Брейн-ринг как одна из форм профориентационной работы в Старорусском политехническом колледже (филиале) Новгородского государственного университета | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Карпова, С. Е. Брейн-ринг как одна из форм профориентационной работы в Старорусском политехническом колледже (филиале) Новгородского государственного университета / С. Е. Карпова, Е. Н. Васильева, А. Я. Кондратьев, Т. А. Васильев. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 46-49. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/466/17545/ (дата обращения: 05.05.2024).



Ключевые слова: профориентационная работа, брейн-ринг, развивающее обучение, воспитание.

Keywords: career guidance, brain-ring, developmental education, education.

В каждом человеке заложен огромный потенциал. Важно вовремя определить индивидуальные особенности и развить их, дав тем самым возможность обучающемуся в будущем определиться с выбором профессиональной деятельности, разобраться и адаптироваться на рынке труда в условиях современной социально-экономической ситуации в стране. Главным аспектом удачного профессионального будущего для молодого гражданина, особенно выпускнику учебного заведения, является самоопределение, и здесь на первый план выходит профориентационная работа в период его учебы. Именно она сейчас является одной из ступенек будущего успеха.

Поэтому, чтобы работа по профориентации была наиболее эффективной, необходимо использовать современные методы и формы работы с обучающимися: активное использование мультимедийных и информационных технологий, переход от пассивных методов работы к практико-ориентированным.

Профориентацией или профессиональной ориентацией называют комплекс мероприятий, которые помогают обучающемуся определиться с выбором будущей профессиональной деятельности, учат правильно применять свои таланты и способности, что позволяет ему построить карьеру именно в той области, где он лучше всего реализует свои умения и навыки, полученные в период учебы. [1, с 46].

Одной из форм профориентационной работы в Старорусском политехническом колледже (филиале) НовГУ среди других является интеллектуальная игра «Брейн-ринг», участниками которой являются обучающиеся школ города и студенты первого курса. [2].

Целью брейн-ринга является пополнение у обучающихся правовых знаний, особенно Конституции РФ в новой редакции, то есть с поправками, внесенными в ее текст Федеральным Конституционным законом и одобренными Всенародным голосованием граждан Российской Федерации в 2020 году. Организаторы брейн-ринга исходят из того, что поправки в текст Конституции РФ свидетельствует о новом позитивном развитии Российской Федерации и это нашло отражение в заданиях.

Подготовкой и проведением мероприятия занимаются студенты старших курсов специальности Право и организация социального обеспечения, что вызывает наибольший интерес у участников брейн-ринга. Ведущими и членами жюри также являются студенты старших курсов.

Содержание брейн-ринга состоит из 30 заданий, посвященных Конституции РФ. Все участники, а это обучающиеся девятых классов школ города делятся на команды по шесть человек. Командам присваивается название. Перед началом игры ведущие разъясняют участникам правила ее проведения.

Вопросы брейн-ринга составлены с учетом общедидактических принципов:

— сложность вопроса на пределе возможностей участников игры (известный принцип развивающего обучения), поскольку среди участников игры обязательно есть люди с разными ведущими видами мышления, восприятия и памяти, пакет вопросов составлен с учетом этого факта (то есть наряду с вопросами на эрудицию использованы вопросы на ассоциативное мышление, требующие осуществления практических действий, вопросы с использованием наглядности и т. п.).

— в отличие от других видов игр, “Брейн-ринг” развивает понятийное мышление, принимать решения в течение короткого времени и правовой направленности. Содержание игры — это фактически ответ на вопрос. Соответственно, сам вопрос должен, с одной стороны, быть значимым, лаконичным и, естественно, правовым, т. е. содержать понятия из текста Конституции РФ. С другой должен быть составлен таким образом, чтобы исключить двойное толкование или содержать признаки другого понятия. Иными словами, информация, содержащаяся в вопросе, не должна содержать двойного толкования:

— в хорошо составленном вопросе правильный ответ должен быть сформулирован как можно короче, и не требовать сложных фонетических конструкций. Особенно это важно, когда команды отвечают письменно.

— в тексте вопроса отсутствуют как “подсказки”, упрощающие поиск искомого ответа, так и “лишняя” информация, которая затрудняет или “затемняет” правильный ответ.

Ответы участники команды заносят в выданные листки бумаги с наименованием команды. Заполненный листки команда сдает жюри викторины.

Во время викторины командам — участникам запрещается пользоваться мобильными телефонами и другими источниками информации.

За нарушение этого правила на команду налагаются штрафные баллы.

Вся игра сопровождается презентацией, на которой в красочной форме представлены все материалы.

Важным является то, что атмосфера в период проведения брейн-ринга достаточно творческая, демократичная и доброжелательная между всеми участниками, включая и ведущих, и жюри. Все это позволяет обучающимся в полной мере раскрыть свои знания и умения. Жюри объективно подводит итоги интеллектуальной игры.

Таким образом, профориентационная работа с обучающимися общеобразовательных школ создает условия для осознанного выбора ими образовательного учреждения, что в настоящее время очень актуально.

Жесткие требования рынка труда к уровню знаний, практических навыков и компетенций специалиста, высокая конкуренция при трудоустройстве на высокооплачиваемую работу не позволяют беспечно относиться к результатам обучения. Современные школьники и студенты просто «вынуждены» эффективно использовать учебное и внеучебное время для профильной, а по возможности, предпрофессиональной и профессиональной подготовки. Профориентационная работа со школьниками с одной стороны готовит их к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями, содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с потребностями экономики в кадрах определенных профессий, и с другой стороны повышает привлекательность учреждений профессионального образования.

Литература:

  1. Блинов, В. И. Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся: учебное пособие для вузов / В. И. Блинов, И. С. Сергеев; под общей редакцией В. И. Блинова. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 133 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5-534–09146–5. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492379 (дата обращения: 08.11.2022).
  2. http://edu.mari.ru
  3. https://ru.wikipedia.org