Конфликт идейно-ценностных установок молодежи России (по материалам исследования) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 21. Политология

Опубликовано в

LII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2023)

Дата публикации: 07.01.2023

Статья просмотрена: 66 раз

Библиографическое описание:

Низамов, Д. А. Конфликт идейно-ценностных установок молодежи России (по материалам исследования) / Д. А. Низамов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LII Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 35-43. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/474/17707/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье рассмотрена проблематика присутствия конфликта идейно-ценностных установок в молодежной среде России. Результаты актуализируют целесообразность ряда мер по пересмотру стратегий в сфере молодежной и образовательной политики РФ. Исследование основано на опросе, проведенном при помощи платформы Yandex. Forms, который охватил 220 человек из 37 населенных пунктов 22 субъектов РФ в период с 25.10–09.11.2022 гг. Помимо этого, были проведены групповые дискуссии, организованные на площадках образовательных учреждений Удмуртской Республики и Саратовской области. В качестве респондентов и участников мероприятий исследования выступило 120 молодых людей в возрасте от 16 до 25 лет, обучающихся по программам среднего общего, среднего профессионального и Высшего образования.

Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, гарантии будущего, идеология, политическая конвергенция, конфликт ценностей, социальная справедливость, политика патриотического либерализма.

The article examines the problems of the presence of a conflict of ideological and value attitudes in the youth environment of Russia. The results actualize the expediency of a number of measures to revise strategies in the field of youth and educational policy of the Russian Federation. The study is based on a survey conducted using the Yandex platform. Forms, which covered 220 people from 37 settlements of 22 subjects of the Russian Federation in the period from 25.10–09.11.2022. In addition, group discussions were held, organized at the sites of educational institutions of the Udmurt Republic and the Saratov region. 120 young people are from 16 to 25 years studying under the programs of secondary general, secondary vocational and Higher education acted as respondents and participants of the research activities.

Keywords: youth, youth policy, guarantees of the future, ideology, political convergence, conflict of values, social justice, policy of patriotic liberalism.

Процессы конвергенции политических и культурных сфер стран мира, а также влияние современной геополитической повестки вносят поправки в реалии, которые ретранслируются на сознание молодых людей, влияя на их убеждения и жизненные установки. Все это приводит к появлению конфликта ценностей среди молодежи России. Усугубляет ситуацию противостояние консервативных и либеральных политических сил, которые определяют сегодня ход внутренней и внешней политики в нашей стране [1, c.195]. С одной стороны, молодежь впитывает культуру потребления, изучает основы рыночного подхода к выстраиванию экономической жизни. Это происходит потому, что монетизация не критикуется государством, а, наоборот, поддерживается либеральными силами, путем популяризации и финансирования инициатив по построению собственного бизнеса. С другой стороны, молодому поколению предлагают культурную аскезу, в контексте которой государство проводит политику сохранения культурного наследия, глубокого изучения своей истории. В консерваторских проектах ценностного образования духовное преобладает над материальным.

Соперничество политических идеологий хорошо просматривается и в нашем опросе. При ответе на вопрос: « На Ваш взгляд, ценности какой идеологии более подходят для современной России? » (Таблица 1), — серьезный разброс мнений демонстрируют представители всех возрастов с разным уровнем образования.

Таблица 1

Мнение молодежи о ценностях политических идеологий, которые более подходят для современной России, % по каждому варианту ответа

По возрастному признаку

По уровню образования

16-18 лет

18-21 лет

21-25 лет

Основное общее

Среднее общее

СПО

Высшее

Либертарианство

1,72

1,42

0,0

0,0

1,1

0,0

3,7

Анархизм

3,45

2,13

4,76

0,0

1,1

0,0

5,55

Коммунизм

1,72

7,09

19,05

7,32

4,4

0,0

7,41

Социализм

12,07

7,09

14,29

14,63

5,49

17,65

11,11

Либерализм

3,45

9,93

4,76

0,0

10,99

5,88

9,26

Демократия

60,35

53,9

23,81

58,54

60,44

52,95

46,3

Консерватизм

5,17

8,51

14,29

4,87

7,69

11,76

9,26

Монархизм

5,17

7,09

9,52

7,32

5,49

5,88

5,56

Нам не нужна идеология

6,9

2,84

9,52

7,32

3,3

5,88

1,85

Итого, %

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

В тройку лидеров молодежь определила ценности идеологий демократии, социализма и либерализма. Уверенное большинство удерживают ценности демократии (60,76 % среднее по Таблице 1 ) — этот ответ набрал большее количество процентов вне зависимости от возрастного и образовательного признака. Однако при личном общении в рамках фокус-групп мы выявили, что только 1 из 10 представителей молодежи может внятно перечислить базовые признаки демократии. В первую очередь, это связано с отсутствием представлений о сущности классических идеологий, что вызвано низким уровнем обществоведческих и политологических знаний у молодых людей [3, c.104].

Также нельзя не обратить внимание на отток голосов с увеличением возраста респондентов от демократических ценностей в более правые: консерватизм (рост от 5,17 % до 14,29 %) и монархизм (рост от 5,17 % до 9.52 %), — или более левые, как коммунизм (рост от 1,72 % до 19,05 %) и социализм (рост от 12,07 % до 14,29 %). Такая тенденция объясняется отсутствием социально-экономических гарантий будущего для молодежи, которые позволяют человеку занять место в этом мире. К сожалению, в обозримой перспективе появление этих гарантий не ожидается, поэтому молодому человеку трудно определиться со своей возможностью получить от государства и общества поддержку своего выбора в пользу тех или иных условий и ресурсов развития [2, c.109], которые предусмотрены ценностями существующих политических идеологий.

Борьба идеологий за умы сказывается на всех сферах функционирования государственного аппарата в нашей стране. Но более деструктивно это противостояние действует на процесс стратегического планирования, что приводит к замедленной, не всегда точной реакции на вызовы, с которыми сталкивается Россия. Особенно остро данная проблема просматривается в научных трудах исследователей российских политологических школ, которые занимаются проблемами формулирования и создания образов будущего. Так, например, кафедра политических наук НИУ СГУ им. Н. Г. Чернышевского в лице А. А. Вилкова [3] и А. А. Казакова [4] видит будущее России через призму построения государства, основанного на принципах социальной справедливости. В свою очередь, группа исследователей ведущих московских ВУЗов пытается обрисовать будущее России путем формирования коллективного бессознательного пространственного образа страны с использованием политических метафор [5]. Свое видение образа будущего есть почти в каждом научном центре и у каждого исследователя, но на сколько полезен и практикоприменим подход создания образа России-завтра, если никто не формулирует гарантий будущего?

Гарантии будущего — это основания (стартовый капитал) от государства, для создания стратегии развития молодого человека в сфере общественной и частной жизни, которые позволяют ему удовлетворять свои потребности, самореализовываться, накапливать и воплощать свой социальный, экономический, политический и культурный опыт.

Проведенные нами групповые дискуссии в образовательных учреждениях Удмуртской Республики (УР) и Саратовской области (СО)показали проблемные области, в которых молодежь не чувствуют достаточной защиты и поддержки со стороны государства. Надежду на появление гарантий будущего учащиеся выражают по отношению к сферам:

1. Образование. Недоверие к системе ЕГЭ («… в деревнях сдать проще …», «… у всех регионов разные варианты КИМов …»), монетизация сферы образования («… чтобы сдать ЕГЭ нужно платить репетитору-школа тебя не подготовит …», «… на «вышку» поступают только ботаники, или те, кто может платить… »), несправедливое распределение бюджетных мест («… после школы в России учатся только беженцы и афроамериканцы …») — все это приводит к понижению числа учащихся, которые хотели бы повысить уровень образования и продолжить обучение в СПО или Высшей школе, в следствии понижается уровень грамотности и образованности населения.

С нашей точки зрения, решением этой проблемы могло бы быть введение бесплатного среднего специального и высшего образования с индивидуальными вступительными испытаниями для университетов и институтов. Но в ответ на эту меру, необходимо также расширить ответственность за бесплатное обучение с введением штрафов и санкций для студентов за наплевательское отношение к учебе.

2. Карьера и работа. Этот пункт напрямую вытекает из первого, вот что говорят молодые люди: « Зачем мне идти учиться и тратить на это 5 лет, после которых меня вряд ли куда-то возьмут, если я могу пойти работать в сеть быстрого питания и зарабатывать там прямо сейчас, как моя мама на заводе, которая трудится там 20 лет?». Отсутствие гарантий трудоустройства после учебы и размытые перспективы карьерного роста («… пожилые люди не уйдут со своих мест-никто не захочет жить на пенсию …») также лишают успешного будущего молодого специалиста.

Возможно, решит проблему советская практика распределения выпускников вузов и ссузов с обязательством отработки сроком от 5 до 8 лет с предоставлением жилья от работодателя/государства и достойной зарплатой выше прожиточного минимума. Это решение давно назрело. В одном из заданий наших групповых дискуссий ребятам предлагалось 16 профессий, из которых нужно было построить «пирамиду социальной справедливости» (Рисунок 1).

Пирамида социальной справедливости в представлении учащихся УР И СО

Рис. 1. Пирамида социальной справедливости в представлении учащихся УР И СО

Проанализировав результаты 5 фокус-групп, мы составили обобщающую пирамиду. Картина мнений молодого поколения такова: люди-знания и люди-труда, в представлении идеального социального устройства молодежи, стоят на высших позициях, в то время как представители развлекательных и капиталистических профессий, наоборот, занимают низшее положение в этой пирамиде.

Однако, в зависимости от коллектива, который трудился над выполнением этого задания, менялась и иерархия профессий. Если среди молодых людей находился сын бизнесмена или силовика, то соответственно эта профессия поднималась по пирамиде вверх.

3. Социальная сфера. Маленькие суммы пенсий и одноразовые социальные пособия не могут закрыть всю полноту проблем в сфере социальной политики. Молодые люди, которые к 16 лет уже имели опыт встречи с государственными и муниципальными учреждениями, такими как больницы, поликлиники, паспортные столы и другое, по-разному оценивают качество предоставляемых услуг. Единодушие молодежи проявляется в одном: перевод абсолютно всех медицинских и других социальных услуг, включая общественный транспорт, на бюджетную основу. Однако такие крайние меры сталкиваются с проблемой финансирования и распределения блага, что требует более детальной проработки вопроса и не претендует на рекомендацию.

В социальной сфере наблюдается пик ценностного конфликта людей, которые являются сторонниками капитализма и выступают за свободный рынок, но требуют всю полноту социальных гарантий социалистического режима, особенно в условиях чрезвычайных ситуаций. Объясняется это спецификой современных политических режимов, объединяющих капиталистические и социалистические начала, что оставляет след в мышлении молодежи, которые принимают все за данность и не могут разграничить понятия в сфере государственной политики.

4. Демография. Более 50 % всех респондентов ответило, что не хотят иметь детей. Возможность появления 1–2 ребенка к 30 годам отметили 21,76 %. Причиной этому служит отсутствие гарантий на завтрашний день и достаточно глубокая установка жизни для себя. Вот что говорят молодые люди: «…жить нужно одним днем! Какие дети? Меня бы кто прокормил! » — так говорит девушка 20 лет.

Решением данной проблемы очень плотно занимаются уже не один десяток лет, но уровень рождаемости только падает [6]. По нашему мнению, для преломления негативной тенденции будет правильным создание комплекса мер для людей детородного возраста, среди которых: предоставление комфортного жилья молодым людям, гарантированного для их ребенка место в детском саду и достойной школе без очереди и конкурса.

5. Культура. Это та сфера жизнедеятельности общества, от развития которой напрямую зависит мировосприятие человека, впитывание традиций народа и других важных, догматических положений. Респонденты положительно оценивают инициативу Министерства Культуры РФ по введению Пушкинской карты, но как выяснилось, пользуются новой привилегией не все. Еще большая часть школьников потратила деньги с карты на походы в кино или концерты популярных звезд эстрады.

Это в очередной раз показало, что можно бесконечно совершенствовать программы патриотического и культурного воспитания, устраивать дорогие шоу, фестивали и многотысячные форумы, где безупречно рисуются те самые образы будущего, в которых хочется быть. Но все остается там, на этих мероприятиях, после которых человек возвращается обратно в свою жизнь и продолжает формулировать стратегию своего будущего, с учетом существующих реалий без гарантий на завтрашний день.

Об этих проблемах знает власть. Более того, государственные органы пытаются решить назревшие трудности через национальные проекты, программы и стратегии развития страны. Но, к сожалению, положительный эффект от этих проектов затормаживается и стирается в виду ряда причин, среди которых:

— нарушение согласованности внутри иерархии власти, особенно это наблюдается в рамках отношений «регион-центр-столица» [7, c.48];

— некомпетентность чиновников, исполняющих решения на местах [8, c. 106];

— перебои в достоверном и удобном донесении принятых мер до народа [9] и другие важные проблемы, усугубляющие процент напряжения внутри страны и приводящие в действие процесс колебания ценностей в головах молодых людей.

Данные, полученные в ходе нашего исследования, позволяют говорить нам о том, что конфликт ценностей среди молодежи — это ощутимая проблема. Однако, ответы и суждения, которые выдают представители молодого поколения вполне естественны для тех реалий политики патриотического либерализма, которые сложились в нашей стране. Пока молодежь проявляет свою готовность к дельному диалогу, государство, если оно хочет существовать, должно озаботиться вопросом разработки комплекса мер по урегулированию ситуации в конструктивное русло. В противном случае, этими преимуществами «нежного» возраста молодых воспользуются наши оппоненты, которые прекрасно знают, как находить общий язык с неравнодушными гражданами. Расплывчатость идейных представлений и ценностных ориентаций молодежи России и открытость этой группы граждан к коммуникации с органами власти дает прямой сигнал к действиям по созданию гарантий будущего для молодого человека, от качества создания которых зависит будущее Российской Федерации.

Литература:

  1. Шестов Н. И. «Левое» будущее России: рефлексии партийных теоретиков и электората // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2022. Т. 22, вып. 2. С. 189–198.
  2. Н. И. Шестов Представления молодежи о будущем России: провинциальное измерение // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2022. Т. 22, вып. 1. С. 108–113.
  3. А. А. Вилков Ценностно-идеологический фактор формирования у современной молодежи образа будущего России (региональный кейс) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2022. Т. 22, вып. 1. С. 101–107
  4. А. А. Казаков Ценность справедливости в представлениях современной молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2022. Т. 22, вып. 1. С. 114–120.
  5. А. Д. Харичев, А. Ю. Шутов, А. В. Полосин, Е. Н. Соколова Восприятие базовых ценностей, факторов и структур социально-исторического развития России (по материалам исследований и апробации) // Журнал политических исследований. 2022. Т. 6. № 3. С. 9–19.
  6. Официальный сайт Росстат РФ / Раздел Семья, материнство и детство / Данные по пункту 7.1. Суммарный коэффициент рождаемости от 17.06.2022 URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/smd_7.1.xlsx (дата обращения 07.12.2022 г.).
  7. В. П. Бауэр, А. Н. Сухарев, Е. В. Чайкина. О необходимости согласования решений в системе государственного управления // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. 2022. № 3(71). С. 47–54.
  8. Е. В. Репринцева, Э. В. Сукманов, Н. А. Еськова Особенности государственного аппарата управления РФ: кадровые вопросы // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 1. С. 105–110.
  9. В. Л. Беспрозванный, П. В. Беспрозванная Модернизация административно-правовых отношений в массиве социальных коммуникаций современной России // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. 2022. № 33. С. 1294–1354.

Ключевые слова

молодежная политика, молодежь, идеология, социальная справедливость, конфликт ценностей, гарантии будущего, политическая конвергенция, политика патриотического либерализма