Антикоррупционная экспертиза нормативных актов как элемент государственной политики по противодействию и предотвращению коррупции в Российской Федерации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

LXII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июнь 2023)

Дата публикации: 02.06.2023

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Косолапов, Е. А. Антикоррупционная экспертиза нормативных актов как элемент государственной политики по противодействию и предотвращению коррупции в Российской Федерации / Е. А. Косолапов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 78-83. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/494/18055/ (дата обращения: 27.04.2024).



Автор рассматривает понятие антикоррупционной экспертизы нормативных актов, приводит основания для классификации видов антикоррупционной экспертизы, делает вывод о значении антикоррупционной экспертизы как элемента государственной политики по противодействию и предотвращению коррупции в Российской Федерации.

Ключевые слова: антикоррупционная экспертиза, коррупция, нормативные акты.

В современной России коррупция представляет собой негативно влияющее на поступательное развитие общества социальное явление, реальную угрозу верховенству закона, функционированию публичной власти, социальной справедливости, правам человека и демократии. Именно по этой причине российское государство и гражданское общество нашей страны активно занимаются борьбой с коррупцией.

Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов — это деятельность, направленная на выявление в нормативно-правовых актах и их проектах коррупциогенных факторов и разработку рекомендаций по устранению этих факторов. Данная экспертиза предусмотрена ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [5].

Антикоррупционная экспертиза представляет собой деятельность уполномоченных и компетентных юридических и физических лиц, имеющих статус экспертов, по проведению изучения нормативно-правовых актов и их проектов с целью выявления в них наличия коррупциогенных факторов и представления заключения по вопросам противодействия коррупции и реализации антикоррупционного законодательства.

Также антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов можно рассматривать в качестве «профессионального анализа и оценки нормативно-правовых актов, их проектов, официальных заключений и отзывов на проекты с точки зрения наличия в них инструментов правового регулирования, способствующих коррупционным действиям или решениям субъектов правоприменения» [1, с. 12].

Задача антикоррупционной экспертизы состоит «в формулировке рекомендаций, направленных на устранение коррупциогенных факторов в нормативно-правовых актах и их проектах» [2, с. 17]. Коррупциогенные факторы выявляются по определенной методике [6]. В случае выявления таких факторов предлагаются меры и рекомендации по их устранению. Данные рекомендации доводятся до рабочей группы, ответственной за разработку проекта нормативного акта для устранения указанных в заключении замечаний. В том случае если коррупциогенных факторов не выявлено, то проект нормативного акта рекомендуется к принятию.

Причины внедрения антикоррупционной экспертизы в российскую практику борьбы с коррупцией очевидны и во многом объясняются тем, что на протяжении достаточно длительного времени (в основном в период 1990-х годов) российское законодательство имело достаточно много коррупциогенных факторов, что являлось одной из наиболее значимых причин высокого уровня коррупции в стране. Введение антикоррупционной экспертизы позволило выявлять и устранять целый ряд возможных коррупциогенных факторов на этапе обсуждения нормативного акта. За годы, прошедшие с момента внедрения рассматриваемого института специалистами и экспертами отклонены и доработаны тысячи проектов нормативных актов, которые несли в себе возможности для коррупционных действий.

Как следствие — институт антикоррупционной экспертизы вскоре стал важнейшей составляющей деятельности органов государственной и муниципальной власти, которые должны способствовать проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов.

Так как антикоррупционная экспертиза в настоящее время обязательна для всех принимаемых правовых актов, как на уровне федерального и регионального законодателя, так и на уровне местного самоуправления, то число проводимых антикоррупционных экспертиз в настоящее время очень велико, что требует определенной классификации. В частности, антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов и их проектов можно классифицировать по ряду признаков. К числу таких признаков относятся:

  1. Объект антикоррупционной экспертизы. В соответствии с этим критерием выделяют следующие виды экспертизы:

— антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов;

— антикоррупционная экспертиза проектов нормативно-правовых актов.

  1. Вид проектов нормативно-правовых актов, по отношению к которым осуществляется проведение антикоррупционной экспертизы. В соответствии с этим критерием антикоррупционная экспертиза может проводиться в отношении:

— законопроектов;

— проектов подзаконных актов.

  1. Последовательность проведения антикоррупционной экспертизы. В соответствии с этим критерием выделяют предварительную антикоррупционную экспертизу и последующую антикоррупционную экспертизу, которая в свою очередь может быть повторной или дополнительной.
  2. Субъектный состав. В соответствии с этим критерием выделяют:

— «антикоррупционную экспертизу, осуществляемую органами государственного и муниципального управления, а также организациями;

— антикоррупционную экспертизу, осуществляемую независимыми экспертами» [3, с. 258].

  1. Степень возможного воздействия на лиц, ответственных за разработку проектов нормативно-правовых актов. В соответствии с этим критерием выделяют независимую антикоррупционную экспертизу и ведомственную антикоррупционную экспертизу.
  2. Организация проведения антикоррупционной экспертизы (здесь выделяют антикоррупционную экспертизу, выступающую в качестве стадии правовой экспертизы и экспертизу, выступающую в качестве самостоятельного действия);
  3. Критерий, связанный с объектом регулируемых отношений (тут выделяют общую и специальную антикоррупционную экспертизу [7, с. 119]).
  4. Критерий, связанный с фактом привлечения специалистов из иных областей и знаний (тут можно выделить комплексную антикоррупционную экспертизу и обычную антикоррупционную экспертизу).
  5. Критерий объема проводимого экспертного исследования. В соответствии с этим критерием выделяю полную, частичную и неполную антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов и их проектов.
  6. Юридическая сила. В соответствии с этим критерием различают официальную антикоррупционную экспертизу и неофициальную антикоррупционную экспертизу.
  7. Степень обязательности. В соответствии с этим критерием различают обязательную антикоррупционную экспертизу и инициативную антикоррупционную экспертизу, проводимую, как правило, независимыми экспертами [4, с. 20].

Проведение обязательной антикоррупционной экспертизы возлагается на субъектов, наделенных соответствующими полномочиями по разработке проектов нормативно-правовых актов и организации их принятия. Проведение инициативной антикоррупционной экспертизы осуществляется общественными организациями, независимыми экспертами.

В завершении настоящей статьи отметим, что в современном правовом пространстве России продолжают реализовываться положительно зарекомендовавшие себя механизмы по сдерживанию коррупционного поведения, как в системе государственного управления, так и в сфере развития гражданского общества. Также продолжается совершенствование нормативной правовой базы в области противодействия коррупции. Антикоррупционная экспертиза нормативных актов, в этом контексте представляется важнейшей мерой противодействия и предотвращения коррупции в Российской Федерации.

Литература:

  1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: памятка. — Москва: Генеральная прокуратура Российской Федерации, 2019. — 32 c. — Текст: непосредственный.
  2. Барциц, И. Н. Антикоррупционная экспертиза в системе эффективного правотворчества / И. Н. Барциц. — Текст: непосредственный // Государство и право. — 2010. — № 9. — С. 16–25.
  3. Галыгин, Д. В. Предмет и субъекты антикоррупционной экспертизы / Д. В. Галыгин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24(314). — С. 258–260.
  4. Зеленов, М. Ф. Сущность антикоррупционной экспертизы как вида правовой экспертизы / М. Ф. Зеленов. — Текст: непосредственный // Вестник Сибирской академии права, экономики и управления. — 2012. — № 1(5). — С. 20–23.
  5. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ (ред. от 05.12.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 июля 2009 г. N 29 ст. 3609
  6. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ (ред. от 05.12.2022). — Текст: непосредственный // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 июля 2009 г. № 29 ст. 3609.
  7. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 (ред. от 10.07.2017). — Текст: непосредственный // Собрание законодательства РФ. — 8 марта 2010 г. — № 10. — Ст. 1084.
  8. Шеслер, А. В. Виды антикоррупционной экспертизы / А. В. Шеслер, Р. Н. Боровских. — Текст: непосредственный // Вестник Томского государственного университета. — 2013. — № 375. — С. 119–121.