Применение экологической тропы в повышении качества экологического воспитания учащихся | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Журавлева, К. Е. Применение экологической тропы в повышении качества экологического воспитания учащихся / К. Е. Журавлева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/501/18187/ (дата обращения: 03.05.2024).



Ключевые слова: экологическая тропа, маршрут, наблюдение, экологические станции.

Термин «экологическая тропа», или коротко «экотропа», в последние 20–30 лет устойчиво вошел в наш лексикон. Это общепринятое название познавательных маршрутов, расположенных, главным образом, в национальных парках и заповедниках. Нередко экотропы создаются группами энтузиастов на пришкольных участках или в городских парках. Цели создания экотроп легко запоминаются при выполнении весьма простого упражнения. Достаточно составить список из 15–20 любых ассоциаций со словом «экотропа» и объединить их в относительно однородные категории. [2]

В настоящее время остро стоит проблема экологической обстановки во многих регионах России, в том числе в нашем городе, поэтому экологическое образование является неотъемлемой частью на уроках биологии, которое предполагает понимание материальной и духовной ценности природы для общества и для отдельного человека, усвоение основных понятий и научных фактов о природе, сознательное соблюдение норм поведения в природе.

Применяемые интерактивные методы, позволяют это сделать максимально интересно, просто и увлекательно, а также способствуют развитию коммуникативных умений и навыков, активизируют работу в команде

Цель: повышение экологического воспитания учащихся посредством учебной экологической тропы.

Объект: экологическая тропа.

Предмет: изучение объектов живой природы на учебной экологической тропе школы № 51.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная и созданная экологическая тропа будет включена в учебно-воспитательный процесс школы № 51 в 5–6 классах на уроках

Задачи:

Образовательная — расширение у обучающихся знаний об объектах и процессах в окружающей нас природе.

Воспитательная — способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения на природе и важность коренного изменения взаимоотношений Человечества и Природы.

Развивающая — помимо образовательной и воспитательной целей, экологическая тропа может и должна использоваться для организации активного отдыха учащихся на природе, как в период школьных занятий, так и во время летнего отдыха.

Экологическая тропа — маршрут, проходящий через различные природные объекты, которые имеют эстетическую, природоохранную и историческую ценность, участники тропы получают устную или письменную информацию об этих объектах. Это одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения.

Задачи учебной экологической тропы:

— Способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, памяти, аналитического мышления и восприятия красоты. Раскрыть их творческие способности.

— Воспитание любви к природе родного края.

— Развитие экологической культуры.

— Сочетание умственного труда и физических нагрузок с отдыхом на природе

Схема маршрута экологической тропы

Рис. 1. Схема маршрута экологической тропы

На пришкольном участке школы № 51 созданы несколько станций, на которых обучающиеся 5–6 классов ведут свои наблюдения и регистрируют это в своих дневниках.

Станции, разработанные совместно с учителем географии и биологии.

Станция 1. «Цветочно-декоративный отдел». На данной станции произрастают такие растения как: петуньи, бархатцы, шафраны, сальвия, львиный зев, флоксы, ирисы, лилии. Все это выращено и посажено руками наших педагогов и учащихся. На данной станции разрабатываем и формируем у учащихся навыки по выращиванию и уходу за растениями.

Результаты работы:

— Учащиеся 5 и 6 классов знакомятся с типами корневых систем; с формой и окраской листьев; с видами соцветий; со строением, формой и окраской околоцветника; с различными типами плодов, их приспособлением к распространению; со способами размножения (семенным, луковицами, клубнями, черенками, делением куста); с особенностями и различными представителями семейств, изучаемых в школе.

Станция 2. Отдел лекарственные растения

На данной станции старшеклассники задают вопросы о лекарственных растениях учащимся 5-х классов, растущих на клумбе (календула, ромашка), а так же от каких болезней их можно применять, затем было задание по данной станции сделать гербарий лекарственных растений с их описанием.

Станция 4.Дендрологиеский отдел

На территории школы можно встретить разные жизненные формы флоры это деревья и кустарники: березы, клены, рябины, дубы, ели, лиственницы, сирени, шиповник.

На учебной тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Школьники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно на экологической тропе постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. [2]

Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у школьника трудолюбие и уважение к груду. Школьники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но постигают отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические следствия деятельности человека, в том числе своей и своих товарищей. [1]

Литература:

  1. https://irbis-samara.ru/wp-content/uploads/2015/07/тенология-разработки-экотроп.pdf
  2. https://www.wildnet.ru/images/stories/bibl/tropa_v_garmonii_s_prirodoy/tropa-v-garmonii-s-prirodoy-2-polnyy-tekst-10–12–17.pdf

Ключевые слова

наблюдение, маршрут, экологическая тропа, экологические станции