Влияние физической культуры на интеллектуальную деятельность студента | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 25. Физическая культура и спорт

Опубликовано в

LXI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2023)

Дата публикации: 22.05.2023

Статья просмотрена: 71 раз

Библиографическое описание:

Шведова, А. Е. Влияние физической культуры на интеллектуальную деятельность студента / А. Е. Шведова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 97-100. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/492/18018/ (дата обращения: 03.05.2024).



В данной статье дается краткий обзор положительного влияния физической культуры на интеллектуальную активность студентов. В ней подчеркиваются преимущества регулярной физической активности, включая улучшение работы мозга, повышение успеваемости, улучшение психического здоровья, улучшение качества сна и улучшение социального развития, как именно это способствует общему благополучию учащихся и их академическим успехам.

Ключевые слова: физическая культура,физическое воспитание, интеллектуальная активность, функции мозга, академическая успеваемость, когнитивные функции, психическое здоровье.

Исследователями было обнаружено, что физическая культура, также известная как физическое воспитание (или физическая активность), оказывает положительное влияние на интеллектуальную активность учащихся [1, 2]. Физическая культура охватывает широкий спектр мероприятий, которые включают физические упражнения, спорт, танцы и другие физические активности, способствующие физической форме и хорошему самочувствию. Мы можем привести несколько аргументов в пользу того, как положительно влияет физическое воспитание на интеллектуальное развитие обучающегося:

– Улучшение работы мозга. Исследования ученых в этой области показали, что физическая активность помогает улучшить работу мозга, что необходимо для интеллектуальной деятельности [2]. Было обнаружено, что регулярная физическая активность улучшает работу мозга несколькими способами. Во-первых, физические упражнения увеличивают приток крови к мозгу, доставляя кислород и питательные вещества, необходимые для оптимального функционирования мозга. Это, в свою очередь, способствует нейрогенезу, росту новых клеток мозга, особенно в гиппокампе, области, связанной с обучением и памятью. Кроме того, физическая активность стимулирует высвобождение нейромедиаторов, таких как эндорфины и дофамин, которые улучшают настроение, уменьшают стресс и повышают когнитивные способности.

– Повышение академической успеваемости. Занятия физической культурой коррелируют с улучшением академической успеваемости. Физические упражнения положительно влияют на когнитивные способности, такие как внимание, обработка информации и память. Увеличивая приток крови к мозгу и способствуя высвобождению нейрохимических веществ, физическая активность создает оптимальную среду для обучения и закрепления знаний. Кроме того, регулярные физические упражнения были связаны с более высоким уровнем сосредоточенности и навыков решения проблем, и все это способствует успеху в учебе.

– Улучшение психического здоровья. Физическая культура играет решающую роль в укреплении положительного психического здоровья. Доказано, что регулярные физические упражнения уменьшают симптомы тревоги и депрессии, поднимают настроение и улучшают общее психологическое самочувствие. Занятия физическими упражнениями вызывают выброс эндорфинов, часто называемых гормонами «хорошего самочувствия», которые вызывают чувство счастья и расслабления. Это, в сочетании с социальным взаимодействием и чувством достижения, которые обеспечивает физическая культура, может помочь учащимся справляться со стрессом и поддерживать оптимальное психическое здоровье, что в конечном счете принесет пользу их интеллектуальной деятельности.

– Улучшение сна. Физическая активность оказывает значительное влияние на качество, продолжительность и общий режим сна. Регулярные физические упражнения помогают регулировать цикл сон-бодрствование, способствуя выделению таких гормонов, как мелатонин, которые регулируют сон. Занятия физической культурой также могут помочь уменьшить стресс и беспокойство, которые являются распространенными препятствиями для спокойного сна. Улучшая качество сна, учащиеся с большей вероятностью будут чувствовать себя отдохнувшими, бодрыми и сосредоточенными во время своей учебной деятельности.

– Социальное развитие. Физическая культура, включая командные виды спорта и групповые упражнения, открывает ценные возможности для социального развития. Участие в физических упражнениях позволяет учащимся взаимодействовать со своими сверстниками, способствуя командной работе, общению и сотрудничеству. Благодаря этому опыту студенты развивают важные социальные навыки, такие как лидерство, сопереживание и разрешение конфликтов. Позитивные социальные взаимодействия в физической культуре способствуют развитию чувства принадлежности, уверенности в себе и общей социальной компетентности, и все это оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие.

Существует множество исследований, подтверждающих положительное влияние физического воспитания и физической активности на умственную активность и когнитивные функции студентов. Нами было проведено исследование путем опроса среди обучающихся (всего участвовало 60 человек — 24 лица женского пола и 36 лиц мужского пола) образовательной организации КИ ФСИН по г. Новокузнецку, где была выявлена взаимосвязь между физической активностью и психическим здоровьем, успеваемостью и когнитивными способностями.

Со стороны академической успеваемости можно привести следующие результаты, в которых мы выявили положительную корреляцию между физической активностью и академической успеваемостью. Так, получив ответы на вопрос: «В каких областях Вы стали лучше заниматься и проявлять себя, после того, как стали на постоянной основе заниматься физическими упражнениями?», — мы пришли к выводу, что занятия физической активностью в целом положительно влияют на успеваемость, особенно в области информатики и английского языка, и общего среднего балла по другим предметам.

Со стороны когнитивной функции, наши исследования показывают, что регулярная физическая активность улучшает эти когнитивные функции, то есть — внимание, память и обработку информации. После исследования ответов на наш вопрос: «Какие улучшения со стороны когнитивных функций вы обнаружили у себя после проведения физических упражнений?», — было установлено, что физическая активность оказывает значительное положительное влияние на когнитивные функции, включая исполнительные функции, такие как рабочая память, когнитивная гибкость и тормозной контроль.

Со стороны психического здоровья, физическая активность была связана с улучшением показателей психического здоровья, включая уменьшение симптомов тревоги и депрессии, улучшение настроения и общего самочувствия. После рассмотрения ответов на наш вопрос респондентам: «Какие улучшения со стороны психического здоровья и состояния вы заметили у себя после систематического занятия физической культурой?», — нами был сделан вывод о том, что мероприятия по физической активности оказали положительное влияние на уменьшение симптомов депрессии у студентов.

Хотя конкретные статистические данные могут варьироваться в зависимости от исследования, эти результаты в совокупности подчеркивают благотворное влияние физического воспитания и физической активности на умственную активность обучающихся.

Так, понимая различные способы, с помощью которых физическая культура положительно влияет на интеллектуальную деятельность, педагоги, родители в том числе, и сама образовательная организация могут расставлять приоритеты и поощрять включение программ физического воспитания в учебную программу с разными видами спортивных занятий. Создание среды, в которой наряду с академическими занятиями ценится физическая активность, может привести к появлению всесторонне развитых студентов, которые лучше подготовлены к тому, чтобы преуспевать интеллектуально и вести здоровый образ жизни.

Литература:

  1. Каменский Д. А., Гаджимурадова Г. З., Сергеева А. Г., Сердюковский В. В. Влияние физических упражнений на качество сна, успеваемость и социальную активность студента // Физическая культура и спорт в профессиональном образовании: Межвузовский сборник научно-методических работ / под ред. Щеголева В. А. — 2020. — С. 80–82.
  2. Ионов А. А. Физическая культура как средство стимуляции интеллектуальной деятельности студентов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. — 2008. — № 3 (8). — С. 53–64.