Психологическая подготовка лиц, желающих поступить на службу в органы прокуратуры Российской Федерации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 23. Психология

Опубликовано в

LII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2023)

Дата публикации: 08.01.2023

Статья просмотрена: 163 раза

Библиографическое описание:

Важенина, Д. А. Психологическая подготовка лиц, желающих поступить на службу в органы прокуратуры Российской Федерации / Д. А. Важенина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LII Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 43-48. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/474/17706/ (дата обращения: 04.05.2024).



Статья посвящена проблеме психологической подготовки будущих должностных лиц прокуратуры Российской Федерации к осуществлению своей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, психологическая подготовка, Российская Федерация, будущий прокурор, психологическое обеспечение, орган прокуратуры.

Проблема психологического обеспечения психологической подготовки будущих кадров органов прокуратуры является довольно актуальной. Актуальность определяется специфическими особенностями данной профессиональной деятельности. Как известно, к работникам прокуратуры предъявляются достаточно высокие требования к нравственным, интеллектуальным и личностным качествам. Почему же так? Ответ прост — данная профессия отличается высокой значимостью принимаемых действий и решений, поэтому будущий работник прокуратуры обязан понимать, что он не просто гражданин, а будущий представитель власти, воли государства.

Такая ответственность, несомненно, морально давит на молодых сотрудников. При первом поступлении на службу, выпускники юридических вузов зачастую испытывают затруднения именно психологического характера, так как происходит столкновение их ожиданий и суровой реальности.

Как уже было указано выше, в данной сфере деятельности особое внимание уделяется моральным и нравственным качествам будущего прокурора, что прямо отражается в ведомственных приказах: «В тоже время важной задачей воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации выступает формирование социально и профессионально значимых психологических и моральных качеств, необходимых для эффективного труда, готовности к выполнению служебных задач в любой обстановке, способности к преодолению трудностей» [1]. Формирование моральных качеств не зря упоминается в приказе, так как молодые, неподготовленные сотрудники, получив власть, зачастую используют ее для своих корыстных целей, не осознавая в полной мере ответственность, на них возложенную.

Проанализировав данные требования, предъявляемые к прокурору, становится понятно, что сфера психологической подготовки носит если не первое, то второе по значению место в формировании личности будущего прокурора. Однако, несмотря на это, проблема психологической подготовки к профессиональной деятельности студентов юридических вузов еще не заняла самостоятельного места в образовательной системе учебных заведений, занимающихся подготовкой кадров для органов прокуратуры [2, c. 2].

Уровень теоретических знаний в данной сфере довольно высок. Систематически ученые дают различные определения, определяют уровни, функции и виды психологической поддержки. Еще с 2000 года разрабатываются различные программы и модели для различных видов профессиональной деятельности.

Одним из основоположников современной концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности является Г. С. Никифоров [3]. Он определяет психологическое обеспечение как: «систему психологических знаний, методов и средств психологического воздействия, которые направляются на повышение эффективности профессиональной деятельности на всех стадиях онтогенеза».

Как мы знаем, свое первое представление о работе в данной отрасли человек получает при получении образования, и одним из важнейших этапов профессионального становления человека, оказывающим сильное влияние на адаптацию и дальнейшую профессиональную социализацию специалистов в профессиональной деятельности, является этап профессиональной подготовки в высшем учебном заведении.

Именно на этапе обучения человек полностью осознает всю специфику выбранной профессии, и примерно представляет каким психологическим критериям он должен соответствовать. Как написал в своей работе Губин В. А.: «именно во время учебной подготовки следует определить, какие психологические характеристики следует развивать в молодом специалисте» [4, c. 51].

На основе профессиональных требований, предъявляемых к гражданам, поступающим на службу в органы прокуратуры или обучение в государственные образовательные организации, которые утверждены Приказом Генпрокуратуры России от 15.09.2014 N 493 «О профессиональном психологическом отборе кандидатов» [5], можно выделить четыре группы наиболее значимых компонентов профессиональной психологической готовности прокурорских работников:

1) Мотивационный компонент — совокупность мотивов и целей, которые направляют человека к достижению высоких результатов в своей деятельности. Другими словами, это мотивационная составляющая, стимулирующая профессиональную активность прокурорского работника. В первую очередь это положительное отношение к служебной деятельности, осознание социальной значимости своей профессии. У человека должно сформироваться стремление к работе, так как данный вид деятельности требует полной отдачи своих жизненных ресурсов и времени.

2) Эмоциональный (волевой) компонент — включает в себя умение хорошо владеть своим эмоциональным состоянием. Будущий прокурор обязан быть человеком уравновешенным, способным держать себя в руках.

Развитие стрессоустойчивости и силы воли, как правило, находится в приоритете, так как каждый день прокурор взаимодействует с людьми. Как правило, это представители самых разных профессий, разного материального положения и культурного уровня.

Не секрет, что деятельность прокурора отличается высокой степенью эмоциональной напряженности. Он имеет дело с преступлениями, с нарушениями общественных интересов, прав граждан. Нередко прокурор сталкивается с жестокостью и эгоизмом. Однако каким бы ни было эмоциональное отношение прокурора к происходящему, он обязан сохранять полную объективность: «сочувствие, жалость, возмущение никак не должны влиять на принимаемые им решения» [6, c. 140].

3) Когнитивный (познавательный) компонент — данный компонент можно описать как: способность воспринимать, осознавать и отображать окружающую информацию. Данный компонент также играет большую роль в работе, так как вся деятельность прокурора строится на восприятии и анализе информации, поступающей извне (обращения граждан, СМИ, результаты надзорной деятельности и т. д.).

В данный компонент включают: соответствующий уровень теоретических знаний, понимание своих задач, наличие профессиональных знаний, в том числе и психологических знаний, необходимых для профессиональной деятельности прокурорского работника, широкий кругозор и эрудированность.

4) Личностный — компонент, который развивается с самого рождения. Это важные индивидуально-психологические особенности личности (соблюдение норм общественной морали, патриотизм, принципиальность, вежливость, тактичность, проницательность, наблюдательность, честность, ответственность, дисциплинированность, эмоциональная устойчивость).

Следует сказать, что человек, поступающий на службу в прокуратуру, обязан обладать довольно развитыми моральными и культурными качествами еще до профессионального обучения, так как как целью психологической подготовки должно быть «укрепление» данных качеств, а не перевоспитание человека.

Перечисленные компоненты, несомненно, важны, не стоит думать, что вся психологическая подготовка строится только на их основе. Выделение данных свойств является достаточно условным. Оно необходимо для научных исследований психических характеристик успешного прокурора, однако это не означает, что его личность складывается только из этих блоков.

Таким образом, психологическая подготовка кадров для органов прокуратуры Российской Федерации представляет собой многоуровневый и поэтапный процесс психологического сопровождения студентов в процессе их обучения. Данная подготовка должна являться обязательным элементов профессионального обучения будущих сотрудников.

Целью такого обучения является формирование и развитие профессионально важных качеств обучающихся, психологических знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного выполнения профессиональных задач и обязанностей.

Начинать психологическую подготовку необходимо еще на этапе профессионального обучения, когда человек еще может полностью осознать, сможет ли он соответствовать тем психологическим критериям, которые установлены для данной профессии, или нет. Важное место в данной подготовке должно занимать учебное заведение. Разумным решением может стать создание специальных мероприятий и курсов по общей и специальной психологии, которые помогут студентам акцентировать внимание на развитии тех психологических навыков, которые необходимы при работе в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.

Литература:

  1. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 17.03.2010 г. № 114. «Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации». — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_62680/ (дата обращения: 15.12.2022).
  2. Фалкина С. А. Психологическое обеспечение подготовки к профессиональной деятельности кадров для органов прокуратуры Российской Федерации // Мир науки. — 2017, — № 5. — С. 59.
  3. Никифоров Г. С. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: теория и практика // М.: Речь, — 2010. — С. 816.
  4. Губин В. А. Психологические характеристики прокурорских работников как субъектов практико-ориентированной учебно-профессиональной деятельности / В. А. Губин, Д. В. Шабаров // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. — 2018. — № 4. — С. 47–58.
  5. Приказ Генпрокуратуры России от 15.09.2014 N 493 (ред. от 22.12.2016) «О профессиональном психологическом отборе кандидатов на службу в органы прокуратуры Российской Федерации и обучение в государственные образовательные организации». — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?from=607196–0&req=doc&rnd=oeNOkA&base=EXP&n=677883#Wz754STYtCnaR3GY (дата обращения: 16.12.2022).
  6. Полиенко А. В. Некоторые психологические аспекты деятельности прокурора / А. В. Полиенко // Вестник Адыгейского государственного университета. — 2005. — № 2. — С. 142–145.