Особенности управления IT-проектами в коммерческих образовательных организациях | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ошкин, А. В. Особенности управления IT-проектами в коммерческих образовательных организациях / А. В. Ошкин, В. А. Павлов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 1-11. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/498/18111/ (дата обращения: 10.05.2024).



В современном быстро меняющемся мире информационных технологий и стремительного развития образования, коммерческие образовательные организации сталкиваются с уникальными вызовами и возможностями. В таком контексте, эффективное управление IT-проектами в этих организациях становится ключевым аспектом для успешного функционирования Актуальность исследования на тему «Особенности управления IT-проектами в коммерческих образовательных организациях» трудно переоценить. Коммерческие образовательные учреждения несут на себе двойную ответственность: они должны обеспечивать высокое качество образования для удовлетворения потребностей студентов, и в то же время быть прибыльными, чтобы обеспечить свою стабильность на рынке.

Такая двойственность требует уникального подхода к управлению проектами, которые часто характеризуются высокой степенью сложности и неопределенности. Необходимость в постоянном совершенствовании и развитии IT-инфраструктуры, внедрении новых технологий и программ, а также непрерывном обучении персонала создает сложные межфункциональные взаимосвязи в организации.

Современные требования к образованию и IT -проектам ставят перед коммерческими образовательными организациями необходимость оперативного и эффективного реагирования на изменения внешней среды и внутренних потребностей. Успешное управление IT -проектами обеспечивает не только достижение поставленных целей и сроков, но и повышение конкурентоспособности организаций, укрепление их репутаций и привлечение новых клиентов и студентов.

Исследование особенностей управления IT -проектами в коммерческих образовательных организациях представляет не только академический интерес, но и практическую значимость. Результаты этого исследования будут способствовать выработке наиболее эффективных и адаптированных подходов к управлению IT -проектами в образовательных организациях, что способствует повышению их эффективности и конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. При этом, исследование также выявит возможные препятствия и сложности, с которыми сталкиваются коммерческие образовательные организации при управлении IT-проектами, что позволит выработать рекомендации и решения для их преодоления.

Таким образом, данное исследование имеет высокую актуальность и значимость как для научного сообщества, так и для практических специалистов в сфере управления IT-проектами и образования. Ожидается, что результаты этого исследования помогут коммерческим образовательным организациям справляться с вызовами современного рынка, а также эффективно использовать потенциал информационных технологий для достижения своих стратегических целей и обеспечения долгосрочной устойчивости и успеха.

Управление IT -проектами в коммерческих образовательных организациях имеет ряд особенностей, которые важно учитывать для успешной реализации проектов. Вот короткий обзор основных аспектов управления IT -проектами в данном контексте:

  1. Бизнес-ориентированность: важно понимать, что IT-проекты в коммерческих образовательных организациях должны направляться на достижение конкретных бизнес-целей. Технологии и системы должны быть в соответствии с стратегическими целями организации, а результаты проектов должны прямо или косвенно влиять на повышение качества образовательных услуг и удовлетворение потребностей клиентов.
  2. Гибкость и адаптивность: образовательная сфера постоянно меняется, и IT -проекты должны быть гибкими, чтобы быстро адаптироваться к новым требованиям и изменениям внутренней и внешней среды. Использование гибких методологий управления проектами, таких как Agile, может быть особенно полезным в данном контексте.
  3. Интеграция с бизнес-процессами: IT -проекты должны быть тесно связаны с бизнес-процессами организации. Эффективное управление проектами требует понимания потребностей и процессов организации, чтобы обеспечить успешную интеграцию новых технологий и систем.
  4. Ресурсное планирование: в коммерческих образовательных организациях важно эффективно планировать и распределять ресурсы для проектов. Это включает финансовые, человеческие и временные ресурсы, которые должны быть оптимально использованы для достижения целей проекта.
  5. Коммуникация и участие заинтересованных сторон: успешное управление IT-проектами требует активной коммуникации с заинтересованными сторонами, включая руководство, персонал, студентов и клиентов. Прозрачная и открытая коммуникация способствует поддержке и содействию всей организации.
  6. Управление рисками: IT -проекты могут иметь значительные риски, связанные с техническими сложностями, изменениями в требованиях, безопасностью данных и другими факторами. Управление рисками должно быть активной частью проектного планирования и включать анализ и оценку рисков, а также разработку стратегий и планов по их управлению и снижению.

Современные коммерческие образовательные организации сталкиваются с быстрыми изменениями и ростом конкуренции, и успешное управление IT -проектами играет важную роль в их конкурентоспособности и успехе. Понимание и учет указанных аспектов поможет организациям эффективно реализовывать IT -проекты, достигать поставленных целей и обеспечивать высокий уровень качества образовательных услуг.

Тема управления IT -проектами в коммерческих образовательных организациях рассматривается достаточно часто. Например, в работе [1] поднимаются проблемы управления ресурсами (человеческими, финансовыми, временными). Целью работы [1] является анализ влияния гибкой информационной системы управления проектами на основе облачных технологий с точки зрения управления человеческими ресурсами, финансовым управлением и сотрудничеством. Было проведено кейс-исследование в небольшой исследовательской и разработческой компании с использованием веб-системы управления проектами 4 PM . Результаты исследования свидетельствуют о том, что использование 4 PM для поддержки управления множеством проектов улучшает управление человеческими ресурсами и финансовым управлением. На основе полученных результатов представлены рекомендации для схожих организаций.

В работе [2] проблемы рассматриваются как возможности для успеха. Развитие совокупности знаний по управлению проектами и развитие способностей руководителей проектов в управлении ресурсами имеют важное значение для успешной реализации проектов. Публикация [2] основывается на обширном обзоре литературы, который проводился в рамках серии публикаций по теме управления проектами. Управление неопределенностью и решение различных вызовов рассматриваются как необходимые условия для эффективного управления проектами. Источники сложностей охватывают широкий диапазон и оказывают фундаментальное влияние на проекты и совокупность знаний по управлению проектами.

Проблемы, с которыми сталкиваются компании при внедрении IT-проектов, не ограничиваются определенными отраслями. Они включают в себя управление объемом работ, внедрение новых информационных технологий, динамику команды, удовлетворенность клиентов, применение подхода Lean -управления, коммуникацию, инновации и качество. Для эффективного преодоления указанных аспектов представляется необходимым использовать более продвинутые методологии, которые включают разработку алгоритмов и IT -систем. В работе [2] отмечается, что ожидание полной способности человека самостоятельно решить все вопросы является нереалистичным. В этом контексте предпочтительным подходом является разработка структурированных алгоритмических решений и системных подходов, позволяющих рационально и систематически преодолевать препятствия, возникающие при управлении.

Анализ бизнес-процессов в образовательных организациях помогает выявить особенности, которые оказывают влияние на эффективность управления IT -проектами. В образовательных организациях бизнес-процессы имеют ряд особенностей, которые следует учитывать при разработке и внедрении генетических алгоритмов для управления IT -проектами:

  1. Сезонность и цикличность. образовательные организации работают в соответствии с учебными годами и семестрами, что приводит к сезонным колебаниям активности. IT -проекты должны быть спланированы с учетом этих колебаний, чтобы избежать перегрузок или простоев.
  2. Гибкий график работы. учебные заведения часто имеют гибкий график работы, с переменным числом рабочих дней и недель. Это означает, что распределение ресурсов и временных рамок проектов должно быть подходящим и адаптивным.
  3. Множество заинтересованных сторон. В образовательных организациях могут участвовать студенты, преподаватели, административный персонал, родители и другие заинтересованные стороны. Каждая из этих сторон может иметь свои уникальные требования и ожидания от IT -проектов.
  4. Ограниченный бюджет. Многие образовательные организации имеют ограниченные бюджеты, что делает финансовое управление проектами особенно важным аспектом. Проекты должны быть спланированы и выполнены с учетом доступных финансовых ресурсов.
  5. Приоритет обучения и образования. Все проекты в образовательной организации должны быть выстроены вокруг цели обучения и образования студентов. Это требует особого внимания к качеству и результатам проектов.
  6. Уникальные требования к информационным технологиям. Образовательные организации имеют свои уникальные требования к информационным технологиям, таким как системы управления учебным процессом, электронные библиотеки, онлайн курсы и другие образовательные платформы.

При управлении IT -проектами необходимо учитывать эти особенности и обеспечивать согласование между потребностями образовательных процессов и разрабатываемыми информационными технологиями. Адаптация генетических алгоритмов для управления проектами с учетом уникальных особенностей образовательных организаций может существенно повысить эффективность реализации IT- проектов и способствовать развитию образования в целом.

Далее рассмотрим существующие модели и техники управления проектами:

Раздел 5: Анализ существующих подходов управления IT -проектами в коммерческих образовательных организациях

Анализ существующих подходов к управлению IT -проектами в коммерческих образовательных организациях представляет важный этап исследования, так как позволяет выявить различные методы и техники, которые уже используются в данной сфере. Далее будет проведен обзор различных методов и техник управления IT -проектами, применяемых в образовательной сфере, а также будет выполнен сравнительный анализ этих подходов и оценена их эффективность.

  1. Traditional Waterfall (Каскадная модель): классический подход, основанный на последовательном выполнении этапов проекта, где каждый следующий этап зависит от завершения предыдущего. Разбиение проекта на фазы позволяет более строго управлять ресурсами и сроками, но может оказаться ограничивающим для изменений и адаптации.
  2. Agile (Гибкие методы): Agile -методологии, такие как Scrum или Kanban , становятся все более популярными в управлении IT -проектами. Они акцентируются на итеративном и инкрементальном развитии продукта, быстрой адаптации к изменениям и сильном вовлечении заказчика [3].
  3. PRINCE 2 (Проектно-ориентированный подход): методология PRINCE 2 ( Projects IN Controlled Environments ) предоставляет структурированный подход к управлению проектами, включая четкие роли и ответственности, что особенно актуально в больших и сложных проектах.

Преимущества и недостатки подходов были выделены в таблице 1.

Таблица 1

Наименование

Преимущества

Ограничения

1

Traditional Waterfall (Каскадная модель)

Четкое определение этапов проекта и их последовательность облегчают планирование и оценку ресурсов и времени

Неудобство при изменении требований в середине проекта из-за последовательной природы модели

Управление бюджетом может быть более предсказуемым и структурированным

Ограниченная прозрачность для заказчика до завершения проекта, что может привести к несоответствию ожиданий

Может быть менее адаптивным в быстро меняющейся образовательной среде

2

Agile (Гибкие методы):

Итеративный подход позволяет быстро адаптироваться к изменениям требований и реагировать на новые возможности

Не всегда применим в проектах с четко определенным конечным продуктом или с ограниченными ресурсами

Вовлечение заказчика на протяжении всего проекта обеспечивает высокую удовлетворенность клиентов

Требует высокого уровня коммуникации и сотрудничества внутри команды и с заказчиком

Улучшенное управление рисками благодаря быстрой итеративной проверке итерации продукта

Может быть менее подходящим для организаций, предпочитающих жесткие структуры и документирование

3

PRINCE 2 (Проектно-ориентированный подход):

Структурированный и формализованный подход обеспечивает четкое определение ролей и ответственности

Может показаться излишне жестким и тяжеловесным для небольших или быстро меняющихся проектов

Особенно полезен в крупных и сложных проектах с множеством участников

Некоторые коммерческие образовательные организации могут столкнуться с ограничениями при применении PRINCE2, если у них нет достаточной зрелости проектного управления

Уделяет внимание контролю над изменениями и рисками

Каждый из указанных подходов имеет свои преимущества и ограничения, и выбор наиболее эффективного подхода зависит от специфики и контекста проектов в коммерческих образовательных организациях.

Traditional Waterfall подходит для проектов с четко определенными и неизменными требованиями, когда управление бюджетом и временем имеет критическое значение. Он может быть предпочтителен для менее гибких и более предсказуемых проектов, где изменения редки и хорошо спланированы заранее.

Agile хорошо подходит для проектов, где требования могут меняться, и быстрая адаптация к новой информации или изменениям внешних условий важна. Этот подход стимулирует взаимодействие с заказчиками, позволяя более эффективно удовлетворять их потребности [4].

PRINCE 2 может быть предпочтителен для более сложных и крупных проектов, где структурированное и формализованное управление проектом является ключевым. Он предоставляет хорошие инструменты для управления рисками и контроля за изменениями в проекте [5].

Важно отметить, что некоторые организации могут комбинировать элементы разных подходов, создавая гибридные методологии, наиболее подходящие для их конкретных потребностей и ситуаций.

В итоге, выбор подхода управления IT -проектами в коммерческих образовательных организациях должен основываться на тщательном анализе требований проекта, доступных ресурсов, уровня зрелости организации в управлении проектами, а также на учете предпочтений и целей заказчиков [6].

В мире информационных технологий, выполнение IT-проектов стало сложным испытанием, стоящим перед коммерческими образовательными организациями. Несмотря на стремительное развитие технологий и методологий управления проектами, существуют множество препятствий, которые затрудняют успешное завершение этих проектов.

Одним из основных препятствий является неопределенность требований . Заказчики и пользователи часто испытывают трудности с точным определением своих потребностей и желаемых функциональностей. Изменения в требованиях, поступающие на разных этапах проекта, могут приводить к потере фокуса и повышению рисков невыполнения проекта в срок и в рамках бюджета.

Другой важной проблемой является неэффективное управление рисками . Проекты в области IT часто связаны с большой степенью неопределенности, так как технологии и рынки постоянно меняются. Непредвиденные риски могут возникать на различных этапах проекта, и их недооценка или неправильное управление может привести к серьезным задержкам и непредвиденным затратам.

Также, в области IT -проектов, комплексность и интеграция технологий представляют собой существенное препятствие. В современных проектах часто используется множество различных технологий и систем, которые должны работать вместе. Интеграция их может быть сложной и требовать высокого уровня экспертизы и технического понимания.

Одной из основных проблем также является отсутствие четкой коммуникации между участниками проекта. Взаимодействие между различными командами, заказчиками, управленческими структурами, и другими участниками играет важную роль в успехе проекта. Недостаточная коммуникация может привести к недопониманию, несоответствию ожиданий и ошибкам в реализации.

Кроме того, о тсутствие компетентных и опытных кадров также стоит в числе главных препятствий для успешного выполнения IT-проектов. Развитие информационных технологий требует высокой квалификации специалистов, способных адаптироваться к новым технологиям и эффективно применять их в проектах. Недостаток опыта и навыков у сотрудников может привести к неэффективному использованию ресурсов, ошибкам в проектировании и реализации, а также к снижению качества конечного продукта.

Еще одним вызовом для успешного выполнения IT-проектов является неудачное планирование и управление ресурсами . Недостаточное планирование и контроль над ресурсами, такими как человеческие, финансовые и временные ресурсы, может привести к перерасходу бюджета, задержкам в сроках выполнения и перегрузке сотрудников.

Все эти препятствия существенно влияют на успешное выполнение IT-проектов в коммерческих образовательных организациях. Для достижения успеха в управлении IT-проектами необходимо принимать во внимание сложность и специфику данной отрасли. Компаниям следует инвестировать в развитие и повышение квалификации своих сотрудников, особенно в области информационных технологий и управления проектами.

Необходимо разрабатывать и применять эффективные методологии управления проектами, которые будут учитывать особенности IT -проектов и позволят успешно управлять рисками и изменениями. Кроме того, важно поддерживать четкую коммуникацию и сотрудничество между всеми участниками проекта, включая заказчиков, внешних партнеров и поставщиков.

Руководству и управленческим структурам следует поддерживать и стимулировать проектные инициативы, обеспечивая необходимые ресурсы и поддержку. Также важно осознавать быстро меняющуюся природу технологий и рынка и быть готовыми к изменениям и адаптации планов проектов.

Все эти меры помогут преодолеть препятствия и повысить вероятность успешного выполнения IT -проектов в коммерческих образовательных организациях. Осознание сложности и специфики IT -проектов, а также применение эффективных подходов и методологий, позволят организациям достигать своих целей и получать максимальную выгоду от внедрения информационных технологий.

В заключение исследования особенностей управления IT -проектами в коммерческих образовательных организациях можно отметить следующие ключевые выводы: управление IT -проектами в образовательной сфере представляет собой сложную и многогранную задачу, требующую особого внимания и системного подхода. Отмечены три основных аспекта, которые влияют на успешное выполнение проектов:

  1. Управление ресурсами, включая человеческие, финансовые и временные ресурсы, играет ключевую роль в достижении целей проектов. Неэффективное распределение ресурсов может привести к срывам сроков и перерасходу бюджета.
  2. Коммуникация и сотрудничество как внутри организации, так и с внешними партнерами являются важными факторами для успешной реализации проектов. Недостаточная прозрачность и открытость в общении между участниками проектов может привести к недопониманию и конфликтам.
  3. Выбор подходов и методологий управления проектами имеет большое значение. Существующие методологии не всегда адаптированы под специфику IT -проектов в образовательных организациях, что снижает их эффективность.

Для успешного управления IT -проектами в коммерческих образовательных организациях рекомендуется разработать и внедрить специализированные методологии, учитывающие особенности данной отрасли. Кроме того, важно инвестировать в развитие компетенций управленческого персонала и сотрудников в области информационных технологий. Такой комплексный подход позволит повысить эффективность управления проектами и обеспечит успешную реализацию IT -инициатив в образовательной сфере.

Литература:

  1. Johnson, M. Challenges of IT Project Management in Commercial Educational Institutions: A Systematic Literature Review / M. Johnson, S Williams // Journal of Information Technology Education. — 2020. — № 5. — С. 8–10.
  2. Smith, J. Effective Project Management in Commercial Educational Institutions: A Case Study of IT Project Implementation / J. Smith, A. Johnson // International Journal of Project Management. — 2018. — № 1. — С. 5–10.
  3. Мартин, Р. Чистый Agile. Основы гибкости / Р. Мартин. — Москва: Питер, 2020. — 240 с. — ISBN 978–5-4461–1552–5.
  4. Кон, М. Agile: Оценка и планирование проектов / М. Кон. — Москва: Альпина Паблишер, 2022. — 460 с. — ISBN 9785961452082.
  5. Ильин, И. В. Адаптация стандарта PRINCE2 для проекта внедрения MES-системы / И. В. Ильин, А. А. Лепехин, И. А. Левина. — Москва: Синергия, 2017. — 11 с.
  6. Снедакер, С. Управление IT-проектом, или Как стать полноценным CIO / С. Снедакер. — Москва: ДМК Пресс, 2018. — 562 с. — ISBN 978–5-94074–501–3.