Российско-китайское экономическое сотрудничество: совместные особые экономические зоны и новая реальность | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Балабаева, П. В. Российско-китайское экономическое сотрудничество: совместные особые экономические зоны и новая реальность / П. В. Балабаева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 67-71. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/494/18066/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье автор анализирует текущее положение российско-китайских экономических отношений, в части функционирования совместных особых экономических зон.

Ключевые слова: Российская Федерация, Уссурийская российско-китайская торгово-экономическая зона, внутренняя торговля, европейский рынок, КНР, Маньчжурия.

Мировой опыт развития особых экономических зон на сегодняшний день имеет крайне широкий спектр — большинство государств начинает формировать ОЭЗ на своих территориях не для получения определенной экономической выгоды, с целью извлечения капитала любой ценой, а в качестве основного инструмента для дальнейшего развития территории: её инфраструктуры, экологии, внешних связей и т. д. Однако, формирование совместных ОЭЗ может быть интересно для других государств и в вопросе выхода на «новые» рынки.

Российский опыт продвижения Особых экономических зон крайне своеобразен, так как мировая практика, характерной чертой которой является многообразие типологий, незначительно сказалась на отечественном формировании ОЭЗ — Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» предполагает всего 4 основных типа [1]:

  1. Промышленно-производственные особые экономические зоны;
  2. Технико-внедренческие особые экономические зоны;
  3. Туристско-рекреационные особые экономические зоны;
  4. Портовые особые экономические зоны.

К сожалению, столь скудный перечень видов предполагает абсолютное несовершенство нормативно-правовой базы формирования и функционирования Особых экономических зон Российской Федерации. Так, например, согласно пункту 2, статьи 4 «Типы особых экономических зон» Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» предполагается, что площадь созданных Особых экономических зон на территории Российской Федерации не может превышать [2]:

  1. Сорок квадратных километров для промышленно-производственного типа;
  2. Четыре квадратных километра для технико-внедренческого типа;
  3. Не более чем пятьдесят квадратных километров для общей площади портового типа.

Однако ОЭЗ в Калининградской области, к примеру, превышает данные показатели, нарушая не только упомянутый закон — на территории ОЭЗ так же присутствуют объекты жилищного фонда, что запрещается законодательно.

Тем не менее, Россия активно сотрудничает с КНР в экономической сфере и развивает совместные Особые экономические зоны, что несомненно, в перспективе, должно поспособствовать развитию и усовершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность ОЭЗ на территории Российской Федерации, так как китайский опыт создания и регулирования функционирования ОЭЗ признан одним из наиболее успешных в мире [3].

На сегодняшний день существуют более 10 совместных свободных экономических зон в российско-китайских отношениях, наиболее известные и старые из них с краткой характеристикой приведены в таблице 1:

  1. Зона внутренней торговли и туризма Маньчжурия, созданная в 1996 г.;
  2. Уссурийская российско-китайская торгово-экономическая зона от 2007 г.;
  3. Российско-китайский технопарк (РКТ) «Дружба», создание которого было начато в 2003 г.

Таблица 1

Наиболее известные совместные российско-китайские экономические зоны

Наименование

Место

Специализация по РФ

Цели

Российско-китайский технопарк «Дружба»

Москва, РФ

Технико-внедренческая ОЭЗ

-Реализация межгосударственной программы российско-китайского научно-технического сотрудничества;

—Продвижение на китайский рынок российских завершенных научно-технических разработок и на российский рынок — высокотехнологичной продукции китайских предприятий;

—Создание совместных предприятий в целях производственного освоения и рыночной реализации результатов НИОКР;

—Развитие инфраструктуры и механизмов трансфера технологий и их коммерциализации;

—Подготовка и повышение квалификации менеджеров совместных проектов;

—Совершенствование нормативно-правовой и информационной базы в области международного трансфера технологий

Зона внутренней торговли и туризма Маньчжурия

Провинция Цзилинь, КНР

Элементы всех видов ОЭЗ, законодательно закрепленных

— Служит «официальными воротами», через которые идет совместное пользование местными ресурсами;

— Совершенствуется китайско-российская приграничная туристическая зона высшей категории по китайским стандартам «5a»;

— Способствует развитию многообразия и процветанию туризма между странами;

— Усиливает показательную и стимулирующую роль близлежащих КПП;

Уссурийская российско-китайская торгово-экономическая зона

Уссурийск, РФ

Промышленно-производственная ОЭЗ с элементами портовой

— Формирование одного из крупнейших «хабов» по транзиту электроники;

— Способствование формированию новых рабочих мест для российских граждан;

— Стабилизация экономической ситуации в отдаленном регионе

Стоит отметить, что большая часть совместных особых экономических зон в российско-китайском сотрудничестве приходится именно на формирование технопарков. Обуславливается это повышенным спросом на наукоемкую деятельность и интеллектуальную продукцию [4].

Тем не менее, на сегодняшний день доля китайских инвестиций в совместные с Россией ОЭЗ постепенно снижается — причина этому заморозка инициативы «Один пояс, один путь», которая была основным движущим локомотивом в экономическом сотрудничестве. Одним из основных интересов китайской стороны в инвестировании в Россию считается возможность использовать территорию РФ в качестве «хаба» для выхода на европейский рынок, использование которого теперь невозможно из-за санкций. Прекращение инвестиций, во многом, способствует постепенному угасанию существующих Особых экономических зон, что негативно сказывается на экономическом развитии Российской Федерации. Стоит ли говорить о том, что приостановка инициативы исключает интерес к запуску новых совместных ОЭЗ?

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что для российской экономики и экономической науки формирование совместных с Китаем ОЭЗ крайне полезно, т. к. это дает возможность перенять опыт более успешной стороны, взяв его за основу для ускоренного совершенствования собственных зон. При этом, на сегодняшний день, интерес Пекина в функционировании и развитии совместных с Российской Федерацией ОЭЗ постепенно снижается из-за невозможности выхода на европейский рынок. В перспективе, стоит ожидать 1 из 2 вариантов развития событий: сильное снижение доли инвестиций в экономику РФ, с фокусировкой на технопарки, и полной приостановкой запущенных проектов по инициативе «Один пояс, один путь», либо восстановление работы проекта и формирование новых совместных экономических зон.

Литература:

  1. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». — Текст: электронный // Консультант Плюс: справочно-правовая система.: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/ (дата обращения: 01.06.2023).
  2. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». — Текст: электронный // Консультант Плюс: справочно-правовая система.: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/ (дата обращения: 01.06.2023).
  3. Кравченко, А. В. Оценка возможности применения китайского опыта создания свободных экономических зон / А. В. Кравченко. — Текст: электронный // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-vozmozhnosti-primeneniya-kitayskogo-opyta-sozdaniya-svobodnyh-ekonomicheskih-zon (дата обращения: 02.06.2023).
  4. Абраменков, А. В. Совместные свободные экономические зоны в российско- китайском сотрудничестве / А. В. Абраменков. — Текст: электронный // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovmestnye-svobodnye-ekonomicheskie-zony-v-rossiysko-kitayskom-sotrudnichestve (дата обращения: 02.06.2023).

Ключевые слова

КНР, Российская Федерация, Маньчжурия, Уссурийская российско-китайская торгово-экономическая зона, внутренняя торговля, европейский рынок