Репрезентации Мао Цзэдуна и его эпохи как отражение китайской политической культуры | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 21. Политология

Опубликовано в

LXII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июнь 2023)

Дата публикации: 03.06.2023

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Куленюк, Д. О. Репрезентации Мао Цзэдуна и его эпохи как отражение китайской политической культуры / Д. О. Куленюк. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 90-94. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/494/18060/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье автор пытается выявить репрезентации Мао Цзэдуна, присущие современному общественному сознанию китайцев, и показать их место в политической культуре КНР.

Ключевые слова : китайская политическая культура, Коммунистическая партия Китая, учение

Политическая культура — это ценностно-нормативная подсистема политической системы общества. Ценности, идеалы, нормы, разделяемые большинством членов общества, проявляются в результатах политической деятельности субъектов [1]. По причине разнообразия мировых культур, ценностей, норм мы можем видеть разнообразия и политических культур.

Для того чтобы понять специфику китайской политической культуры, необходимо углубиться в изучение основы мировоззрения данного народа. Если говорить о китайцах, то основу их мировоззрения будут составлять четыре основные религиозно-философских учения: конфуцианство, даосизм, легизм и буддизм. Каждое из них внесло свой вклад в формирование менталитета китайцев, и, следовательно, в формирование их политической культуры. Также важно учитывать те условия, в которых формировалась китайская политическая культура. В течение столетий Китай развивался отдельно от других очагов цивилизации [2].

Конфуцианство, безусловно, занимает центральное место среди четырех учений. Конфуция называют «самым китайским философом». Центральное место в политической доктрине конфуцианства занимает учение об идеальном государстве, которое представляет собой «большую семью». Отношения в таком государстве строятся по принципу семейных отношений, отношений «старших» и «младших». Конфуций призывал чиновников к реализации своей власти по принципам нравственности, а подданные в свою очередь должны подчиняться «старшим». Подчинение «старшим» является одной из главных благодетелей. Одной из характерных черт конфуцианства является идеализирование прошлого, стремление следовать заветам предков и соблюдать ритуалы [3].

Даосизм противостоял конфуцианству во многих аспектах. Если смотреть на учение даосизма с точки зрения участия индивида в политике, то учение о бездействии (увэй) и гармоничном сосуществовании с природой, невмешательстве в установленный порядок вещей трактуется как стремление минимизировать и политическое действие. Кроме того, трактат «Дао Дэ Цзин» тяготеет к эгалитаризму, равенству. Эти идеи и сегодня находят отклик среди широких слоёв китайского населения [4].

Буддизм оказал небольшое влияние на политическую культуру Китая. Если говорить о значении буддизма для китайской политической культуры, то оно скорее заключается в гуманистической направленности данной религии. Однако даосско-буддийская традиция, насыщенная мистикой и магией, способствовала формированию культа Мао Цзэдуна [5].

По мнению приверженцев направления легизма, человек изначально порочен, в отношении него нужно применять репрессии. Государство будет благополучным только тогда, когда личность будет полностью контролироваться государством. Суверен и государство являются неприкосновенными. Учение легизма было актуально в Период Сражающихся Царств, когда строгость, воинственность и жестокость помогла княжеству Цинь объединить Китай. Однако в другие периоды истории Китая учение легизма было из-за этих же самых качеств не востребовано. В период Мао Цзэдуна мы можем видеть резкий всплеск интереса к данной школе китайской философии. Во время антиконфуцианской кампании в период правления Мао Цзэдуна легизму приписывалась исключительная роль в китайской истории, но после смерти Мао легизм стал чисто академической дисциплиной и предметом изучения учёных. Однако в своё время неоконфуцианство заимствовало некоторые идеи легистов — в этом смысле легистское наследие этатизма не исчезло.

Основываясь на анализе фундамента китайского мировоззрения, можно рассмотреть основные черты китайского менталитета. Китайскому национальному характеру свойствен традиционализм и коллективизм. Права и свободы отдельной личности не получают здесь особого уважения. И сегодня в китайском обществе отдельный человек привязан к своей социальной группе, будь то семья, школа или крестьянская община, что не может не сковывать индивидуальные начинания и социальную мобильность.

Формально конфуцианство как государственная идеология было отвергнуто еще во время Синьхайской революции, но традиция функционировала тогда, когда крестьяне, воспитанные на ней, привели Коммунистическую партию Китая к власти, и функционирует до сих пор. Сегодня мы можем сказать о том, что руководство Китайской Народной Республики синтезировало марксистское учение и традиционные элементы конфуцианства. Конфуцианская идея о подчинении младших старшим является моделью политических отношений в КНР. Патерналистские и коллективистские элементы конфуцианства являются благодатной почвой для утверждения власти КПК и её идеологии в КНР [6].

КПК возрождает интерес к традиционным ценностям. В стране работают ранее закрытые конфуцианские храмы, проводятся представительные международные конференции, посвященные наследию Конфуция. Конфуцианство поддерживается руководством страны, под его влияние формируется идеология и ценности современного Китая.

Рассмотрение того, как китайцы воспринимали фигуру Мао Цзэдуна в годы его политической активности, невозможно без учёта целенаправленной политики КПК, а затем всей политики Китайской Народной Республики после победы Коммунистической партии Китая в Гражданской войне с Гоминьданом по возвеличиванию фигуры Мао Цзэдуна. Несомненно, что феномен культа личности в Китае был подвержен влиянию опыта СССР. Становлению Мао Цзэдуна в качестве центральной фигуры в КПК явно поспособствовал Коминтерн, то есть Советский Союз.

Сегодня мы можем наблюдать «возвращение» Мао Цзэдуна в идеологию КНР. В КНР фактически запрещена любая критика действий Мао Цзэдуна. Для сохранения своей власти КПК нужен символ чистоты коммунистической идеи, этим символом является Мао Цзэдун. Для руководства КНР проблема сплоченности различных социальных групп вокруг партии становится все более актуальной, поскольку от степени этой сплоченности зависит само существование КПК, от которого зависит вообще целостность страны. Вполне обоснованно можно предположить, что потеря партией монополии на власть и демократизация может привести к развалу страны.

Почему китайцы так хорошо относятся к Мао Цзэдуну? Сама система ценностей китайцев, основанная на конфуцианстве, ранжирует деяния Мао Цзэдуна по степени важности. Самое важное — государство, создателем которого являлся Мао Цзэдун. Благо государства — на первом месте. Конфуцианство не позволяет китайцам развенчать культ Мао Цзэдуна, поскольку это противоречит основополагающему принципу — почтение и покорность руководителю. Более того, развенчание культа Мао — это потеря лица, что в китайской культуре является самым постыдным. Многомиллионные потери времён социальных экспериментов Мао, признанные даже руководством КПК, отходят на второй план.

Литература:

  1. Гавров С. Н. Политическая культура: от традиционного общества к обществу модерна. — URL: http://www.bibliotekar.ru/gavrov-3/4.htm
  2. Мельников А. П. Политическая культура Китая. — URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/13138/4/Политическая %20культура %20Китая.pdf
  3. Алаев Л. Б. История Востока с древнейших времен до начала XX века — М: URSS: Ленанд, 2019. — С. 80.
  4. Дао Дэ Цзин. Русское переложение Елизарова П. А. — URL: https://web.archive.org/web/20170823145145/http://daodejing.esy.es/ %D0 %B4 %D0 %B0 %D0 %BE- %D0 %B4 %D1 %8D- %D1 %86 %D0 %B7 %D0 %B8 %D0 %BD/
  5. Васильев Л. С. История Востока в 2 т. Том 2 в 2 кн. Книга 1. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — С. 319.
  6. Лукин А. В. Китай: марксизм или конфуцианство? — URL:https://mgimo.ru/about/news/experts/234494/

Ключевые слова

учение, Коммунистическая партия Китая, китайская политическая культура