Гражданско-правовая характеристика юридического статуса субъектов права на товарный знак | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

LVII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, март 2023)

Дата публикации: 21.03.2023

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Гумбатов, Т. И. Гражданско-правовая характеристика юридического статуса субъектов права на товарный знак / Т. И. Гумбатов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 31-34. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/484/17864/ (дата обращения: 03.05.2024).



В данной статье раскрывается роль субъектов права на товарный знак. Раскрываются понятия юридического лица, государственных учреждений и физических лиц, обладающих правом на товарный знак.

Ключевые слова: право интеллектуальной собственности, средства индивидуализации, юридические лица, товарный знак.

This article reveals the role of the subjects of trademark law. The concepts of a legal entity, state institutions and individuals who have the right to a trademark are disclosed.

Keywords: intellectual property right, means of individualization, legal entities, trademark.

Для осуществления коммерческой деятельности владельцем исключительного права на товарный знак (правообладателем) может быть юридическое лицо или физическое лицо (индивидуальный предприниматель).

Однако в отличие от патентно-правовых отношений, субъектный состав участников отношения по правовой охране и использованию товарных знаков ограничен. Если позиция закона исключает возможность физического лица, не занимающегося предпринимательской деятельностью иметь исключительное право на товарный знак. В случае прекращения предпринимательской деятельности физического лица права на товарный знак прекращаются на основании решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности [4].

Есть мнение у Зуйковой Л. П., что это абсолютно соответствует международному законодательству. В некоторых странах мира закон предусматривает возможность осуществления предпринимательской деятельности для физических лиц [2, с. 19]. Что касается Италии, то закон о товарных знаках от 21 июня 1942 года в ст. 22 гласит: «Любое лицо с целью производства товаров или продажи услуг на своей собственной фирме может получить регистрацию товара»» [3, с. 5].

И это мнение не только ученых, но и представителей других областей науки. Э. П. Гаврилов полагает, что положения ст. 1478 ч. 4 ГК РФ несправедлива для физических лиц: у них может появиться необходимость приобрести исключительное право на товарный знак в отношении товаров периодически производимых и продаваемых [1, с. 151].

Таким образом, в связи с этим возникает вопрос о праве на авторство физических лиц, которые являются правообладателями произведений.

Создание образцов товарного знака, например изобразительных знаков, требует больших затрат и само по себе является интеллектуальным трудом. У юридического лица (индивидуального предпринимателя) есть исключительное право на товарный знак, но и у его создателя. Важный момент заключается в том, что законодательство Российской Федерации не закрепляет авторские права на товарные знаки за конкретными разработчиками. По согласованию с авторами произведения могут быть использованы в качестве товарных знаков. Это значит, что в данном случае они не имеют дополнительных прав и привилегий. А для того, чтобы защитить свои интересы, они должны соблюдать авторские права.

В данном случае возникает еще один вопрос, связанный с содержанием ч. IV ГК РФ о товарном знаке. Но почему нормы об авторском праве предусматривают исчерпывающий перечень объектов авторского права (ст. 1483 ГК РФ) и для регистрации которых требуется согласие правообладателя? При государственной регистрации объектов авторских прав как товарных знаков необходимо согласие на регистрацию товаров и услуг, хотя статья 1259 Гражданского кодекса РФ защищает любые произведения независимо от степени их известности.

То есть если говорить о первом вопросе, то П. В. Садовский считает, что эту проблему есть возможность решить в пользу положений об охране авторских прав. Поэтому автор имеет право на использование своего произведения в любой форме и в любых способах (ст. 1259 ГК РФ). При этом регистрация товарного знака является одним из способов использования этого произведения [5, с. 3]. Поэтому автор имеет право не допустить регистрацию любого произведенного им произведения или его части как товарных знаков. Однако, это также позволяет внести изменение в подпункт 1 пункта 9 статьи 1483 ч. IV ГК РФ о невозможности регистрации любых объектов авторского права без получения соответствующего разрешения правообладателя.

Компании, которые производят товары и выполняют работы или оказывают услуги с целью успешной реализации на рынке выходят на первый план. Ведь их целью всегда являлось — извлечение прибыли.

В первую очередь на ведущее место выходят компании, которые производят товары и выполняют работы или оказывают услуги для успешной реализации продукции на рынке. Именно поэтому, в первую очередь, они стремились к получению максимальной прибыли.

На товарные знаки и знаки обслуживания имеют право владельцы некоммерческих организаций. Они не преследуют цель извлечения прибыли как основную цель своей деятельности, из статей 1477–1478 IV ГК РФ следует, что такие юридические лица не должны иметь права на товарные знаки без установления дополнительных требований.

Литература:

  1. Гаврилов Э. П. Комментарий к главам 69, 70, 71, 76 части четвертой Гражданского кодекса РФ. М. 2008. С. 251.
  2. Гульбин Ю. Т. Исключительные права на средства индивидуализации товаров — товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров: гражданско-правовой аспект. М. 2007. — 325 с.
  3. Зуйкова Л. П. Промышленная собственность предприятий на перекрестке законов. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации // Экономико-правовой бюллетень. 2007. — 139 с.
  4. Приказ Роспатента от 03.03.2003 N 28 «О Правилах принятия решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака и знака обслуживания в случае ликвидации юридического лица — обладателя исключительного права на товарный знак или прекращении предпринимательской деятельности физического лица — обладателя исключительного права на товарный знак» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.03.2003 N 4302) [Электронный ресурс]: — URL: // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_41459/1f4bf8cfb1463157329ac627a600f820fd152d96 (дата обращения 19.03.2023).
  5. Садовский П. В. Можно ли защитить права авторов // ЭЖ-Юрист. 2005. № 9–345 с.