Цифровые технологии в контрольно-надзорной деятельности органов внутреннего государственного финансового контроля | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

LXV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, сентябрь 2023)

Дата публикации: 09.09.2023

Статья просмотрена: 136 раз

Библиографическое описание:

Ступнева, М. А. Цифровые технологии в контрольно-надзорной деятельности органов внутреннего государственного финансового контроля / М. А. Ступнева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 124-128. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/499/18141/ (дата обращения: 10.05.2024).



В данной статье рассмотрено использование цифровых технологий при формировании исходных данных для составления проекта плана контрольных мероприятий органа внутреннего государственного финансового контроля.

Ключевые слова: финансовый контроль, цифровые технологии, цифровизация, информация, государство, экономика, законодательство.

Повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности органов внутреннего государственного финансового контроля невозможно без развития информационных систем и интеграции цифровых технологий в существующие процессы.

По мнению В. В. Ладышева цифровую трансформацию финансового сектора можно рассматривать как драйвер развития и необходимый элемент повышения эффективности российской экономики. Автор отмечает, что в условиях быстро развивающегося рынка цифровых технологий особенно остро встают вопросы их нормативного регулирования и адаптации российского законодательства [7]. Г. Г. Шинкарецкая в своей работе отмечает, что цифровизация — это глобальный тренд мировой экономики. Внедрение цифровых технологий в экономику становится все более мощным фактором развития. В настоящее время становится особенно необходимым эффективное техническое и правовое регулирование цифровизации [9].

Цифровизация контрольно-надзорной деятельности — приоритет цифровой трансформации. Президент Российской Федерации определил цифровую трансформацию в качестве национальной цели развития до 2030 года [1]. В постановлении Правительства Российской Федерации под цифровой трансформацией понимается совокупность действий, осуществляемых государственным органом, направленных на изменение (трансформацию) государственного управления и деятельности государственного органа по предоставлению им государственных услуг и исполнению государственных функций за счет использования данных в электронном виде и внедрения информационных технологий в свою деятельность [3].

Цифровые технологии во внутреннем государственном финансовом контроле помогают добиться следующих надлежащих итогов: экономия времени для участников контрольно-надзорных мероприятий; сокращение затрат в процессе осуществления контроля; переход на электронные носители информации; исключение нарушений объектами контроля в момент ввода данных; обеспечение доступа к необходимой информации; представление возможности проведения встречных проверок [8].

С 2020 года в Бюджетный кодекс Российской Федерации внесены изменения в части усовершенствования государственного финансового контроля, в том числе установления унифицированных требований (стандартов) осуществления внутреннего государственного финансового контроля [2].

Так в законодательном поле появились принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного финансового контроля, в том числе принцип автоматизации и принцип риск-ориентированности.

Принцип автоматизации означает, что при осуществлении контрольно-надзорной деятельности на всех стадиях должны использоваться при наличии информационные (цифровые) технологии, которые позволяют автоматизировать постоянные и однообразные процессы, а также позволяют обеспечивать оперативную обработку большого массива данных и автоматизированное формирование документов [4].

Принцип риск-ориентированности означает концентрацию усилий и ресурсов органа контроля при осуществлении контрольной деятельности в отношении объектов контроля и (или) направлений их деятельности, по которым наиболее вероятно наступление событий (совершение нарушений), способных причинить ущерб публично-правовому образованию и (или) способных повлечь неэффективное использование бюджетных средств, существенное искажение информации об активах, обязательствах и (или) о финансовом результате.

Риск-ориентированный подход предусматривает идентификацию приоритетных направлений контроля в финансово-бюджетной сфере, характеризующихся наибольшей рискоемкостью, а также измерение всей подконтрольной среды в разрезе категорий риска на основании оценки значений критериев «существенность последствий нарушения» и «вероятность допущения нарушения» [10].

Принцип риск-ориентированности должен применяться органами внутреннего государственного финансового контроля при планировании своей деятельности.

Так, одним из этапов планирования контрольных мероприятий является формирование исходных данных для составления проекта плана контрольных мероприятий.

Для формирования исходных данных для составления проекта плана контрольных мероприятий необходимо осуществить сбор и анализ информации об объектах контроля.

В Федеральном стандарте внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Планирование проверок, ревизий и обследований», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2020 № 208 (далее — Федеральный стандарт) установлено, что сбор и анализ информации об объектах контроля осуществляется автоматизированным (при наличии технической возможности) и (или) ручным способом. При автоматизированном способе сбор и анализ информации об объектах контроля осуществляется в электронном виде с использованием прикладного программного обеспечения, предусматривающего в том числе автоматизированную проверку данных на непревышение заданным показателям (параметрам), автоматизированную сверку данных, расчет коэффициентов, сопоставление табличных данных и форм отчетности. При ручном способе сбор и анализ информации об объектах контроля осуществляется путем изучения должностным лицом органа контроля документов на бумажном носителе [5].

Таким образом, действующим законодательством не установлены «жесткие» требования к сбору и анализу информации об объектах контроля с помощью информационных технологий (программных продуктов).

Данный факт является проблемой, так как часть органов внутреннего государственного финансового контроля в субъектах Российской Федерации использует информационные технологии и автоматизирует свою деятельность, а другие нет, что приводит к снижению уровня цифровизации контрольной деятельности в целом в Российской Федерации.

Кроме того, отсутствие использования информационных технологий не позволяет оперативно систематизировать, классифицировать, группировать информацию для последующей обработки, что влияет на скорость принятия управленческих решений. Также ручной способ анализа информации может с большей вероятностью приводить к недостоверному анализу, так как присутствует «человеческий фактор».

Так, например, Комитет государственного финансового контроля Санкт-Петербурга (далее — Комитет) использует программный продукт, который позволил комплексно автоматизировать полномочия Комитета в части осуществления внутреннего государственного финансового контроля. Благодаря внедрению программного продукта были решены вопросы ведения, хранения, организации учета всей информации, связанной с реализацией полномочий, а также обеспечена возможность оперативного формирования отчетности. Также обеспечена связь между документами, операциями, процессами, что позволяет существенно экономить временной ресурс, и упрощает работу с информацией, данными [6].

При этом орган внутреннего государственного финансового контроля Тверской области осуществляет сбор и анализ информации ручным способом, что существенно увеличивает нагрузку и сроки обработки информации.

Таким образом, нормативное урегулирование обязательности использования информационных технологий (программного продукта) при осуществлении сбора и анализа информации об объектах контроля при планировании контрольных мероприятий позволит повысить эффективность и качество реализуемых полномочий органов внутреннего государственного финансового контроля, благотворно скажется на результатах работы контрольного органа и как следствие окажет благоприятное воздействие на здоровое развитие региона.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» — Справочно-правовая система «Гарант».
  2. Федеральный закон от 26.07.2019 № 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» — Справочно-правовая система «Гарант».
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.10.2020 № 1646 «О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами» — Справочно-правовая система «Гарант».
  4. Постановление Правительства РФ от 6.02.2020 № 95 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» — Справочно-правовая система «Гарант».
  5. Постановление Правительства РФ от 27.02.2020 № 208 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Планирование проверок, ревизий и обследований» — Справочно-правовая система «Гарант».
  6. Валиуллина Э. И., Кутуков А. А., Мушаилов М. М. К вопросу о цифровизации контроля // Учет и контроль. — 2022. — № 7. — С. 46–50.
  7. Ладышев В. В. Основные тренды развития цифровой экономики в финансовой сфере. Правовые аспекты регулирования и практического применения. — М.: Издание Государственной Думы, 2019. — с. 4–5.
  8. Растегаева Ф. С., Данилова Н. О. Государственный финансовый контроль в рамках цифровой экономики // Креативная экономика. — 2020. — Том 14. — № 12. — С. 3202.
  9. Шинкарецкая Г. Г. Цифровизация — глобальный тренд мировой экономики // Образование и право. 2019. № 8. — С. 119–123.
  10. Информация официального сайта Федерального казначейства: https://roskazna.gov.ru/novosti-i-soobshheniya/novosti/1507325/.