Анализ безопасности движения на железнодорожных переездах отдельных регионов Российской Федерации
Авторы: Ахмедзянов Гаяз Гумарович, Бартель Данил Алексеевич, Галиакберов Дмитрий Романович, Дмитриев Андрей Александрович, Алексейцева Дарья Николаевна, Филиппова Ксения Геннадьевна
Рубрика: 7. Технические науки
Опубликовано в
LI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2022)
Дата публикации: 31.12.2022
Статья просмотрена: 22 раза
Библиографическое описание:
Анализ безопасности движения на железнодорожных переездах отдельных регионов Российской Федерации / Г. Г. Ахмедзянов, Д. А. Бартель, Д. Р. Галиакберов [и др.]. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 5-9. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/472/17696/ (дата обращения: 03.05.2024).
В данной статье рассматривается безопасность железнодорожных переездов в разных регионах России. Регионы сравниваются между собой по количеству аварий на переездах и по коэффициенту безопасности переездов.
Ключевые слова: железнодорожный переезд, аварийность, коэффициент, регион.
This article discusses the safety of railway crossings in different regions of Russia. Regions are compared with each other in terms of the number of accidents at crossings and the crossing safety factor.
Keywords: railway crossing, accident rate, coefficient, region.
В Российской Федерации много железнодорожных переездов (ЖДП), и они являются объектами повышенной опасности для участников дорожного движения. Для повышения безопасности железнодорожные переезды и прилегающую к ним территорию необходимо модернизировать, оснащать дополнительными техническими устройствами, уменьшающими риск аварий.
В России проблема повышения безопасности на ЖДП сейчас очень актуальна. Для улучшения безопасности переездов в стране необходимо оценить аварийность на отдельных железных дорогах, входящих в РЖД, и сравнить их безопасность. Всего в РЖД входит шестнадцать отдельных дорог-филиалов, значительно различающихся между собой. Это позволит, выявить наиболее и наименее проблематичные участки и спланировать мероприятия для повышения безопасности.
Рассмотрен ряд статистических данных по ЖДП, находящихся в открытом доступе. Рассматривались следующие параметры: количество ДТП за 2018, 2019 и 2020 года, протяженность железной дороги, численность населения областей, обслуживаемых железной дорогой. Результаты анализа безопасности ЖДП представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Количество ДТП на ЖДП для отдельных железных дорог России
ЖД |
ДТП на переездах 2018г |
ДТП на переездах 2019г |
ДТП на переездах 2020г |
Ср.знач ДТП |
Кол-во ЖДП |
Кол-во ДТП на 100 ЖДП |
Калининградская |
0 |
0 |
0 |
0 |
174 |
0 |
Московская |
40 |
32 |
29 |
33,67 |
1537 |
2,19 |
Юго-Восточная |
18 |
12 |
7 |
12,33 |
765 |
1,61 |
Октябрьская |
25 |
23 |
14 |
20,67 |
1342 |
1,54 |
Свердловская |
6 |
8 |
9 |
7,67 |
509 |
1,51 |
Горьковская |
20 |
14 |
13 |
15,67 |
860 |
1,82 |
Северная |
4 |
9 |
9 |
7,33 |
664 |
1,10 |
Северо-Кавказская |
40 |
39 |
21 |
33,33 |
873 |
3,82 |
Западно-Сибирская |
20 |
20 |
28 |
22,67 |
743 |
3,05 |
Дальневосточная |
20 |
13 |
13 |
15,33 |
655 |
2,34 |
Южно-Уральская |
10 |
16 |
14 |
13,33 |
495 |
2,69 |
Куйбышевская |
14 |
20 |
7 |
13,67 |
188 |
7,27 |
Приволжская |
19 |
15 |
10 |
14,67 |
542 |
2,71 |
Красноярская |
5 |
11 |
7 |
7,67 |
320 |
2,40 |
Восточно-Сибирская |
10 |
16 |
11 |
12,33 |
218 |
5,66 |
Забайкальская |
8 |
8 |
12 |
9,33 |
293 |
3,19 |
Таблица 2
Параметры для оценки безопасности ЖДП отдельных железных дорог России
ЖД |
Кол-во ДТП на 100 тыс. населения |
Протяженность ЖД, км |
Численность населения |
Коэф. Опасности ЖДП |
Место в общем списке по безопасности |
Калининградская |
0,00 |
963,00 |
1027678 |
0,00 |
1 |
Московская |
0,09 |
8984,00 |
39104400 |
56,01 |
2 |
Юго-Восточная |
0,06 |
4189,10 |
19754130 |
81,61 |
3 |
Октябрьская |
0,11 |
10378,40 |
18612023 |
82,74 |
4 |
Свердловская |
0,06 |
7152,20 |
12879329 |
116,95 |
5 |
Горьковская |
0,11 |
7959,40 |
14829020 |
122,85 |
6 |
Северная |
0,09 |
5956,00 |
8454855 |
130,63 |
7 |
Северо-Кавказская |
0,14 |
6311,40 |
23019181 |
165,87 |
8 |
Западно-Сибирская |
0,21 |
4100,00 |
10600595 |
287,79 |
9 |
Дальневосточная |
0,28 |
6872,00 |
5564637 |
420,69 |
10 |
Южно-Уральская |
0,22 |
7567,30 |
6148694 |
438,08 |
11 |
Куйбышевская |
0,08 |
11502,50 |
16334633 |
445,04 |
12 |
Приволжская |
0,25 |
4260,00 |
5800170 |
466,54 |
13 |
Красноярская |
0,23 |
3157,90 |
3377507 |
709,35 |
14 |
Восточно-Сибирская |
0,23 |
3876,00 |
5375345 |
1052,49 |
15 |
Забайкальская |
0,51 |
3336,00 |
1815992 |
1754,10 |
16 |
Для сравнения железных дорог между собой принят “Коэффициент опасности ЖДП”, который рассчитан по формуле:
,
где D — количество ДТП за год,
N — количество железнодорожных переездов на дороге,
P — численность населения.
График коэффициента опасности представлен на рисунке 1.
Рис. 1. Коэффициент опасности для отдельных железных дорог России
Также был рассчитано количество ДТП на 100 железнодорожных переездов для каждой железной дороги. В целом, графики значительно отличаются. Так для первого графика отличие максимального и минимального значений коэффициента аварийности равно семи, а для второго графика — тридцати. Использование Коэффициента опасности ЖДП использует больше параметров и лучше отражает состояние безопасности движения на переездах.
Рассмотренные данные говорят о том, что безопасность на разных участках железных дорог в Росссии сильно различаются. На дорогах с наибольшим коэффициентом опасности необходимо реализация специальной программы модернизации устройств ЖДП (дополнительное финансирование для улучшения оснощённости переездов и специальные мероприятия, направленные на повышение их безопасности). Это позволит улучшить использование имеющихся ресурсов и повысит безопасность движения на железнодорожных переездах.
Литература:
- Госавтоинспекция. Показатели безопасности дорожного движения: официальный сайт. Москва. URL: http://stat.gibdd.ru (дата обращения: 16.12.2020). Текст: электронный.
- Теег Г. Системы автоматики и телемеханики на железных дорогах мира: Учебное пособие для вузов жд транспорта. — М.: Интекст, 2010. 488 с.