Необходимость сохранения и выделения медицины катастроф как самостоятельной, отдельной и независимой системы наравне с военной и гражданской медициной и важность её прямого подчинения МЧС России | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

LIX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, апрель 2023)

Дата публикации: 20.04.2023

Статья просмотрена: 98 раз

Библиографическое описание:

Павлов, А. А. Необходимость сохранения и выделения медицины катастроф как самостоятельной, отдельной и независимой системы наравне с военной и гражданской медициной и важность её прямого подчинения МЧС России / А. А. Павлов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 56-68. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/488/17936/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье анализируется информация касательно службы медицины катастроф, её исторический опыт, проблемы, недостатки, дальнейшие перспективы развития и даётся обоснование, почему направление медицины катастроф должно напрямую подчиняться МЧС России.

Ключевые слова : медицина катастроф, всмк, мчс, здравоохранение, медицина, безопасность жизнедеятельности, управление, обучение, образование, чрезвычайные ситуации, чс, катастрофа.

При различных катастрофах сразу без задержки сложно оказать специализированную медицинскую помощь. Т. к. местные силы и власти могут не располагать всем необходимым, а также может не хватать специалистов (т. к. местные силы, функцией которых является ликвидация ЧС, могут стать сами жертвами).

Следовательно, возрастает необходимость в подготовке дополнительных кадров, задача которых в экстремальных ситуациях быстро и качественно оказывать медицинскую специализированную помощь. Для выбора стратегии по оказанию медицинской помощи при ЧС пострадавшим важным критерием является время.

Каждый день в мире происходят различные чрезвычайные ситуации, разного уровня, с разным количеством пострадавших и различными дальнейшими последствиями, влияющими на окружающий мир. Очень важно грамотно оказывать помощь пострадавшим, а самое главное быстро. В связи с этим в мире выделяется такой раздел медицины как медицина катастроф или экстремальная медицина, часто она тесно связана с разделом военной медицины.

Медицина катастроф — это направление медицины, созданное для оказания медицинской помощи и охраны здоровья граждан в условиях ЧС и их предупреждения.

В Российской Федерации за оказание экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях отвечает Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК), данная служба является важным структурным элементом в системе связанной с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Для Российской Федерации тема медицины катастроф является весьма актуальной и важной, т. к. на территории страны может возникать практически весь комплекс как техногенных, так и природных катастроф, а с развитием промышленности и ростом населения, их медико-санитарные последствия более негативными.

Последствия техногенных катастроф и различного рода стихийных бедствий, по количеству пострадавших с точки зрения медико-санитарных последствий, часто приближены к потерям при различных военных конфликтах. Опыт военной медицины демонстрирует о том что, медицинское обеспечение чаще всего успешно, только в том случае, когда не только в военное, но и в мирное время ведутся разработки в решении как гражданской, так и военной медицины. Достижения этих сфер активно используется в медицине катастроф, а в условиях технического, научного и информационного прогресса становится весьма актуальным и важным.

Развитие медицины, особенно травматологии и ортопедии исторически тесно связанно с чрезвычайными ситуациями (войны, эпидемии, наводнения, землетрясения и т. д.). Но как отдельная сфера медицина катастроф появилась только в XX веке, до этого её функции чаще выполнялись силами военной медицины и сотрудниками скорой медицинской помощи. Скорая медицинская помощь также вышла из военной медицины.

Стоит отметить опыт Советского Союза, который создал на тот момент уникальную систему здравоохранения, способную в случае военных действий или эпидемий быстро мобилизоваться на оказание помощи пострадавшим, а также строились учреждения (здания) с учётом ведения боевых действий, землетрясений и других ЧС (к примеру создавались бомбоубежища, у строений появлялись более толстые стены и т. д.).

В отечественной истории как отдельное направление медицина катастроф стала выделяться в 1932 году с создания первых санитарных групп, а также созданием сил гражданской обороны, способных в случае чрезвычайных ситуаций оказывать медицинскую помощь пострадавшим. Дополнительным фактором являлось обучения населения правилам оказания первой и экстренной медицинской помощи, которое стало возможным благодаря стремительному развитию технологий и общества [15].

Применение ядерной бомбы над Хиросимой и Нагасаки, когда жертвами атомной бомбы стало огромное количество людей, которые получили не только ожоги и травмы, но также и стали жертвами лучевой болезни. Развитие направления по оказанию экстренной медицинской помощи особенно стало важно после начала холодной войны, когда мировые державы наращивали свой ядерный потенциал, что с точки зрения сохранения народонаселения требовало не только развития средств по оказанию медицинской помощи, но и требовало особенного подхода в строительстве и проектировании зданий.

В дальнейшем с внедрением большего числа новых технологий, появлением новых видов транспортной техники и строительством новых предприятий и фабрик, происходит увеличение и техногенных катастроф с различным количеством пострадавших и разным влиянием на окружающую среду. Что стоит учитывать наряду с естественными (природными) ЧС.

Крупные ЧС на территории СССР, которые в дальнейшем повлияли на развитие военной и гражданской медицины и стали импульсом для выведения медицины катастроф в отдельную категорию.

Среди ЧС, сильно повлиявших на медицину катастроф в отечественной истории, являются:

— Землетрясение в Ашхабаде 1948 года, произошедшее 6 октября, которое привело к большому количеству пострадавших, массовой гибели людей, было разрушено большое количество зданий, и это в момент восстановления страны после Великой Отечественной войны. Тогда правительством СССР было принято решение о направлении на место ЧС, назначить ответственными за ликвидацию Министерство обороны СССР, а за оказание медицинской помощи пострадавшим отвечало Главное военно-медицинское управление. Военные медики в период ликвидации ЧС в Ашхабаде зарекомендовали себя как наиболее подготовленные специалисты именно в условиях различного рода катастроф и бедствий.

— Кыштымская авария на ПО «Маяк» в 1957 году.

— Авария на Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986 года). Где помимо ликвидаторов самой аварии, также привлекались военные медики для оказания медицинской помощи как ликвидаторам аварии на ЧАЭС, так и пострадавшим жителям, а также оказывалась помощь жителям отдалённых районов от места аварии.

— Землетрясение на территории Армянской ССР, произошедшее 07 декабря 1988 года. В ходе которой помощь населению оказывалась как гражданскими медицинскими работниками, так и военными медиками, что показало необходимость в выделении отдельного направления в сфере здравоохранения, как медицина катастроф [14].

— Также важным опытом является международное взаимодействие советских военных медиков, которые были участниками ликвидации последствий землетрясения в Перу в 1970 году [13].

Весь накопленный ранее опыт, особенно после землетрясения в Армении, показывает, что военно-медицинская служба наиболее эффективна при ЧС, чем гражданская, а также более способна к оказанию медицинской помощи в очагах как техногенного, так и природного поражения. Но совместный опыт как военных, так и гражданских медицинских специалистов заложил основу для зарождения нового направления медицинской науки как медицины катастроф, целью которой является не только быстрое оказание медицинской помощи, но также её качество и возможность её оказания большому количеству пострадавших.

Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК) — это система, созданная для обеспечения медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях и катастрофах, в том числе при природных бедствиях, техногенных катастрофах, террористических актах и других чрезвычайных ситуациях [7].

К задачам ВСМК относится:

— быстрое реагирование, мобилизация материально-технических средств и личного состава при чрезвычайных ситуациях;

— медицинская эвакуация, в том числе санитарно-авиационная эвакуация;

— ликвидация эпидемических очагов;

— создание резерва материальных ресурсов (запасов);

— обучение оказанию медицинской помощи граждан, в том числе медицинской эвакуации;

— обеспечение готовности ВСМК к ЧС [7].

Полномочия ВСМК:

— организация ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

— организация и оказание медицинской помощи, в том числе медицинской эвакуации;

— сбор, обработка и предоставление информации;

— прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий;

— информирование населения;

— реализация мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей;

— организация системы дистанционных консилиумов;

— организация взаимодействия с экстренными оперативными службами;

— обеспечение связи и информационного взаимодействия [7].

В зависимости от обстановки различают 3 режима функционирования ВСМК: повседневная деятельность, повышенная готовность и чрезвычайная ситуация [ 7 ].

Проведённый анализ ВСМК показывает, что данная система является важным элементом обеспечения безопасности и здоровья граждан в чрезвычайных ситуациях.

При всех возможностях Всероссийской службы медицины катастроф, на данную службу влияют различные как внутренние, так и внешние факторы. Среди главных проблем стоит выделить сложность прогнозирования возможных чрезвычайных ситуаций, а следовательно и количество необходимого персонала, т. к. ЧС бывают разного уровня, с различными последствиями.

Сложности, с которыми в настоящее время сталкивается ВСМК:

— —необходимость в постоянном совершенствовании и создании новых тактик и методик по эффективному оказанию помощи;

— —постоянное напряжение сотрудников, т. к. у них складывается ситуация, связанная с постоянным нахождением под влиянием ЧС, что угрожает не только их психическому, но также и физическому здоровью, что при неправильной организационной работе может приводить к большой текучке кадров, а из-за узости и сложности направления, сложностью подобрать подходящий персонал для экстренного оказания помощи пострадавшим;

— обучение персонала, так как требуется большое количество навыков и знаний из различных областей, что повышает требования к сотрудникам медицины катастроф;

— недостаточное финансирование;

— ограниченный доступ к инфраструктуре и сложности логистике, в некоторых случаях, доступ к инфраструктуре, такой как дороги, мосты и аэропорты, может быть ограничен в периоды катастроф, по этому необходимо обеспечить достаточное количество ресурсов, таких как транспортные средства, оборудование и медикаменты, чтобы служба медицины катастроф могла эффективно работать и оказывать медицинскую помощь пострадавшим;

— недостаток опыта в решении крупномасштабных катастроф. Несмотря на то, что служба медицины катастроф проводит множество тренировок и учений, реальные катастрофы могут отличаться от тренировок в разных аспектах, таких как масштаб, степень разрушения и число пострадавших;

— сложности в управлении командой, т. к. работа службы медицины катастроф требует высокой степени организации и управления командой. Организационные сложности могут возникать в связи с отсутствием четкой структуры управления и координации действий между разными медицинскими бригадами, что может приводить к большому количеству ошибок и лишней бюрократии;

— риски для здоровья и безопасности персонала, т. к. работа медицинского персонала в условиях катастроф связана с риском для здоровья и безопасности, так как они могут столкнуться с инфекционными болезнями, опасными химическими веществами и другими опасностями. Недостаточное обеспечение персонала необходимыми средствами индивидуальной защиты может усугубить этот риск;

— важной проблемой является отсутствие стандартных процедур и протоколов работы, которые могли бы быть использованы в различных ситуациях. В каждой катастрофе ситуация может быть уникальной, и поэтому необходимы гибкие процедуры и методы работы, которые могут быть применены в различных ситуациях;

— важно учитывать социальные и психологические аспекты медицинской помощи пострадавшим. Необходимо оказывать не только медицинскую помощь, но и психологическую поддержку и реабилитацию пострадавшим и их родственникам, а также создавать условия для их социальной адаптации.

Кроме того, важно учитывать возможность возникновения различных видов катастроф, включая не только природные, но и техногенные, террористические и другие. Это означает, что необходима гибкая система, которая может быстро приспосабливаться к различным ситуациям и видам катастроф. Еще одной проблемой является низкая осведомленность населения о том, как действовать в случае катастрофы и как обеспечить первую помощь пострадавшим. Это может привести к тому, что люди начнут действовать неэффективно и нанесут дополнительный вред, что может усложнить работу службы медицины катастроф.

Но особенно огромной проблемой для медицины катастроф является лишение её статуса как самостоятельной , отдельной и независимой системы и её неподчинение напрямую МЧС России, а попытки её объединение со скорой и неотложной медицинской помощью, которые могут привести к потере опытного медицинского персонала, т. к. данные сотрудники сочетают в себе опыт гражданской и военной медицины, которое постоянно находятся наготове, вне зависимо от уровня ЧС как и сотрудники МЧС.

Служба медицины катастроф имеет множество ограничений и проблем, которые могут затруднять ее работу. Однако, при правильной организации и координации действий, а также при использовании современных технологий и методов, служба медицины катастроф может эффективно справляться со своими задачами и спасать множество жизней. Благодаря постоянному совершенствованию и развитию системы, а также опыту, накопленному в процессе работы, служба медицины катастроф становится все более эффективной в решении своих задач. В целом, служба медицины катастроф является важным элементом системы обеспечения безопасности населения и требует постоянного совершенствования и развития, чтобы успешно справляться с возникающими вызовами и задачами.

В целом, решение проблем и ограничений, связанных со службой медицины катастроф, требует комплексного подхода и совместных усилий со стороны государственных и частных организаций, персонала службы медицины катастроф и населения в целом.

Несмотря на вышеизложенные проблемы и недостатки медицины катастроф, стоит отметить перспективные стороны развития медицины катастроф в России.

Современное развитие медицины катастроф в России тесно связанно с глубоким внедрением информационных технологий, а также внедрением и разработкой нового оборудования для оказания экстренной медицинской помощи при ЧС в кратчайшие сроки. Стоит выделить:

— внедрение технологий телемедицины и необходимой аппаратуры, для проведения медицинских операций прямо на месте без транспортировки пострадавших в специализированные медицинские центры, что повысит выживаемость пострадавших при ЧС;

— применение биоинженерных технологий и 3д принтеров, способные воссоздавать утраченные ткани или органы для замещения полученных дефектов при травмах от ЧС;

— развитие международного сотрудничества;

— применение дронов (к примеру дронов реаниматологов), а разработка беспилотных летательных аппаратов может значительно ускорить доставку медицинской помощи пострадавшим в труднодоступных местах);

— дополнительно можно рассмотреть переподчинение центра ВЦМК «Защита» от ФМБА к МЧС, с созданием дополнительного образовательного НИИ или НИУ с внедрением образовательных программ. Т. е. создание учебного учреждения по типу Военно-Медицинской академии, только в рамках МЧС к примеру: «Медицинская академия гражданской обороны» или «Академия медицины катастроф» и введение специальности по типу врача-кибернетика, только врача-спасателя и готовить специалистов согласно направлению медицина катастроф;

— включение в состав пожарных частей экипажа медицины катастроф, который совместно с пожарными будет выезжать на выезд, без отвлечения на вызов специалистов городских СМП, что также сократит время на ожидание помощи и в случае ЧС на пожаре врачи спасатели смогут оказать помощь даже сотрудникам противопожарной службы на месте;

— следует обратить внимание на развитие нового транспорта, ведь в медицине катастроф одним из главных критериев это время, необходимое затратить для оказания помощи пострадавшим, особенно если речь идёт об авиационной технике, когда полёт может достигать и 3 и 4 часа, а важна каждая минута;

— активное взаимодействие с общественными организации в обучении волонтеров готовых к оказанию помощи в ЧС, что способствует развитию общественного сознания в области медицины катастроф, чтобы люди знали, как правильно себя вести в экстремальных ситуациях и как оказывать первую помощь пострадавшим до прибытия медицинской бригады;

— обучение персонала и улучшение образовательной системы для подготовки кадров. Дополнительно студентам медицинских вузов необходимо предоставлять дополнительные программы обучения, которые бы помогли им получить необходимые знания и навыки для работы в экстремальных условиях;

— развитие инфраструктуры. Для успешной работы службы медицины катастроф необходима поддержка со стороны государства в виде обновления и развития инфраструктуры, включая оборудование, транспорт и коммуникационные средства. Также необходимо усиление межведомственного взаимодействия между МЧС, Минздравом и другими органами власти для эффективного координационного центра;

— развитие региональных центров медицины катастроф. Важно развивать региональные центры медицины катастроф, которые могут обеспечивать эффективную работу в экстремальных ситуациях на местах. Такие центры должны иметь необходимое оборудование и обученный персонал для оказания медицинской помощи;

— развитие новых технологий;

— развитие научных исследований и анализировать опыт других стран, чтобы выявить наилучшие практики и методы работы. Важно создавать научные центры и лаборатории, которые занимаются изучением проблем медицинской помощи при катастрофах и разработкой новых методов лечения и спасения жизней;

— большее финансирование. Необходимо увеличивать финансирование направления медицины катастроф, чтобы обеспечить её работу на должном уровне и обеспечить необходимые ресурсы и оборудование. Также важно обеспечить медицинскому персоналу соответствующие условия труда и возможности для профессионального роста;

— совершенствование координации работы службы с другими ведомствами и волонтёрами. Ведь важным направлением развития службы является улучшение координации работы медицины катастроф с другими структурами, в том числе силами МЧС, МВД, ФСБ, а также силами гражданской обороны и другими подразделениями, участвующими в ликвидации последствий катастроф. Такая координация может обеспечить более эффективное использование ресурсов и максимально эффективную помощь пострадавшим;

— улучшение системы управления. Необходимо улучшать систему управления медицины катастроф, чтобы обеспечить эффективную работу службы в экстренных ситуациях;

— улучшение системы связи и информационного обмена. Улучшение этой системы может значительно повысить эффективность работы службы в экстремальных условиях;

— развивать систему прогнозирования и мониторинга опасных явлений, а также улучшать систему оповещения и эвакуации населения в случае катастрофы;

— уделять внимание профилактическим мерам, которые позволят снизить риск возникновения чрезвычайных ситуаций и уменьшить их последствия.

Наконец, важно подчеркнуть роль государства в развитии медицины катастроф. Государство может обеспечить финансирование программ и проектов, направленных на развитие службы, а также создать нормативную базу и правовые механизмы, которые позволят эффективно управлять ликвидацией чрезвычайных ситуаций и обеспечивать качественную медицинскую помощь пострадавшим.

Эти перспективы развития медицины катастроф могут помочь сделать ее работу более эффективной и совершенной, что в свою очередь может способствовать улучшению здоровья и безопасности населения в условиях экстремальных ситуаций.

В целом, развитие медицины катастроф является многогранным процессом, который требует внимания и поддержки со стороны государства, специалистов и общества в целом.

Стоит отметить, что Всероссийская служба медицины катастроф является уникальным элементом РСЧС, чья важность неоднократно подтверждалась в различных ЧС. Умение оказывать быстро специализированную медицинскую помощь, а также быстрая возможность эвакуировать пострадавших из зоны чрезвычайной ситуации, развивает не только службы быстрого реагирования, но и позволяет создавать и развивать новые технологии в сфере неотложной и скорой медицинской помощи.

Важно обратить внимание на обучение населения оказанию первой медицинской помощи, т. к. бывают случаи, когда специалисты медицины катастроф находятся в пути, а на счету каждая секунда, люди, умеющие оказывать первую помощь, могут поддерживать жизнь до приезда специалистов.

Стоит выделить тот факт, что ЧС влияют не просто на общее состояние здоровья граждан, но и на их психологическое состояние (к примеру шок). И оказание профессиональной психологической помощи, бывает важнее медицинской. По этому, необходимо готовить больше специалистов по направлению экстремальная психология.

Медицина катастроф является уникальным и относительно новой областью в системе здравоохранения, но её значение и вклад весьма важны, т. к. ЧС сложно прогнозируемы, а следовательно требуется не только овладевать навыками по оказанию медицинской помощи, но и развивать научно-исследовательскую работу в этом направлении. Особенно важно уделить внимание системе управления ВСМК, т. к. она должна быть быстрой и оперативной, исключающей бюрократизм и ставящее во главу системы быстрое и качественное оказание помощи пострадавшим.

Более углубленное изучение и анализ ЧС должно чаще изучаться в вузах, т. к. новые взгляды, подходы и методики могут позволить в будущем избежать различного рода катастроф, что сохранит жизни, а также будет способствовать увеличению безопасности городов и территорий. Стоит отметить, что важно развивать не только медицинские технологии, но и улучшать строительную и инженерную школу, для создания устойчивых зданий, или систем для обеспечения безопасности на опасных предприятиях, чтобы в случае ЧС, их урон был минимален и минимально влиял на окружающую среду. Дополнительно стоит развивать системы безопасности на транспорте, т. к. большое количество пострадавших случается из-за их несовершенства, либо их отсутствия. Дополнительно необходимо развивать технологии по возможному прогнозированию и оцениваю ЧС на территории.

Дальнейшее развитие ВСМК (Всероссийской службы медицины катастроф) как ответственной организации за развитие направления медицины катастроф в России, должно быть приоритетом государственной политики страны, чтобы обеспечить населению России быструю и эффективную медицинскую помощь в случае чрезвычайных ситуаций. И тем самым указывает на необходимость в сохранении и выделении медицины катастроф, как самостоятельной, отдельной и независимой системы наравне с военной и гражданской медициной с её прямым подчинением МЧС России, что позволит не только оказывать специализированную медицинскую помочь при ЧС, но и будет источником для научно-технического и практического развития данного направления в России, из-за тесной связи с МЧС и их большим опытом в ликвидации ЧС.

Литература:

  1. Алексанин С. С. Концепция и технологии организации оказания медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях с травмами силами и средствами МЧС России: монография / С. С. Алексанин, Ю. В. Гудзь, В. Ю. Рыбников. — СПб.: Политехника Сервис, 2019. — 200 с.
  2. Васильев К. Г. История эпидемий в России: (материалы и очерки) / Васильев К. Г., А. Е. Сегал; под ред. и с доп. Метелкина А. И. — Москва: Медгиз, 1960. — 398 с.
  3. Левчук И. П. Медицина катастроф. Курс лекций: учебное пособие / Левчук И. П., Третьяков Н. В. — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 240 с.
  4. Марченко Б. И. Медицина катастроф: учебное пособие / Б. И. Марченко. — Ростов-на-Дону, Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2021. — 101 c.
  5. Общая информация [электронный ресурс] / ФГБУ «НМХЦ им. Н. И. Пирогова» (Сайт) URL: https://fcmk.minzdrav.gov.ru/obshhaya-informacziya/
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года № 734 «Об утверждении Положения о Всероссийской службе медицины катастроф» (с изменениями и дополнениями)» URL: https://base.garant.ru/70441588/
  7. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 6 ноября 2020 г. № 1202н «Об утверждении Порядка организации и оказания Всероссийской службой медицины катастроф медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации» URL: https://docs.cntd.ru/document/566277904
  8. Соколов Ю. А. Медицинская сортировка: особенности становления и развития отечественной и западной систем. Сообщ. 2 / Ю. А. Соколов, В. Г. Богдан, Д. В. Николаев // Военная медицина. — 2018. — № 3. — С. 2–7.
  9. Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (Сайт) URL: https://www.consultant.ru
  10. Суднева Е. М. Медицина катастроф: учебное пособие / Е. М. Суднева, А. А. Суднев. — Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2022. — 216 c.
  11. Термины МЧС [электронный ресурс] / Главного управления МЧС России по Воронежской области (Сайт) URL: https://36.mchs.gov.ru/glavnoe-upravlenie/o-glavnom-upravlenii/terminy-mchs/term/935
  12. Термины МЧС России [электронный ресурс] / МЧС России (Сайт) URL: https://mchs.gov.ru/ministerstvo/o-ministerstve/terminy-mchs-rossii/term/1494
  13. Холиков И. В. Гуманитарная роль российской военной медицины на международном и национальном уровнях // ИМЭМО РАН. 2018. № 1 (54). С. 197–206.
  14. Хорошилова Л. С. Служба медицины катастроф элемент системы безопасности страны / Л. С. Хорошилова, А. В. Хорошилов // Вестник КемГУ. 2011. № 1. С. 27–31.
  15. Шерстнева Е. В. Санитарная организация в СССР в 1930-е гг // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. 2017. № 1. C. 328–331.
  16. Шимановская Я. В. Медицина катастроф: учебник / Я. В. Шимановская, А. С. Сарычев, К. А. Шимановская. — Москва: КНОРУС, 2023. — 524 с.