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей / К. М. Гринько. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 50-57. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/503/18237/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье анализируются особенности организации семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Автор приходит к выводу о необходимости создания службы правового и социально-психологического сопровождения с целью реализации временной формы семейного устройства, позволяющей решить ряд психологических проблем, связанных с таким явлением, как социальное сиротство.

Ключевые слова: семейное устройство, замещающая семья, временная опека, социальное сиротство, скрытое сиротство.

Особенности психологической поддержки семей, находящихся под контролем органов опеки актуально исследовать ввиду того, что наряду с реализацией целевой государственной программы, направленной на снижение количества детей-сирот, находящихся в сиротских учреждениях, получили распространение такие явления как «социальное сиротство» и «скрытое сиротство». «Социальное сиротство» возникает в связи с помещением в социальные сиротские учреждения детей, чьи родители ограничены в родительских правах или находятся в местах лишения свободы, а также признаны безвестно отсутствующими (в том числе на присоединенных к России территориях). Под влиянием ухудшения условий жизни и нахождения семьи в трудной жизненной ситуации довольно часто осуществляется добровольная временная (как правило сроком до полугода) передача детей в учреждение по заявлению родителей. Именно этих детей называют «скрытыми или неучтенными социальными сиротами» и в системе сиротских учреждений такие воспитанники могут находиться годами, не имея возможности воспитываться в семье (а поданное родителями заявление пролонгируется).

Официальные статистические сводки Министерства просвещения РФ за последние десятилетие свидетельствуют о неуклонном снижении численности детей-сирот, при этом процент детей, остающихся в системе сиротских учреждений, остается высоким — 35 904 человека по состоянию на 1 ноября 2023 года [1]. Очевидно, это происходит за счет сокращения судебных дел о лишении родительских прав и присвоении ребенку статуса сироты, позволяющего выбрать для него наиболее предпочтительную форму постоянного семейного устройства — усыновление.

При том, что важность и эффективность семейной системы, и наличие личного значимого взрослого в жизни ребенка для развития психологически и психически здоровой личности доказано и его трудно переоценить [2, 3], вышеупомянутая категория детей остается объектом пристального внимания специалистов, чья деятельность направлена на реабилитацию детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из способов семейного устройства «социальных сирот», позволяющих решить воспитательную, социально-адаптационную, реабилитационную, коррекционную, компенсационную и, нередко, терапевтическую задачи в развитии психологически здоровой личности ребенка, лишенного попечения родителей, явилось расширение разновидности такой формы семейного устройства как опека, в частности — постоянная и временная [4, ст. 12].

Предварительная опека — как временная внесемейная форма устройства, связана с помещением ребенка в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (СРЦ), а также сопряжена с профилактикой безнадзорности, социальной и психологической работой, проводимой с кровной семьей ребенка, находящейся в кризисной ситуации.

Как показывает психологическая практика и опыт детей, прошедших через систему СРЦ и Центры содействия семейному воспитанию или устройству (ЦССВ, ЦССУ), а впоследствии устроенных в семью, самые тяжелые воспоминания у социальных сирот связаны с их нахождением в медицинском стационаре и в СРЦ. Состояние ребенка, пережившего потерю при изъятии из семьи, в СРЦ осложняется огромной концентрацией детского горя, ситуацией неопределенности, ожиданием воссоединения с кровной семьей, а также отсутствием возможности установить более или менее долгосрочные отношения, в качестве ресурсной поддержки. Поэтому данная институциональная форма временного устройства детей, лишенных родительского попечения, при том, что акцент работы специалистов по социальной работе, юристов и психологов, направлен на сохранение кровных семей, обеспечение безопасности ребенка и предотвращении сиротства, далека от совершенства и является в текущем варианте психотравмирующим фактором, усиливающим психологическое неблагополучие и, поэтому, требует трансформации.

Помимо классических форм — родственной и неродственной опеки (как возмездной, так и безвозмездной) — в зависимости от региона, в России существуют разновидности временного законного представительства прав и интересов ребенка, реализующиеся в формах семейного устройства: «семьи кризисного размещения» и «патронатные семьи», «профессиональные приемные семьи».

Очень важным индикатором гуманизации общества и оздоровления системы семейного устройства стала закрепляющаяся в последнее время тенденция смещения внимания с поиска ребёнка для замещающей семьи на поиск семьи под потребности конкретного ребёнка (с особенностями развития или детей с присоединенных к России территорий).

Опираясь на опыт Москвы и регионов [5], которые предприняли попытки временного размещения детей из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в ресурсные профессиональные приемные семьи, патронатные семьи или семьи кризисного размещения, можно выделить трудности, с которыми пришлось столкнуться и векторы дальнейшей работы.

Состояние детей на этапе изъятия из биологической семьи и временного помещения в замещающую семью характеризуется не только проживанием ими острого горя и утраты, но и конфликтом лояльности, ожиданием скорого возвращения в биологическую семью, что препятствует выстраиванию отношений с наставниками или замещающими родителями.

Попытка не допустить получения детьми травмирующего опыта нахождения в институциональном учреждении и выбрать для социальных сирот в качестве альтернативной временной формы семейное устройство в непрофессиональные семьи на праве опеки, обернулась сопротивлением со стороны кровных родителей. Биологические родственники демонстрировали бόльшую готовность передать ребенка в социальное учреждение, чем на семейное устройство под временную опеку, мотивируя свои действия понятной схемой возврата из системы в кровную семью при преодолении семьей трудной жизненной ситуации. В случае помещения ребенка под временную опеку в замещающую семью такой четкой схемы и отлаженного механизма передачи и возврата пока нет. Еще одним аргументом они назвали отсутствие формирования привязанности у ребенка к лицам «системы», в то время как при помещении ребенка в опекунскую семью у ребенка могут возникнуть теплые чувства к членам замещающей семьи, что вызывает у кровных родителей чувство ревности. И третьим аргументом стало опасение, что опекунская семья или так называемая семья кризисного размещения будет препятствовать возврату ребенка биологическим родителям. И эта тревога обоснована. Практика действительно выявила неготовность замещающих родителей к возврату детей в кровные семьи, их недоверие кровным родителям и сомнение в возможности реконструкции ранее кризисной семьи в эффективную семейную систему. Опекуны, устанавливая отношения с ребёнком, испытывая к нему чувства, и беспокоясь о его безопасности, препятствовали любым контактам ребенка с его кровной семьей, действуя, как они считали, в интересах ребенка.

В большей мере фрустрированные в условиях неблагополучия потребности «социальных сирот» могут быть восполнены при реализации долгосрочных форм семейного устройства (как профессиональной, так и непрофессиональной), которые связаны с помещением ребенка в семейную систему до достижения им возраста совершеннолетия (классическая опекунская семья и профессиональная приемная семья), учитывая, что срок прохождения адаптации как родителями, так и детьми составляет от 1 года до 3 лет. Выбор долгосрочной опеки (в форме профессиональной или непрофессиональной семьи) вместо институционального устройства очевиден, но возникает вопрос о возможности совершенствования внеинституциональной формы устройства — временной опеки по заявлению кровного родителя или несовершеннолетнего [4, ст. 13], оставляя в приоритете ресурсное восстановление кровной семьи. На наш взгляд реализация (альтернативных институциональным) форм временного устройства детей, оставшихся без родительской заботы (минуя помещение ребенка из родительской семьи в СРЦ) перспективна и может быть реализована ресурсными профессиональными приемными семьями и профессиональными семьями кризисного размещения [6], показавшими уже свою эффективность в воспитании приемных детей.

Для решения задачи профессионального семейного устройства можно предложить следующую программу, которая может быть реализована в нескольких направлениях — формирование системы профессионального семейного устройства и работа с кризисными семьями, включающие 3 этапа работы:

Первый этап предполагает:

– подготовку профессиональных родителей (наставников — что поможет преодолению детьми конфликта лояльности к родной семье и восприятию личного взрослого подростками в случаях их размещения в замещающей семье), замещающих семей кризисного размещения и приемных семей, имеющих психологическую готовность к принятию опекунских полномочий на определенный срок, и ресурс к осуществлению воспитательных функций при поддержке психолого-педагогического сопровождения специалистов;

– создание базы данных профессиональных семей, имеющих успешный опыт воспитания приемных детей, и ресурсных для принятия одного ребенка или сиблингов на временное семейное устройство;

– информационная работа с кровными семьями, находящимися на контроле органов опеки и попечительства, о возможности назначения их ребенку опекуна или попечителя с передачей ребенка в ресурсную профессиональную замещающую семью, на период до восстановления ресурсности семейной системы (но не более 1 года);

– подготовка службы социально-психологического и правового сопровождения в составе:

1) тематических психологов (по работе с замещающими семьями и детьми, оставшимися без родительского попечения), имеющих опыт приемного родительства;

2) специалистов по социальной работе с кризисными семьями и

3) юристов по семейному праву.

Второй этап:

– проведение мониторинга динамики ресурсного состояния кровной семьи и помощь специалистов службы социально-психологического и правового сопровождения по преодолению семьей кризиса и реконструкции в эффективную семейную систему для последующей интеграции в нее ребенка;

– психологическое сопровождение ребенка начиная с этапа перемещения в замещающую семью (включая информирование ребенка с учетом возраста о предстоящих изменениях в его жизни), а также психолого-педагогическая работа в период его адаптации и реабилитации;

– оценка текущего состояния ресурсности замещающей семьи и ее готовности к приему на кризисное размещение; юридическое и психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей;

– правовое оформление договора временной опеки и сопровождение службой социально-психологического и правового сопровождения, перемещение ребенка в замещающую семью.

Третий этап:

– проведение диагностики кровной семьи ребенка на предмет преодоления кризисной жизненной ситуации по истечению установленного срока временной опеки и вынесение решения об интеграции ребенка в кровную семью или о продлении срока временного размещения в замещающей семье;

– подготовка замещающей семьи и ребенка службой сопровождения к его воссоединению с кровной семьей;

– юридическое оформление прав законного представительства ребенка и социально-психологическое поддержка кровной семьи в посткризисный период.

Реализация программы семейного устройства, основанной на правах временной опеки, является следующим важным шагом на пути решения проблемы социального сиротства. Развитие службы правового и социально-психологического сопровождения (с учетом опыта московских служб сопровождения замещающих семей и опыта работы фондов помощи сиротам) наряду с подготовкой профессиональных замещающих семей кризисного размещения детей, оставшихся без родительского попечения или детей из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также четкое структурирование и правовое регулирование обеспечения системной работы, позволит решить актуальные на сегодняшний день задачи:

– снизить фактическую численность детей, находящихся в системе сиротских учреждений и не имеющих статуса сироты;

– минимизировать стрессовые факторы, связанные с изъятием ребенка;

– исключить психологические и соматические проявления у детей, связанные с нахождением ребенка в институциональной системе в условиях неопределенности;

– гарантировать ребенку большую предсказуемость, обеспечение его потребностей, которые фрустрированы в условиях системы (право на личного взрослого, самоидентификацию, индивидуальность, самореализацию);

– способствовать социализации и адаптации детей в рамках семейной системы и формированию у детей образа функциональной семьи, а также содействовать интеграции детей в социум;

– проводить более эффективную социально-психологическую помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

– привлекать кровных родителей как участников заботы о ребенке с долевой ответственностью за его физическое, психическое и психоэмоциональное состояние.

Литература:

  1. Поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. — Текст: электронный // Минпросвещения России: [сайт]. — URL: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/orphans (дата обращения: 15.10.2023).
  2. Ушакова Е. В. Социально-психологические возможности приемной семьи как реабилитационной структуры для детей-сирот: дисс.... канд. психол. наук. — M., 2003. — 184 с.
  3. Шабалина Е. В. Особенности взаимодействия приемных детей с опытом институционализации в раннем возрасте с близкими взрослыми в замещающей семье: дисс. канд. психол. наук. — М., 2023. — 321 с.
  4. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 N 48-ФЗ. — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459/ (дата обращения: 07.11.2023).
  5. В Москве прошел Х Всероссийский онлайн-форум приемных семей. — Текст: электронный // RGRU: [сайт]. — URL: https://rg.ru/2023/01/28/v-moskve-proshel-h-vserossijskij-onlajn-forum-priemnyh-semej.html?ysclid=lozuvy4tol569827580 (дата обращения: 05.10.2023).
  6. Постановление Правительства РФ от 19 мая 2009 г. N 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации». — Текст: электронный // Гарант: [сайт]. — URL: https://base.garant.ru/195611/

Ключевые слова

социальное сиротство, замещающая семья, семейное устройство, временная опека, скрытое сиротство