Академическое мошенничество в зарубежных вузах: опыт противодействия | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 23. Психология

Опубликовано в

LXI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2023)

Дата публикации: 20.05.2023

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Смирнова, Е. А. Академическое мошенничество в зарубежных вузах: опыт противодействия / Е. А. Смирнова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 79-84. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/492/18023/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье автор описывает методы противодействия академическому мошенничеству, применяемые в зарубежных вузах и подходящие для использования в российских учебных заведениях.

Ключевые слова: академическое мошенничество, плагиат, списывание, академическая этика, зарубежные вузы.

Академическое мошенничество, то есть различные способы нечестного поведения, связанные с осуществлением учебной или научной деятельности [1], является одной из серьезных проблем школ, вузов и системы образования в целом. Использование таких его видов, как списывание, плагиат, покупка готовых научных работ и другие, негативно отражается на качестве образования. Из-за того, что обучающийся не выполнил задания самостоятельно, он теряет возможность получить необходимые для дальнейшей работы по его специальности знания и навыки. В результате он не сможет стать настоящим профессионалом, не будет иметь требующиеся ему умения. Следствием этого могут быть сложности с поиском работы, невозможность реализовать себя в жизни или различные негативные обстоятельства, возникающие, когда критически важные задачи выполняет некомпетентный сотрудник.

Повсеместное распространение дистанционного обучения, развитие Интернета, появление целых компаний, выполняющих учебные задания на заказ, приводит к падению уровня знаний обучающихся, а также к тому, что обучающиеся теряют возможность приобрести не только знания по учебному предмету, но и навыки, которые формируются во время выполнения заданий. Например, навыки работы с текстом, формулировки и изложения мыслей и т. д. С появлением нейросетей, в том числе, чат-бота ChatGPT, который самостоятельно генерирует достаточно качественные тексты и дает ответ практически на любой запрос, эта проблема стала стоять наиболее остро, так как многие задания в вузах связаны с написанием научных работ (рефератов, статей, диссертаций и др.).

Для решения проблемы академического мошенничества можно обратиться к опыту крупных зарубежных вузов, известных поддерживаемой там дисциплиной и высоким качеством обучения. В данной статье собраны различные меры противодействия академическому мошенничеству, принимающиеся в университетах и колледжах мира.

Прежде чем говорить о способах борьбы с академическим мошенничеством, необходимо разобраться с причинами его появления. Так, в своем исследовании С. М. Герцен называет такие причины, как нехватка у обучающегося времени, отсутствие знаний или мотивации для выполнения задания, неинтересные темы, представление задания или предмета в целом не важным для последующей работы по специальности [2]. Таким образом, обучающийся прибегает к академическому мошенничеству, когда он по определенным причинам не может выполнить задание самостоятельно или не считает нужным тратить время и силы на его выполнение, так как не осознает его важности. Легкость копирования, отсутствие контроля и различных санкций также во многом способствуют распространению академического мошенничества.

Меры, принимаемые для снижения количества случаев академического мошенничества, можно условно разделить на 2 группы: те, которые направлены на его профилактику и призваны осудить данный вид поведения с морально-этической стороны, убрать у обучающегося стремление прибегнуть к мошенничеству, и те, которые направлены на последствия академического мошенничества и призваны «отбить само желание» выполнять задания нечестно, так как за это полагаются серьезные наказания. Далее будут разобраны 10 способов борьбы с академическим мошенничеством, использующиеся в зарубежных вузах.

  1. Кодекс чести

Кодекс чести — это свод главных правил и принципов, которых должны придерживаться все обучающиеся данного вуза. Как правило, он существует не один десяток лет и свято чтится всеми студентами.

Так, в Калифорнийском технологическом институте (США), одном из лидеров рейтинга лучших высших учебных заведений мира, Кодекс чести регулирует не только правонарушения, но и всю студенческую систему. Кодекс чести поощряет доносы о списывании и осуждает тех, кто списывает или оказывает содействие в списывании. Существует специальный студенческий комитет, который следит за тем, как выполняются предписания Кодекса [2].

Еще одно учебное заведение, обучающиеся которого обязаны строго следовать нормам Кодекса чести, — это военная академия Вест-Поинт. Когда в марте 2020 года 73 кадетов заподозрили в массовом плагиате и списывании, было устроено разбирательство. В результате 6 человек покинули академию по собственному желанию, 8 кадетов, распространявших ответы на задания экзамена, исключили из академии, еще несколько человек были оправданы, а 59 кадетов, признавших свою вину, прошли курс по академической этике и понесли дисциплинарные наказания. При этом большинству из них в результате общественного давления со стороны выпускников академии пришлось полностью повторить год обучения [3].

  1. Системы видеонаблюдения и антиплагиата

Данные системы получают все большее распространение, постоянно совершенствуются и используются во время выполнения как зачетных, так и текущих работ, что позволяет вовремя пресечь нечестное выполнение учебных заданий и остановить нарушителя.

  1. Коммерциализация исследований

Для того чтобы студент понимал ценность и необходимость для него самого выполняемых им заданий, нужно, чтобы он был заинтересован в качественном результате. Хорошим стимулом для этого является механизм коммерциализации исследований. Он подразумевает финансирование исследований студентов партнерами университета. Развитые партнерские программы позволяют обучающимся получать требующуюся для проведения научных работ информацию, материалы для исследований и т. д. Многие университеты имеют Офис технологического трансферта — организацию, которая передает созданные студентами технологии напрямую в бизнес. Собственником патентов на изобретения студентов является университет, а каждый изобретатель получает четверть лицензионных выплат [2].

  1. Групповой контроль

Во многих университетах предусмотрена система групповой проверки работ студентов на плагиат. Каждый месяц староста назначает одного из обучающихся своей группы, который проверяет работы на наличие заимствований. Если плагиат был обнаружен, студент, допустивший его в своей работе, получает выговор перед всей группой. Обучающиеся стараются избежать подобных последствий и выполняют работы самостоятельно.

  1. Ориентация на качество

Часто студенты прибегают к копированию чужих работ или списыванию, когда из-за непосильной учебной нагрузки у них не хватает времени для самостоятельного выполнения заданий. Грамотно составленная программа, ориентированная не на количество сделанной работы, а на ее качество, помогает правильно распределить нагрузку и избежать подобных ситуаций.

  1. Штрафы и приостановка обучения

При выявлении случает академического мошенничества студенты многих университетов временно отстраняются от обучения и обязаны выплатить штраф. Так, в Университете Южной Африки обучение приостанавливается на срок от 1 до 5 лет, штраф обычно равняется стоимости нечестно пройденного модуля обучения [4], а в Стэндфордском университете студент отстраняется от обучения на один семестр, и ему назначается 40 часов общественных работ [3].

  1. Испытательный срок

Более мягким наказанием, часто использующимся при первом нарушении, является испытательный срок. При этом студент продолжает обучение, но за ним пристально следят. Любое повторное нарушение приведет к более строгим санкциям.

  1. Отчисление из вуза

Это крайняя мера, которая в основном используется при наиболее серьезных нарушениях. Обычно студент может повторно поступить в тот же вуз, но встречаются и случаи, когда студенты или молодые ученые лишаются права получать высшее образование и заниматься наукой.

  1. Прохождение обучающего курса

Курс обычно предполагает знакомство студента с правилами выполнения академических работ и академической этикой, а также, что немаловажно, помогает студенту получить навыки написания научных работ и избежать подобных ситуаций в будущем.

  1. Отметка в дипломе

В американских университетах, например, в Гарвардском университете, в приложении к диплому указываются все случаи, когда студент нарушал академические нормы или был временно исключен из университета [3]. Очень часто такие отметки не позволяют в дальнейшем продолжить научную карьеру.

Таким образом, в зарубежных вузах существует продуманная система предотвращения академического мошенничества. Принимаемые меры являются эффективными, способствуют повышению качества выполняемых работ и обучения в целом и могли бы успешно использоваться и в российских учебных заведениях.

Литература:

  1. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://topuch.ru/akademicheskoe-moshennichestvo/index.html (дата обращения 03.05.2023).
  2. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mery-predotvrascheniya-akademicheskogo-moshennichestva-iz-opyta-zarubezhnyh-vuzov (дата обращения 03.05.2023).
  3. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://edpolicy.ranepa.ru/akademicheskaya-etika-borba-s-plagiatom-v-zarubezhnyh-universitetah (дата обращения 03.05.2023).
  4. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://novainfo.ru/article/14655 (дата обращения 03.05.2023).