Законодательное регулирование оборота криптовалют | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

LXV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, сентябрь 2023)

Дата публикации: 23.07.2023

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Бондаренко, О. Ю. Законодательное регулирование оборота криптовалют / О. Ю. Бондаренко. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 111-116. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/499/18120/ (дата обращения: 02.05.2024).



В данной статье мы рассмотрим вопрос регулирования криптовалюты в России и за ее пределами. С помощью анализа крипто рынка выявим возможности правовых отношений и перспективы развития.

Ключевые слова: регулирование криптовалюты, реестр, финансовые операции, международные расчёты,комиссия по ценным бумагам и биржам (КЦББ), правовые отношения,

Законодательное регулирование криптовалюты

Криптовалюта — феномен, который за последние десятилетия вызвал огромный интерес в обществе и финансовой сфере. С момента первого появления в 2009 году виртуальные деньги стали неотъемлемой частью современной экономики, стимулируя инновации, инвестиции и открывая новые перспективы для финансовых операций. Однако, рост популярности вызвал также ряд вопросов и проблем, связанных с использованием и регулированием криптовалюты

В России первым правовым актом, регламентирующим оборот криптовалюты, можно назвать закон от 31.07.2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2]. В нем впервые было сформулировано понятие «цифровой валюты». Под ней понимался набор электронных данных, содержащихся в информационной системе, которые могут быть использованы в качестве средства платежа и которые при этом не являются официальной денежной единицей Российской Федерации, иностранного государства или международной денежной или расчетной единицы. Кроме того, виртуальная валюта может быть использована в качестве инвестиций и не требует обязательств со стороны конкретного лица перед каждым обладателем этих электронных данных, за исключением оператора и/или узлов информационной системы, ответственных только за соблюдение правил выпуска и осуществления действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему. Данное определение цифровой валюты является достаточно точным и содержит основные характеристики и особенности такой валюты.

Собственно, это является единственным положительным моментом данного закона. Хотя далее в нем описывается процесс выпуска цифровых финансовых активов, устанавливаются требования по их учету, а также критерии деятельности оператора информационной системы, возможность реализации данных норм весьма сомнительна. Так, в законе сказано, что права на цифровые активы возникают у первого обладателя после внесения записи в информационную систему. Решение о выпуске должно содержать информацию о лице, выпускающем активы, операторе информационной системы, виде и объеме прав, количество выпускаемых активов, условиях завершения выпуска, цене приобретения и способе оплаты. Как можно заметить, законодатель пытался установил рамки для правового регулирования криптовалюты. Эту попытку едва ли можно называть удачной. Конечно, требования, предъявляемые к операторам информационных систем, являются важными с точки зрения обеспечения безопасности, надежности и целостности системы. Однако, их вряд ли получится применить на практике по ряду причин.

Прежде всего, криптовалюты, например биткоин или эфир, базируются на принципах децентрализации и анонимности. Транзакции в них осуществляются путем передачи электронных подписей, идентифицирующих участников, но сами участники остаются анонимными. Это усложняет применение требований о восстановлении доступа к записям информационной системы или предоставлении информации о цифровых финансовых активах властям [8].

Кроме того, криптовалюты обычно используют иммутабельные распределенные реестры (блокчейн), что делает невозможность изменения записей. Это усложняет реализацию требований о внесении изменений в алгоритмы или записи информационной системы.

Более того, операторы информационных систем криптовалютных платформ могут находиться в разных юрисдикциях, что создает сложности в обеспечении надзора со стороны конкретного государства. Отсутствие единого механизма воздействия по поводу регулирования криптовалюты делает трудным контроль и принудительное исполнение требований, установленных государством. Так, если банковский счет корпорации можно заблокировать, то заморозить средства на биткоин-кошельке невозможно, поскольку доступ к ним есть только у владельца токена.

Таким образом, хотя требования, предъявляемые к операторам информационных систем в отношении цифровых финансовых активов, важны для регулирования и защиты интересов государства и инвесторов, их внедрение практически нереально, а возможности государственного санкционирования снижены, что влияет на поведение игроков на рынке виртуальной валюты.

Достаточно посмотреть на ситуацию с Binance. Напомним, КЦББ предъявила иск криптобирже, обвиняя последнюю в нарушении законодательства о ценных бумагах. Обычно акционерные компании, как правило, соглашаются с требованиями регулятора и делают все возможное, чтобы уладить дело миром. Например, в 2020 г. КЦББ начало расследование в отношении крупнейшего финансового конгломерата JP Morgan. Чуть менее чем через год фирма согласилась с претензиями регулятора и выплатила 125 млн долларов, не дожидаясь суда [9].

Однако Binance не только не согласился с доводами КЦББ, но и стал активно защищаться. Так, криптобиржа в судебном порядке потребовала от регулятора объяснить, на каком основании к ним вообще должны применяться законы о ценных бумагах. Когда КЦББ привычно потребовал заморозить активы криптобиржи, судья предложила Регулятору поискать компромисс путем внесудебного урегулирования, заявив, что «полномочия КЦББ для регулирования криптовалюты неэффективны и громоздки» [6]. Как видим, криптобиржи дают отпор даже американским регуляторам, к мнению которых обычно прислушиваются во всем мире.

Таким образом, очевидно, что для криптовалюты необходим особый механизм правового регулирования. Вот почему многие ожидали от российского законодателя принятия новых правовых актов, которые бы учитывали природу виртуальных денег. И действительно, 8 февраля 2022 г. Правительство России приняло Концепцию законодательного регламентирования механизмов организации оборота цифровых валют. Изложенная в ней цель — интеграция криптовалюты в финансовую систему России и обеспечение контроля за денежными потоками, являлась весьма амбициозной и логичной. Идея вывода криптовалют из тени и создания легальной предпринимательской деятельности также имеет свое обоснование [4].

Однако, анализ документа показывает, что Правительство воспринимает криптовалюту как разновидность каких-то ценных бумаг, по сути, совершая ту же ошибку, что их коллеги из США. Так, предложенные в Концепции идеи о разделении инвесторов на квалифицированных и неквалифицированных и создании финансовых подушек безопасности на криптовалютных площадках вызывают некоторые сомнения. Во-первых, предложенная классификация может быть произвольной и вызывать проблемы с определением статуса каждого инвестора. Более того, учитывая, что криптовалюту можно майнить, не ясно, какие именно навыки должны учитываться: финансовый консалтинг или программирование. Во-вторых, требование об обязательном наличии финансовых подушек безопасности на криптовалютных площадках едва ли будет выполнимым.

Более того, криптовалютные биржи могут функционировать из-за границы, что затрудняет контроль за их деятельностью на национальном уровне. Люди также имеют возможность приобретать криптовалюту вне российских банков и использовать платформы, доступные за рубежом. Поэтому стремление к полному контролю не будет эффективным.

По этой причине законодатель решил создать свою собственную электронную валюту, которая будет полностью соответствовать предъявляемым требованиям. Так, 14 июля 2023 г. Госдума РФ приняла масштабные поправки в ряд законов, чтобы внедрить цифровой рубль [4]. Под ним понимается дополнительная форма российской национальной валюты, которая будет эмитироваться Банком России в цифровом виде [7]. Иными словами — Банк России будет выпускать «цифровые рубли» [1], которые, как видно из названия будут существовать в безналичном виде. Для них можно приобрести цифровой кошелек (токен) либо конвертировать их в наличные и безналичные средства. К преимуществам цифрового рубля относят улучшение эффективности финансовых транзакций. Так, цифровые рубли можно будет использовать для расчетов. При этом считается, что такая форма денег может способствовать уменьшению времени и комиссий, связанных с переводами, и снизить общие затраты на производство и обслуживание денежной массы [2].

Кроме того, цифровой рубль будет способствовать борьбе с теневой экономикой. Цифровая валюта упростит контроль за денежными потоками и сделает их более прозрачными, что позволит более эффективно бороться с отмыванием денег и уклонением от уплаты налогов. Например, на цифровые рубли может быть наложен арест в рамка ФЗ «Об исполнительном производстве» [3]. Отметим, что этот аргумент вряд ли будет актуален для обывателей, которые как раз пытаются найти способы скрыть свои доходы от ФНС.

Кроме того, считается, что цифровые деньги улучшат доступность финансовых услуг, поскольку некоторые граждане, особенно из отдаленных районов, могут столкнуться с проблемами при открытии традиционных банковских счетов. Однако банковские карты можно оформлять дистанционно, а для работы с цифровым рублем все равно нужен интернет.

При этом, эту форму валюты нельзя зачислить на вклад и получить по ней проценты, а у человека может быть только один токен. В этом плане цифровой рубль явно проигрывает как безналичным средствам, так и криптовалюте, которую можно разместить на стейкинге, а криптокошельков может быть неограниченное количество. Таким образом, цифровой рубль очевидно не несет в себе никаких преимуществ для пользователей.

К слову, любопытно, что, обсуждая идею цифрового доллара ФРС США отметила, что предварительно необходимо убедиться, что эта форма валюты принесет выгоду американцам, причем сделает это эффективней, чем фиатные деньги. Однако, из весомых преимуществ «цифрового доллара» — это то, что цифровая валюта должна улучшить трансграничные платежи за счет использования технологии канала распределения. Правда, не ясно, что мешает так делать с безналичными средствами. Возможно, по этой причине цифровой доллар пока еще остается лишь идеей [10].

Таким образом, любые попытки регулировать криптовалюту сталкиваются с рядом проблем. Во-первых, использование блокчейн технологии обеспечивает децентрализацию и анонимность. А значит государство не имеет полного контроля над совершаемыми операциями. Во-вторых, криптовалюту достаточно легко направить за пределы страны. Поэтому заморозить криптокошелек практически невозможно, что также снижает возможности применения мер государственного принуждения.

При этом можно констатировать, что ни в России, ни в мире не сформирована правовая база для адекватного регулирования криптовалюты. Государства либо пытаются относиться к ней как к ценным бумагам, и предсказуемо терпят крах, либо создают свои цифровые деньги, которые являются лишь подобием криптовалюты и не обладают всеми ее преимуществами.

Литература:

  1. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 10.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2023)
  2. «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023)
  3. «Об исполнительном производстве». Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 29.12.2022, с изм. от 26.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2023)
  4. Концепция законодательного регламентирования механизмов организации оборота цифровых валют. Правительство РФ, 8 февраля 2022 г.
  5. Законопроект № 270838–8 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части формирования правовых основ для внедрения цифрового рубля) https://sozd.duma.gov.ru/bill/270838–8
  6. Binance спорит с регулирующими органами США по поводу заморозки активов https://www.nytimes.com/2023/06/13/technology/binance-sec-cryptocurrency.html
  7. Банк России Цифровой рубль. https://cbr.ru/fintech/dr/
  8. Имомова Ш. М., Норова Ф. Ф. Работа с криптовалютой // Universum: технические науки. 2021. № 10–1 (91). С. 18–20
  9. КЦББ. JPMorgan признало ошибки в ведении документации и согласилось выплатить штраф в размере 125 миллионов долларов для урегулирования обвинений. https://www.sec.gov/news/press-release/2021–262
  10. Расур Э., Амуре Т. О. Как будет выглядеть цифровая валюта Центрального банка США? https://www.investopedia.com/us-cbdc-6740586

Ключевые слова

реестр, финансовые операции, правовые отношения, регулирование криптовалюты, международные расчёты, комиссия по ценным бумагам и биржам (КЦББ)