Мультимедийная презентация на занятиях английского языка как средство формирования лексических навыков дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чудочина, Т. П. Мультимедийная презентация на занятиях английского языка как средство формирования лексических навыков дошкольников / Т. П. Чудочина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 35-40. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/502/18194/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье автор исследует использование мультимедийной презентации в процессе формирования лексических навыков дошкольников на занятиях английского языка.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, ситуация общения, лексические навыки, этапы формирования, интерес, познавательная активность, ситуация общения, мультимедийная презентация, интерактивная форма, визуализация.

Сегодняшние дошкольники отличаются от детей прошлых лет тем, что они с интересом играют в компьютерные игры и смотрят разные видео в телефонах. Этот интерес можно использовать в образовательных целях, чтобы познакомить их с языковым и культурным многообразием мира в процессе целенаправленного формирования у детей коммуникативной компетенции на занятиях английского языка (далее АЯ) в учреждениях дополнительного образования. Основу этой компетенции составляют лексические навыки.

Весь лексический материал языка является его строительным материалом. По мнению Н. И. Жинкина, «Слова — это имена вещей, явлений, событий, имена всего того, что есть в действительности» [3, с 28]. Проблема накопления словарного запаса, личного словаря ребенка одна из наиболее значимых задач при обучении АЯ. Личный вокабуляр на любом языке индивидуализирует высказывания человека. Но знание ребенком определенного количества ЛЕ на иностранном языке не гарантирует того, что он сможет успешно общаться на этом языке, если у него не сформированы лексические навыки.

Без знания технологии формирования лексических навыков педагог не может формировать у детей основы иноязычной коммуникативной компетенции.

Цель обучения в данном случае — это научить ребенка семантически точно, адекватно и уместно использовать лексические единицы (далее ЛЕ). Лексический навык подразумевает владение звуковой формой слова, его значением и употреблением [3, с 28]. Формирование лексических навыков на занятиях АЯ это многоступенчатый процесс, который включает понимание значения слова, его правильное произношение, грамотное составление различных словосочетаний и предложений в связи с ситуацией общения и определенной коммуникативной задачей — рассказать, сообщить, проинформировать или узнать что-то.

Технология формирования лексических навыков рассматривается в работах Г. В. Роговой, И. Н. Верещагиной, В. М. Филатова, Е. Н. Солововой, Н. И. Гез, Н. Д. Гальсковой и других. В методике обучения иностранному языку выделяют такие этапы работы над лексикой: ознакомление с ЛЕ; тренировка; развитие умений и навыков использования ЛЕ, т. е. применение лексики в различных ситуациях общения в диалогической и монологической речи.

Ознакомление дошкольников с лексикой осуществляется преимущественно через беспереводные и переводные приемы. Главная цель этого этапа при беспереводном приеме показать детям объект, предмет, действие, его изображение на бумажном или электронном носителе, назвать его в речевом образце, который им знаком. Ребенок должен четко услышать звуковой образ слова и соотнести его с наглядностью, понять, что эта ЛЕ значит, какая ее коммуникативная функция в языке: называть предметы, их цвет, размер и т. д.

Если на первом этапе дети аудируют новые ЛЕ в речевых образцах, то на этапе тренировки они сначала проговаривают новые слова изолированно, в словосочетаниях и затем в речевых образцах за диктором или педагогом. Здесь используются условно-речевые упражнения коммуникативного характера, которые также сопровождаются использованием наглядности.

Третий этап — применение ЛЕ, т. е. выполнение упражнений коммуникативного характера, например, назвать животных в зоопарке, рассказать о членах своей семьи [4,c. 215–217].

Из-за возрастных особенностей дошкольнику трудно воспринимать на слух и запоминать новый лексический материл без визуализации предметов и объектов реальной действительности. Чтобы активизировать учебную деятельность детей в процессе освоения ЛЕ, педагог должен умело интегрировать традиционные средства, предметную и картинную наглядность, с компьютерными технологиями обучения. Это дает возможность ярко и красочно моделировать окружающую действительность, поддерживать интерес дошкольников к освоению ЛЕ, активизировать их речемыслительную деятельность.

Современные технологии обучения нашли широкое применение в языковом образовании. С целью формирования у дошкольников лексических навыков на занятиях АЯ можно использовать мультимедийные презентации (далее ММП). Такой способ представления информации с помощью компьютерных программ считается удобным и эффективным, так как он аккумулирует анимацию, графику, видео, музыку, звуковой ряд и организует в единую среду. Во-первых, такая подача информации позволяет сосредоточить на ней внимание детей на длительное время. Во-вторых, она одновременно воздействует на несколько органов человеческих чувств, вызывает эмоциональную реакцию ребенка и делает его активным участником учебно-познавательного процесса. Именно эти свойства отличают ММП от других средств обучения.

Е. С. Полат определяет дидактические свойства ММП как средства обучения через их назначение, роль и место в учебно-воспитательном процессе: интегрировать разные виды информации в одном объекте, воздействуя на органы чувств: стимулировать когнитивный процесс; интерактивно взаимодействовать с обучаемым, создавать максимально приближенные к реальности условия для выработки учебных навыков и др. [1, c.11].

ММП базируется на аудиовизуальных возможностях компьютерных технологий [2,с.20]. Это в первую очередь и берется во внимание при выборе средств обучения любому предмету.

Создавая ММП для занятий с дошкольниками, педагог должен определить цель ее использования, творчески подойти к подбору материала для слайдов, адаптировать его для конкретных детей, учесть их возрастные и психологические особенности. На этапе ознакомления дошкольников с новой лексикой это очень важно, так как изображения на мониторе или экране позволяют детям ассоциировать фразу на АЯ непосредственно с предметом или действием. А так как у дошкольников еще не развито абстрактное мышление, то увиденные на экране красочные картинки, анимационные образы со звуковым сопровождением способствуют лучшему восприятию и усвоению нового лексического материала. На занятиях можно использовать готовые презентации интернета, например, по теме «Части тела» и разработать свои.

Для занятий с детьми по программе «Занимательный английский» созданы ММП по некоторым темам, например, «Мои игрушки», «Животные», «Семья», «Овощи и фрукты». Эти ММП можно применять на всех этапы работа формирования у дошкольников лексических навыков.

Для ознакомления детей с существительными демонстрируются изображения предметов на экране-доске; для ознакомления с глаголами — анимационные картинки, на которых движения выполняют знакомые дошкольникам мультипликационные герои, например, to sing, to jump, to fly…; для словосочетаний с предлогами — мультимедийные картинки с перемещением объектов, например, in the forest, in the pool, in the river.

На этапе тренировки и применения эти ММП используются для выполнения имитативных и подстановочных упражнений, которые направлены на запоминание звукового образа слова, его значения, позволяют детям быстро составлять словосочетания и предложения для решения определенных коммуникативных задач в определенных ситуациях общения. Например, при посещении виртуального зоопарка дети «помогают» животным найти свой цвет. На слайдах демонстрируются бесцветные картинки животных и цветная радуга. Коммуникативная задача — назвать животное и найти потерянный цвет. Можно и оказать помощь фермеру быстро найти своих домашних животных, которые спрятались недалеко от фермы за кустами, деревьями, кочками, где видны только хвостики, ушки, ножки и т. д. Такой слайд ММП привлекает внимание детей, активизирует их учебно-познавательную деятельность и дает реальную возможность использовать ЛЕ в речи. На этом слайде можно использовать и гиперссылки и демонстрировать найденных животных. При изучении темы «Фрукты» дети «исправляют» ошибки художника. На слайде — яблоня с разноцветными яблоками, но там можно увидеть и другие фрукты и даже овощи, которые нужно назвать. Правильно выполнив задание, дети увидят на следующем слайде красивую яблоню с яблоками, которые педагог предлагает посчитать и назвать их цвет.

При освоении ЛЕ по теме «Мой день в детском саду» на двух слайдах презентации можно использовать Timeline, где размещается временная шкала, т. е. прямая горизонтальная линия с визуализацией картинок в определенной последовательности: на первой, что дети делают в первой половине дня, на второй — деятельность дошкольников после обеда. Такое представление материала помогает детям усваивать глаголы: to come to the kindergarten, to have breakfast, to play, to draw, to dance, to sleep и т. д.

К оформлению ММП надо соблюдать определенные требования, а в использовании — гигиенические нормы, например, а) при использовании экрана — доски удовлетворительная зона восприятия находится на расстоянии от 2 до 5–6 м; б) на занятиях с дошкольниками целесообразно использовать ММП длительностью не более 5–8 минут [2, с. 20].

Таким образом, использование ММП усиливает обучающий эффект, повышает у дошкольников мотивацию изучения лексических единиц в увлекательной интерактивной форме работы и позволяет формировать коммуникативную компетенцию детей в рамках определенной программы на достаточном уровне.

Литература:

  1. Бухарина М. Ю. Мультимедиа: от уличных шоу до средств обучения / М. Ю. Бухарина // Иностранные языки в школе. — 2009. — № 5. — С.9 -15.
  2. Денисова Ж. А., Денисов М. К. Мультимедийная презентация языкового материала как методический приём / Ж. А. Денисова, М. К. Денисов //Иностранные языки в школе. — 2008. — № 3. — С. 20 -27.
  3. Игна О. Н., Зырянова Е. В. Технологии и методика обучения иностранному языку. Обучение лексике английского языка. — Томск, 2009.
  4. Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов — 3-е издание / Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина. — М.: Просвещение, 2000.