Развитие инновационного потенциала организации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шевченко, Е. А. Развитие инновационного потенциала организации / Е. А. Шевченко. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 12-17. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/500/18172/ (дата обращения: 09.05.2024).



Инновационность предприятия зависит от множества факторов, определяющих масштабы и уровень его деятельности. Научно- исследовательская деятельность на предприятиях и эффективное применение инноваций позволяют выжить и завоевать лучшие позиции на международном рынке.

Ключевые слова: инновация, развитие, потенциал, инновационный потенциал, организация

Современные предприятия растут и преуспевают в сегодняшнем корпоративном климате по множеству различных причин. Однако если вы посмотрите на организации, которые сегодня действительно выделяются из общей массы, как явные лидеры в своих отраслях, то станет ясно, что у всех у них есть один общий фактор: все они приветствуют инновации.

Как отметил Фриман, способность успешно внедрять технологические инновации является основным фактором конкурентного преимущества. Следовательно, многие компании проводят многочисленные исследования, чтобы оставаться конкурентоспособными в отрасли.

Предпосылкой достижения инновационного развития предприятия является осуществления им инновационной деятельности, что означает способность наращивать и активно использовать организационно- экономические, технико-технологические и другие инновационные возможности, составляющих инновационный потенциал [2].

В широком понимании понятие «потенциал» — это средства, запасы, источники, которые есть в наличии и могут быть использованы, приведены в действие для достижения определенной цели, выполнения плана, выполнения задач реализации возможностей любой социальной системы в определенной сфере.

В общем виде под инновационным потенциалом чаще всего понимают совокупность всех имеющихся материальных и нематериальных активов предприятия, используемых в процессе осуществления инновационной деятельности [1].

Однако возникает вопрос, что является первичным источником исследуемого явления «инновационный потенциал» или «инновационное развитие»? Инновационный потенциал целесообразно определять, как способность к изменению, улучшению, прогрессу, это источник развития [3].

Многие авторы по-разному дают определение «инновационному потенциалу». Самым первым ввел это понятие Кристофер Фримен в 1970 году. Он определяет инновационный потенциал, как систему мер по проектированию и разработке экономического потенциала, который лежит в основе нововведений.

Также давали толкование группа авторов В. Н. Баранчеева, Б. К. Лисин, В. Н. Фридлянов, но они определяли инновационный потенциал как меру готовности к выполнению задач, обеспечивающих достижение инновационных целей компании.

Таким образом, можно сделать вывод, что инновационный потенциал характеризуется не только ресурсами, доступными для создания инноваций, но и инновационными механизмами, предполагающие развитие этого потенциала.

Чтобы стимулировать рост бизнеса, оставаться актуальным в меняющиеся времена и отличаться от конкурентов, бизнес-лидеры должны уметь мыслить творчески и внедрять инновации в свои бизнес-модели. Однако это не означает, что готовность к инновациям является единственным фактором успеха: лидеры также должны иметь четкое представление о том, как воплотить эти инновации в жизнь.

Один из способов сделать это — получить опыт работы над интересными, сложными и инновационными проектами, так как это даст вам навыки, необходимые для того, чтобы стать двигателем инноваций в вашей организации.

Для формирования инновационного предприятия необходимо на протяжении всего этого пути работать над НИОКР, маркетингом, изменениями в выпуске продукции. Чаще всего работники предприятия испытывают напряжение и нередко возникают конфликты на предприятии из-за того, что они не понимают всей важности введения чего-то нового, не понимают свою роль в этом процессе. Необходимо сделать так, чтобы каждый работник представлял цели компании и видел свой вклад в ее развитии.

Этапы развития инновационного развития

Рис. 1. Этапы развития инновационного развития

Процесс формирования инновационного потенциала происходит не сразу и не мгновенно, он претерпевает несколько этапов на протяжении длительного времени (рис.1).

На первом этапе происходит начальный сбор теории и материалов, которые необходимы для дальнейшего построения инноваций на предприятии. На данном этапе в основном начинают выявляться основные потребности общества.

Второй этап предусматривает уже непосредственно само развитие организации за счет новых и уже усовершенствующих средств (инноваций). На данном этапе усовершенствуется продукция, происходит постепенный рост компании, выход на новый уровень по качеству.

И заключительный этап — третий. Здесь же происходит распределение и применение инновационного потенциала.

В итоге можно сделать вывод, что основными факторами, влияющие на рост и развитие инновационного потенциала являются определение потребностей и стратегии выпуска новый продукции, потенциальная полезность, кооперация и коммуникация, объем ресурсов и оценка инноваций.

Как и любой предмет управления компании, инновационный потенциал требует оценки и исследования. Оценка инновационного потенциала показывает, насколько организация готова к изменениям и введению чего-то нового. Общую последовательность оценки можно представить в виде дерева, представленном на рисунке 2.

Последовательность оценки инновационного потенциала

Рис. 2. Последовательность оценки инновационного потенциала

После того, как сделан вывод об уровне инновационного потенциала компании на основание перечисленных выше пунктов, оценщик формирует ряд основных проблем, которые препятствуют развитию инноваций на данном предприятии.

Такими проблемами могут быть: недостаточное финансирование инновационной деятельности на предприятии, маленькое число штата сотрудников, феномен сопротивления чего-то новому, нет соответствующей организационной структуры компании.

Следовательно, обобщая все вышесказанное можно прийти к вы воду, что наиболее инновационно активны — крупные предприятия, численный состав которых насчитывает порядка 1000 человек. Так как именно такие компании имеют огромные ресурсы как финансовые, так и человеческие.

Литература:

  1. Васильев, В. П. Экономика: учебник и практикум для вузов / В. П. Васильев, Ю. А. Холоденко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 316 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5-534–13155–0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/491252
  2. Новикова, Т. В. Разработка модели оценки конкурентоспособности цепей поставок / Т. В. Новикова, В. А. Радионова // Вестник Северо- Кавказского гуманитарного института. — 2016. — № 1(17). — С. 125–135.
  3. «О текущей ситуации в российской экономике. Июнь — июль 2022 года». Сайт Министерства экономического развития. — Текст: электронный. URL: ttps://www.economy.gov.ru/material/directions/makroec/ekonomicheskie_obzory/o_tekushchey_situacii_v_rossiyskoy_ekonomike_iyun_iyul_2022_goda.html
  4. «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». Сайт Министерства экономического развития. — Текст: электронный. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/makroec/prognozy_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya/prognoz_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_rf_na_2022_god_i_na_planovyy_period_2023_i_2024_godo v.html
  5. Мищенко, Т. Л. Маркетинговые технологии для малого бизнеса в цифровой экономике / Т. Л. Мищенко // Актуальные вопросы современной экономики. — 2022. — № 8. — С. 84–90.