Образовательная среда в школах русского языка за рубежом: значение дизайна для повышения мотивации учащихся | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гильманова, А. Р. Образовательная среда в школах русского языка за рубежом: значение дизайна для повышения мотивации учащихся / А. Р. Гильманова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 75-81. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/503/18227/ (дата обращения: 04.05.2024).



В данной статье автор предпринял попытку охарактеризовать с точки зрения различных определений понятие «образовательная среда». Кроме этого, в статье проведён анализ существующих подходов к дизайну образовательной среды, изучено влияние педагогического дизайна и дизайна образовательной среды на процесс обучения и мотивации обучающихся. На примере образовательного центра «АИСТ» (ОАЭ), автор кратко описывает опыт работы по проектированию дизайна образовательной среды в русскоязычных школах за рубежом, благодаря которому происходит повышение мотивации обучающихся.

Ключевые слова : русская школа за рубежом, образовательная среда, педагогический дизайн, инструменты мотивации, дизайн, обучение детей-билингвалов.

Одной из важных составляющих деятельности Российской Федерации в части ее внешней политики является возрастание значимости русского языка за рубежом, что будет способствовать укреплению позитивного отношения к нашей стране на мировой арене. Некоторые ученые отводят образованию, в том числе преподаванию русского языка в школах за рубежом, роль «мягкой силы» нашей внешней политики [11, с.85]. Значимость и важность русскоязычного образования определила концепция «Русская школа за рубежом», утвержденная 4 ноября 2015 года президентом Российской Федерации В. В. Путиным [6]. Сегодня за пределами нашей страны существуют четыре типа русских школ, статус которых закреплен в данной концепции. Повышение качества предоставления образовательных услуг на русском языке за рубежом, увеличение конкурентоспособности российской образовательной системы на международном уровне, диссеминация лучших практик образования на русском языке — такие задачи ставят перед собой специалисты в сфере образовательных услуг, изучающие проблемы преподавания русского языка за рубежом, в том числе эксперты МГИМО. Многие ученые большое внимание в своих исследованиях уделяют описанию образовательной среды в русских школах за рубежом, которая, как правило, носит поликультурный характер. В данной статье мы бы хотели более подробно остановиться на изучении понятия «образовательная среда».

Проблемой изучения образовательной среды занимались В. В. Давыдов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д Б Эльконин., А. М. Новиков, И. М. Елкина и др. [1]. Сохранение и развитие русского языка Хамраева Е. А. считает поистине государственной задачей, для успешного решения которой необходимо создавать такую образовательную среду, которая отвечала бы следующим условиям: быть комфортной, методически выстроенной, содержательно интересной и новаторской по форме. [14, с. 45].

В трактовке С. В. Ивановой «образовательная среда» представляет собой окружение участников образовательного процесса в пространстве образования, включающее педагогические условия, ситуации, систему отношений между лицами, объединенными общностью педагогической и учебной деятельности. [5, с.25]. На наш взгляд, представляют интерес характеристики понятия «современная образовательная среда», опубликованные в сборнике материалов, подготовленном по итогам исследования российских ученых МПГУ, которые проводили опрос экспертов в российских и зарубежных школах и анализировали успешные практики применения этой педагогической категории в образовательном пространстве отечественных и зарубежных образовательных организаций. Ниже приведем примеры таких определений:

— образовательная среда — количество содержательных коммуникаций, в которые вовлечен ребенок в течение дня.

— образовательная среда — все, что ребенка окружает и способно мотивировать на получение образовательных результатов (школа, интернет, город, поселок и проч.) [12, с.102].

В контексте нашего исследования мы остановимся на следующем определении — «под образовательной средой мы будем понимать систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении». [16, с.14].

Сегодня совершенно очевидным становится тот факт, что физическая среда имеет существенное влияние на частников образовательных отношений, она осуществляет воздействие на самооценку, мотивацию к обучению и поведение обучающихся (L. E. Maxwell, E. J. Chmielewski) [17]. Цвет и цветовые решения в пространстве школы оказывают влияние на мыслительные процессы и концентрацию внимания обучающихся (J.Hoffmann) [18].

В нашем исследовании, кроме изучения трактовок понятия «образовательная среда», мы поставили задачу изучить значение дизайна для повышения мотивации учащихся. Нами проанализированы труды отечественных ученых, таких как А. Ю. Уварова, К. Г. Кречетникоав, В. Н. Подковырова, Е. В. Абызова, П. В. Афанасьева, А. Г. Клепикова, С. А. Курносова, М. В. Моисеева в которых рассмотрена терминология педагогического дизайна. Данный термин вышеуказанные авторы связывают с применением в учебном процессе ЭОР (электронных образовательных ресурсов). В современных научных исследованиях раскрывается также положительное влияние педагогического дизайна на формирование информационных, социальных и системных компетенций обучающихся. [10, с.134].

Проблемы повышения мотивации к обучению детей в русскоязычных школах за рубежом рассматриваются в работах таких авторов, как А. И. Беркан, А. Л. Бердичевский, А. Мустайоки, З. Н. Никитенко, Е. Ю. Протасова, Е. А. Хамраева и др. Ученые в своих трудах описывают такие методические приемы повышения мотивации учащихся к обучению как: индивидуальный подход, убеждение, работа с примерами, отношение к учебным заданиям с точки зрения личной заинтересованности и достижения успеха, а также проектная деятельность, отражающая индивидуальные интересы обучающихся. [4, с. 5]. Одним из инструментов стимулирования мотивации и работоспособности обучающихся, специалисты также считают правильно спроектированное пространство, которое, по их мнению, может позитивно влиять как на педагогов, так и на учащихся, что сказывается на эффективности результатов образовательной деятельности. [9, с.108]. Спроектировать современное пространство в образовательной среде невозможно без использования специфической сферы деятельности, эстетических качеств в оптимизации и гармонизации их с человеком, т. е всех тех компонентов, которые характеризуют дизайн.

В данной статье мы солидаризируемся с мнением Казанковой Е.В., которая рассматривает взаимосвязь некоторых теорий и определений дизайна. Автор делает вывод о том, что дизайн — это такая технологичная, интеллектуальная деятельность, которая, используя достижения различных наук (эстетика, эргономика, экология и др.), способствует формированию нового мышления и новых ценностей у человека [7, с.23].

Как же повысить эффективность образовательного процесса и повысить успеваемость учеников, в том числе за счет грамотного использования и оформления пространства школы? Для ответа на этот вопрос мы кратко остановимся на описании опыта работы по проектированию дизайна образовательного центра «Аист» (г. Дубай, ОАЭ). Образовательный центр «Аист» открылся в апреле 2015 года. Целью нашей образовательной организации, являющейся одним из типов школ русского языка за рубежом, является: содействие развития самоидентификации через культуру и погружение в семейные традиции ученика, посредством создания уникальных условий, методик и технологий для полноценного раскрытия нового мышления и интеллекта ребенка.

Учитывая, что дизайн образовательной среды включает в себя 3 основных параметра: эффективность, эргономичность и обеспеченность, мы постарались учесть все эти три параметра при организации дизайна нашей образовательной среды. Зная о существенном влиянии на успеваемость детей таких параметров, как освещение, температура и качество воздуха мы в первую очередь позаботились об удовлетворительном состоянии этих характеристик. Этика и эстетика в оформлении наших помещений являются важнейшей составляющей нашего дизайна. Все классные помещения центра «АИСТ» соответствуют выраженными особенностями дизайна, персонализированным оформлением, качественной мебелью, многофункциональностью, что создает у детей впечатление личного пространства и позволяет учителю группировать детей для занятия проектной деятельностью. Дизайн коридоров и кабинетов образовательного центра «Аист» выполнен в сочетаниях светло-серого, голубого и фиолетового тонов. Большие окна в классах и коридорах, много света и много воздуха, позволяют создать максимально комфортную атмосферу и для обучающихся, и для педагогических работников. Библиотека с современным дизайном, расположенная в центре нашей школы, блогерская комната для монологической речи не может не восхищать и наших детей, и даже их родителей, что естественным образом сказывается на положительном имидже образовательного учреждения, но самое главное, самым непосредственным образом сказывается на повышении мотивации к обучению учащихся. Малочисленные классы (не более 10 детей), позволяют осуществить индивидуальный подход к обучающимся и выстроить модель персонализированного обучения.

В образовательном центре «Аист» создана высокотехнологичная инфраструктура для проведения учебных занятий, занятий внеурочной и проектной деятельностью: интерактивные доски, персональные компьютеры, высокоскоростной интернет, многофункциональные устройства, нейротренажеры. Нейротренажеры, используемые в образовательном центре «Аист», включают в себя балансиры, лабиринты, «восьмёрки» и «деревянные ладошки». В такой среде, мы имеем возможность давать детям образование, основанное на таких современных подходах к обучению как: использование нейролингводидактических технологий, развитие когнитивных способностей ребенка, применение компетентностного подхода, развитие многогранности интеллекта через многоязычие, билингвальное обучение языкам, использованием метода проектов и подхода global min. Со всем арсеналом наших дизайнерских решений можно познакомиться на сайте: https://aist.ae. Дизайн нашего центра отражает основные ценности и миссию образовательной организации, соответствует главным целям и подчёркивает общую направленность деятельности учреждения. В образовательном центре «АИСТ» ученики и педагоги чувствуют себя частью единой команды, более осознанно относятся к образовательному процессу и имеют повышенную мотивацию к обучению.

В результате анализа психолого-педагогической и методической литературы отечественных и зарубежных ученых, в заключении нашей статьи мы делаем вывод о том, что эффективное использование образовательной среды, современного эргономического и эстетического дизайна помещений образовательной организации напрямую влияет на результат образовательной деятельности, поскольку увеличивает мотивацию учащихся, их работоспособность, вовлеченность в учебный процесс.

Литература:

  1. Авторский терминологический словарь Л С Выготского. М., 2014. [Электронный ресурс] URL: http://vygotsky academic ru/152. (Дата обращения 4.11.2023).
  2. Билингвальное образование: монография / Обласова А. В., Андреюшина Е. А., Новикова П. В., Хамраева Е. А., Саматова Л. М., Шорина Т. А., Павлова Е. В., Лысакова И. П., Ряузова О. Ю., Голикова А. И., Ивкина М. И., Кузьмина Е. О., Гельфрейх П. Г., Алексинская А. Ю., Железнякова Е. А.; Обласова А. В., Андреюшина Е. А., Новикова П. В., Хамраева Е. А., Саматова Л. М., Шорина Т. А., Павлова Е. В., Лысакова И. П., Ряузова О. Ю., Голикова А. И., Ивкина М. И., Кузьмина Е. О., Гельфрейх П. Г., Алексинская А. Ю., Железнякова Е. А.; под редакцией Хамраевой Е. А., РГПУ им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург: 2023. — 299 с.
  3. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. / Собр. соч. в 6 — ти т. — т. 3. — М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
  4. Дроздова О. Е. Аксиологический подход как источник метапредметного обучения русскому языку // Русский язык в школе. 2019. № 1. С. 3–9.
  5. Иванова С. В. Образовательное пространство и образовательная среда: в поисках отличий// Ценности и смыслы. Москва, АНОО ИЭТ. 2015. № 6. С.23–28. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnoe-prostranstvo-i-obrazovatelnaya-sreda-v-poiskah-otlichiy. (Дата обращения 12.10.2023)
  6. Концепция «Русская школа за рубежом» утвержденная Президентом от 04 ноября 2015 года // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/50643. (Дата обращения: 07.10.2023).
  7. Казанкова Е. В. Современное понимание дизайна в аспекте идей ММК (Московского методологического кружка)// Сборник научных статей XVIII Всероссийской научно-практической конференции. Омск.: Омский государственный технический университет, 2019. С.21–25.
  8. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. 192 с.
  9. Методические рекомендации по реконструкции образовательного пространства общеобразовательных организаций / С. С. Кукулин, Е. С. Киселёва, М. Ю. Ожеред, И. И. Белокопытова, Н. Ф. Китасова, Е. В. Кочешкова, И. Л. Пигорева, Е. В. Стрельникова ‒ 2020. 158 с [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://oskoluno.ru/documents/uko/ efektruk/3 %20МР %20Реконструкции %20ОП.pdf (дата обращения: 12.10.2023).
  10. Пименова А. В. Актуализация дизайна учебной среды как средство оптимизации образования / А. В. Пименова, Р. В. Некрасов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 134–137. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93170/ (дата обращения: 04.11.2023).
  11. Торкунов А. В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО Университета. Москва., 2012. № 4(25). С. 85–93.
  12. Формирование современной образовательной среды / Сборник аналитических материалов по исследовательскому проекту Формирование современной образовательной среды. Составители: авторский коллектив: Барсукова Е.М,. Белолуцкая А. К., Иванова Е. В., Ле-ван Т. Н., Шмис Т. Г., Устинова М. А., Лозовский М. Б.- ГАОУ ВО МГПУ, 2019.-106 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: https://vbudushee.ru/upload/iblock/d2b/d2b4301d501c654b2a59a9048e6f6601.pdf. (Дата обращения: 4.11.2023).
  13. Хромых А. С. Русские школы за рубежом в условиях быстроменяющегося мира: проблемы и перспективы // Социально-политические исследования. 2022. № 3 (16). С. 168–183. http://dx.doi.org/10.20323/2658–428X-2022–3-16–168–183. [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/moxhdi. (Дата обращения: 4.11.2023).
  14. Хамраева Е. А. Детский модуль РКИ. Особенности организации русской школы за рубежом и методики преподавания русского языка — Русский язык за рубежом. 2014. № 5 (246). С. 44–54.
  15. Хамраева Е. А., Шорина Т. А., Саматова Л. М., Ряузова О. Ю., Новикова А. К. Лингводидактическая диагностика для школ русского зарубежья: учебно-методическое пособие для учителей русских школ, родителей и детей, изучающих русский язык в образовательных организациях вне Российской Федерации /Межвузовский центр билингвального и поликультурного образования Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. СПб., 2018. 156 с.
  16. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.
  17. Maxwell L. E., Chmielewski E. J. Environmental personalization and elementary school children’s self-esteem // Journal of Environmental Psychology. 2008. Vol. 28. P. 143–153.
  18. Hoffmann J. Rethinking the Colorful Kindergarten Classroom [Электронный ресурс]. URL: https://well.blogs. nytimes.com/2014/06/09/rethinking-the-colorful-kindergarten-classroom/ (дата обращения: 19.10.2023).
  19. Сайт «Образовательный центр АИСТ» (ОАЭ).https://aist.ae.

Ключевые слова

образовательная среда, дизайн, инструменты мотивации, русская школа за рубежом, педагогический дизайн, обучение детей-билингвалов