Психологические аспекты процесса самоактуализации и мотивации у студентов гуманитарных и технических направлений | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 23. Психология

Опубликовано в

LVIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, апрель 2023)

Дата публикации: 07.04.2023

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Кусамбаев, Али Нурланулы. Психологические аспекты процесса самоактуализации и мотивации у студентов гуманитарных и технических направлений / Али Нурланулы Кусамбаев. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 32-40. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/486/17912/ (дата обращения: 06.05.2024).



Данная научная статья состоит в исследовании психологических аспектов процесса самоактуализации и мотивации у студентов гуманитарных и технических направлений. В статье проведен теоретический анализ существующих научных подходов к самоактуализации и мотивации, а также описаны особенности проявления этих процессов у студентов гуманитарных и технических направлений.

Ключевые слова: самоактуализация, мотивация,процесс, развитие, цели, достижение, стратегии обучения, поддержка студентов.

Психологические аспекты самоактуализации и мотивации играют важную роль в процессе обучения студентов гуманитарных и технических направлений. Самоактуализация, впервые введенная А. Маслоу, представляет собой процесс развития и реализации потенциала личности, стремление к саморазвитию, самореализации и достижению собственных целей и потребностей. Мотивация, в свою очередь, представляет собой внутреннюю силу, которая направляет и поддерживает поведение человека, стремление к достижению определенных целей и удовлетворению потребностей.

В современном обществе образование является одним из главных факторов успеха в карьере. В этой связи, процесс самоактуализации и мотивации студентов гуманитарных и технических специальностей является ключевым фактором, который влияет на успешность их карьерного и личностного развития.

В настоящее время, задача государства заключается в помощи молодому поколению Казахстана в решении проблемы самоопределения и самоутверждения личности, что является крайне актуальным и приоритетным в современном обществе. Для достижения этой цели необходимо ясно определить область применения своих инновационных возможностей и умственного потенциала.

Президент Касым-Жомарт Токаев выделяет три ключевых приоритета для молодежи в Новом Казахстане: жажда знаний, трудолюбие и патриотизм.

«Будущее Казахстана в руках молодых людей. Не проспите свой шанс, свою мечту. Мечты сбываются только у тех, кто пошёл учиться. Ваш выбор — это ваша судьба, судьба всего народа», — отметил Касым-Жомарт Токаев.

Молодежь — это социокультурная группа, которая характеризуется разнообразными социальными ролями и статусом, активным участием в новых социальных контактах и социальном опыте, что обеспечивает приобретение жизненных и профессиональных характеристик личности. Молодые люди, часто обладающие высоким уровнем мобильности, интеллекта и здоровья, выделяются среди других групп населения.

Студенческий возраст — это период перехода между юношеским и взрослым возрастом, в ходе которого человек проходит через различные процессы, связанные с формированием взрослой личности. Успех в самореализации в учебной, социальной и профессиональной сферах, стратегия достижения поставленных целей, устойчивость в сложных ситуациях и т. д. зависят от того, как студенты осуществляют самоактуализацию.

В свете этого, обучение в ВУЗе направлено не только на предоставление студентам необходимых профессиональных знаний и навыков для эффективной работы, но и на их дальнейшее самостоятельное обучение, формирование личных приоритетов и жизненных стратегий, самоорганизацию, постановку важных целей и их достижение, самоидентификацию и расширение внутреннего потенциала для личностного роста.

В настоящее время перед молодежью стоит задача определения своего жизненного пути как личности в условиях рыночной экономики. В первую очередь, это связано с выбором профессии, определенного направления деятельности и круга общения. Способность молодых людей самостоятельно делать жизненный выбор и достигать своих целей является необходимым фактором профессионального и личностного развития.

В научной литературе проблема самоактуализации изучалась в основном в рамках гуманистического подхода к изучению психологии личности. Абрахам Маслоу (Abraham Maslow) внес наибольший вклад в развитие теории самоактуализации. Он предложил концепцию «иерархии потребностей», в которой самоактуализация является высшей ступенью развития личности. В своих работах он выделял ряд характеристик самоактуализованных личностей, таких как креативность, приверженность целям, способность к самореализации и др. Теория Маслоу была позднее развита и дополнена другими исследователями в области психологии и личностного развития. Рассматривая самоактуализацию как процесс, автор связал ее с мотивацией развития личности на протяжении всей жизни.

Различные аспекты самореализации в образовательной и профессиональной деятельности в разное время были предметом изучения многих российских и казахстанских ученых. Булгаков, В. А. Гавриленко, Г. Ю. Любимова, Е. Ф. Ященко, П. И. Пидкасистого, Л. М. Фридман, М. Г. Гарунова, О. Н. Большакова, Е. П. Кринчик, Г. З. Адильгазинова, Ж. И. Намазбаева, И. К. Аманова, А. Т. Жужакова, Е. В. Мусихина и другие

Самоактуализация — это процесс реализации своих возможностей и потенциала, поиск смысла жизни и достижения целей. Данный процесс является особенно важным для студентов, так как они находятся в периоде активного поиска своего профессионального пути и личностного роста. Однако, самоактуализация может иметь разные особенности у студентов с разной профессиональной направленностью, так как требования к разным специальностям могут отличаться.

Самоактуализация и мотивация являются ключевыми понятиями в психологии, описывающими процессы развития личности и достижения успеха. В современном образовательном пространстве особое внимание уделяется изучению психологических аспектов этих процессов у студентов, особенно тех, кто обучается в гуманитарных и технических направлениях.

Изучение самоактуализации является важной областью в психологической науке. Она изучается как в отечественной, так и зарубежной науке. В рамках исследования самоактуализации изучаются множество вопросов, таких как: что такое самоактуализация, какие факторы влияют на ее развитие, как она связана с личностным ростом и самореализацией, какие методы помогают достичь ее. Самоактуализация изучается не только в психологии, но и в других областях науки, таких как философия, социология, педагогика и т. д. В рамках психологии самоактуализация исследуется как один из ключевых процессов в развитии личности. Различные теоретические концепции и методы исследования самоактуализации помогают понять, как личность может достигать своего полного потенциала и реализовать свои ценности и потребности.

Связь между самоактуализацией и профессиональной направленностью была исследована многими учеными, включая Х. Т. Леонарда, Э. Супер, Д. Холланда и других. Исследования показали, что люди, имеющие высокий уровень самоактуализации, склонны к выбору профессий, которые соответствуют их потребностям в самореализации, развитии и достижении высших целей.

Также были проведены исследования, которые свидетельствуют о том, что студенты, чьи профессиональные интересы соответствуют их личностным характеристикам, более успешны в выборе профессии и имеют более высокий уровень удовлетворенности своей работой.

Зарубежные исследователи, например, Маслоу, Роджерс и Коулз, Выготский, Ананьева, Леонтьева считают самоактуализацию одним из важнейших факторов психологического здоровья человека. Они подчеркивают, что самоактуализация достигается через осознание своих возможностей и способностей, а также через развитие личностной самореализации. Зарубежные ученые также обращают внимание на то, что самоактуализация является процессом, который необходимо продолжать на протяжении всей жизни, так как это позволяет человеку достигать новых высот и развиваться как личность.

В Казахстане исследования по теме самоактуализации также проводятся достаточно активно. В частности, отечественные ученые подчеркивают, что самоактуализация является важной составляющей личностного роста и развития. Они обращают внимание на то, что для того, чтобы достичь самоактуализации, необходимо осознать свои потребности и ценности, а также уметь устанавливать цели и задачи и действовать в соответствии с ними. Российские и казахстанские ученые также выделяют важность социальной поддержки и общения в процессе самоактуализации.

В целом, зарубежные и отечественные ученые подчеркивают важность самоактуализации в личностном и профессиональном развитии личности, а также необходимость создания благоприятных условий для ее достижения. Однако, ученые из разных стран могут выделять разные аспекты этого процесса и подходить к нему с разных точек зрения в зависимости от культурных, социальных и исторических особенностей своих стран.

Из анализа теоретических аспектов, где были рассмотрены основные концепции и теории, связанных с самоактуализацией, можно сделать следующие выводы:

  1. Эволюция концепции самоактуализации в психологии прошла через несколько этапов, начиная от концепции К. Роджерса до современных теорий, учитывающих не только индивидуальные, но и социальные факторы. Отечественный опыт исследований показал, что самоактуализация является важным фактором в различных сферах жизни, включая профессиональную.
  2. Профессиональная направленность личности — это сложное явление, которое связано с мотивацией, ценностями, способностями и другими характеристиками личности. Она играет важную роль в формировании профессиональной деятельности студентов и их успешности в будущей работе.
  3. Самоактуализация может стать ведущим фактором выбора профессиональной направленности студентами. Поэтому, разработка и внедрение программ, способствующих самоактуализации, может значительно повысить качество профессионального образования и успешность выпускников в будущей работе.

Таким образом, изучение теоретических аспектов самоактуализации и профессиональной направленности студентов является важным для понимания механизмов формирования профессиональных качеств личности и успешности в будущей работе.

Эти факторы могут влиять на процесс самоактуализации студента и их достижение профессиональных и личностных целей. Однако, осознание своих сильных и слабых сторон и использование соответствующих методов развития может помочь студентам преодолеть свои слабости и достичь своих целей.

Однако, использование общих методов самоуправления, самомотивации, развития навыков эмоциональной саморегуляции и участие в дополнительных образовательных мероприятиях может помочь студентам достичь максимального потенциала и реализовать свои профессиональные и личностные цели.

Кроме того, важно отметить, что сильные и слабые стороны студентов могут быть связаны не только с их личными качествами, но также с их профессиональной направленностью. Например, студенты, обучающиеся в технических направлениях, часто обладают сильными навыками в области математики и науки, но могут испытывать трудности в коммуникации и социальной адаптации. С другой стороны, студенты, обучающиеся в гуманитарных направлениях, могут быть очень коммуникабельными и иметь хорошие социальные навыки, но иметь слабые математические навыки.

Важно понимать, что любые сильные или слабые стороны не являются окончательными и неизменными качествами, и каждый студент имеет потенциал для развития в любой области. Эффективные методы самоактуализации могут помочь студентам преодолеть свои слабости и развить свои сильные стороны.

Например, для студентов с технической направленностью, которые испытывают трудности в коммуникации, могут быть полезны курсы по развитию коммуникативных навыков и общению с другими студентами. А для студентов с гуманитарной направленностью, которые имеют слабые математические навыки, могут быть полезны специальные курсы и занятия по математике.

В целом, осознание своих сильных и слабых сторон, а также развитие навыков и качеств, которые помогут студентам достигнуть своих профессиональных и личностных целей, являются важными факторами для успешной самоактуализации.

Заключение: Исходя из обзора литературы и проведенного анализа, можно сделать выводы о том, что процесс самоактуализации и мотивации у студентов гуманитарных и технических специальностей имеет свои особенности. Гуманитарные студенты часто ориентированы на социальную и культурную сферу, а технические студенты — на технологии и науку. В связи с этим, у них могут быть разные цели и мотивы, которые влияют на выбор стратегий самоактуализации. Важно учитывать, что процесс самоактуализации требует мотивации и целеустремленности. Студенты должны осознавать свои сильные и слабые стороны, уметь выстраивать свои цели и выбирать соответствующие стратегии развития. В этом им могут помочь наставники и менторы, которые могут дать ценные советы и поделиться своим опытом.

Следовательно, процесс самоактуализации и мотивации у студентов гуманитарных и технических специальностей является важным и неотъемлемым этапом их образовательного процесса. Каждый студент может выбрать свои цели и стратегии развития в соответствии с личными предпочтениями и потребностями. Важно помнить, что мотивация и целеустремленность — ключевые факторы в достижении успеха в процессе самоактуализации. Помощь наставников и менторов может существенно ускорить этот процесс и помочь студентам достичь своих целей.

Исследование особенностей самоактуализации студентов с разной профессиональной направленностью» может иметь следующие перспективы и возможности внедрения и применения:

– Оптимизация процесса обучения: результаты исследования могут помочь разработать эффективные стратегии обучения для студентов с разной профессиональной направленностью, учитывая их уровень самоактуализации и мотивации.

– Поддержка студентов: исследование может использоваться для разработки программ поддержки студентов, которые учитывают различия в самоактуализации и мотивации между студентами гуманитарных и технических специальностей.

– Улучшение качества образования: разработка может помочь улучшить качество образования путем создания индивидуальных планов обучения и настройки программы обучения под потребности каждого студента.

– Развитие научного направления: исследование может служить отправной точкой для дальнейших исследований в области самоактуализации и мотивации студентов различных специальностей.

– Повышение качества жизни студентов: результаты исследования могут помочь студентам понять их сильные стороны и потребности, что может привести к повышению удовлетворенности жизнью и успеху в карьере.

Поэтому можно заключить, что исследование особенностей самоактуализации студентов с разной профессиональной направленностью» может иметь широкие перспективы и возможности для внедрения и применения в различных областях, связанных с образованием и развитием личности.

Литература:

  1. Шаронова Н. Б. (и др.). Исследование о динамике самоактуализации старшеклассников в лицее. В: Жас ғалымдардың шығармашылығы.
  2. Адильгазинов Г. З. и Оразалин З. З. Инновационные подходы к развитию продуктивного мышления будущих специалистов. В: Жас ғалымдардың шығармашылығы.
  3. Челомбицкая М. П. и Лавинский Н. Г. Разнонаправленный характер процесса самоактуализации. В: Молодой ученый.
  4. Аристотель. Этика. Санкт-Петербург: Астрель, 2012.
  5. Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Перевод с древнегреческого под общей редакцией А. Ф. Лосева. Москва: Мысль, 1990. Том 2, 526 страниц.
  6. Кант И. Сочинения в шести томах. Том 4. Под общей редакцией В. Ф. Асмуса. Москва: Мысль, 1996. 564 страницы.
  7. Хлебодарова О. Б. Общая характеристика ценностей человека и их место в структуре личности. В: Молодой ученый.
  8. Шопенгауэр А. Избранные произведения. Составление и примечания И. С. Нарского. Москва: Эдиториал УРСС, 1999. 206 страниц.
  9. Ницше Ф. Избранные произведения. Перевод, составление и автор вступительной статьи Свасьян К. А. Москва: Просвещение, 1993. 571 страница.
  10. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. / пер. с англ. Г. А. Балл, А. П. Погребский. — М.: Смысл, 1999. — 424 с.

Ключевые слова

мотивация, развитие, самоактуализация, цели, процесс, достижение, стратегии обучения, поддержка студентов