Особенности банкротства (несостоятельности) сельскохозяйственных товаропроизводителей в Российской Федерации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

XLIX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2022)

Дата публикации: 27.11.2022

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Мирошник, Т. А. Особенности банкротства (несостоятельности) сельскохозяйственных товаропроизводителей в Российской Федерации / Т. А. Мирошник. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 20-24. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/468/17598/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье рассмотрены правовые особенности банкротства различных организационно правовых форм сельскохозяйственных товаропроизводителей. Так, нами выявлены правовые пробелы в области регулирования процедуры банкротства крестьянского фермерского хозяйства без образования юридического лица. Нами проанализированы и изучены положения и критерии отнесения сельскохозяйственных товаропроизводителей к статусу банкрота, а также рассмотрены особенности санации в отношении данной категории лиц.

Ключевые слова: сельскохозяйственный товаропроизводитель, c/х товаропроизводитель, КФХ, индивидуальный предприниматель, банкротство, санация, финансовое оздоровление, сезонность работ.

Процедура банкротства юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей имеет свои юридические особенности. В данной статье мы рассмотрим особенности банкротства сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Основное отличие банкротства сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее по тексту — с/х товаропроизводитель) от иных их лиц заключается в определении их рода деятельности и социальной значимости данной категории. К признакам сельскохозяйственных товаропроизводителей следует относить:

1) производство и переработка сельскохозяйственной продукции (далее по тексту — c/х продукция);

2) выручка от реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции составляет не менее 50 % от общей суммы выручки;

3) для рыболовецкой артели сумма выручки должна быть не менее 70 %.

Следует отметить, что в законодательстве Российской Федерации отсутствуют единые критерии отнесения лиц к сельскохозяйственным производителям. Так, Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 26.12.2006 г. № 264-ФЗ регламентирует понятие с/х товаропроизводителя как организацию, осуществляющую производство с/х продукции с объемом дохода не менее 70 % за один календарный год [1]. Кроме того, данный закон относит к c/х товаропроизводителям граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, потребительские кооперативы и крестьянские фермерские хозяйства (далее по тексту — КФХ).

В соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее по тексту — Закон о КФХ) КФХ представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии [2].

Закон о КФХ признает фермерским хозяйством отдельного гражданина, осуществляющего производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции).

Проанализировав законодательство в области регулирования банкротства (несостоятельности) с/х товаропроизводителей, мы можем сделать вывод о том, что КФХ как юридические лица и КФХ, осуществляющие свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, имеют разные критерии относимости потенциальных банкротов. Так, КФХ как юридическое лицо может обратиться с заявлением в Арбитражный суд при соблюдении таких же условий, которые предусмотрены для с/х организаций, а именно:

1) требование к должнику должны составлять в совокупности не менее 500 тысяч рублей;

2) срок неисполнения обязательств в течение трех месяцев.

Говоря о банкротстве КФХ как индивидуальных предпринимателей, нужно понимать о наличии иных критериев для признания данного товаропроизводителя несостоятельным.

Так, основанием для признания банкротов КФХ без образования юридического лица будет являться лишь неспособность удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору или неспособность выплатить обязательные платежи. Также, правовой особенностью банкротства этой категории с/х товаропроизводителей будет являться то, что в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее по тексту — Закон о банкротстве) будут применяться положения о несостоятельности, применяемые в отношении индивидуальных предпринимателей [3].

Следует также отметить, что для признания индивидуального предпринимателя — главы КФХ банкротом необходимо наличие согласия в письменной форме всех членов КФХ, что на практике вызывает множество сложностей. Так, Арбитражные суды не могут возбудить процедуру банкротства в отношении должника без наличия заявления индивидуального предпринимателя и ранее указанного согласия челнов КФХ.

К специфике проведения банкротства с/х товаропроизводителей относится сезонность с/х производства. Анализируя финансовое состояние потенциального банкрота необходимо учитывать природно-климатические факторы, которые существенно могли повлиять на возможность должника в удовлетворении требований кредитора.

Продолжительность санации (процедуры финансового оздоровления) имеет привязку к окончанию периода сельскохозяйственных работ с учетом времени необходимого с/х товаропроизводителю для реализации его продукции. Срок финансового оздоровления может быть увеличен на 1 год случае спада или ухудшения финансового состояния с/х организации, вызванного стихийными бедствиями, эпизоотиями, массовым распространением инфекционных заболеваний среди сельскохозяйственных растений, нарушением электроснабжения, водоснабжения в результате стихийных бедствий, иными обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер.

Процедура продажи имущества и имущественных прав с/х товаропроизводителей содержит в себе следующие особенности:

1) продажа предприятия должника осуществляется путем проведения торгов;

2) продажа имущества c/х организацией осуществляется единым лотом, так как относится к значимым категориям в Российской Федерации;

3) преимущественное право приобретения имеют лица, занимающиеся производством и переработкой c/х продукции и лица, владеющие земельными участками, непосредственно прилегающие к имущественному комплексу должника;

4) в случае отсутствующих лиц, указанных ранее, имущество c/х организацией продается иным c/х организациям и КФХ, расположенным в той же местности, где расположен должник.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы.

Во-первых, в законодательстве Российской Федерации нет единых критериев отнесения лиц к сельскохозяйственным товаропроизводителям, что на наш взгляд нуждается в правовой доработке.

Во-вторых, банкротство c/х товаропроизводителей имеет свою сложную специфику ввиду государственной значимости производства и переработки c/х продукции указанными ранее товаропроизводителями. Сложность процедуры банкротства заключается в следующем:

1) применение отдельных видов процедур банкротства для КФХ как юридического лица и для КФХ без его образования;

2) увеличение сроков процедуры наблюдения и финансового оздоровления ввиду наличия сезонности работ и форс-мажорных обстоятельств (стихийные и инфекционные бедствия);

3) продажа имущества должника только единым лотом и только определенным категориям лиц.

Литература:

  1. Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 № 264-ФЗ //СПС «КонсультантПлюс».
  2. Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» //СПС «КонсультантПлюс».
  3. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ //СПС «КонсультантПлюс».

Ключевые слова

финансовое оздоровление, банкротство, санация, индивидуальный предприниматель, сельскохозяйственный товаропроизводитель, c/х товаропроизводитель, КФХ, сезонность работ