Особенности организации тьюторского сопровождения молодых педагогов в образовательной организации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Скобелева, А. В. Особенности организации тьюторского сопровождения молодых педагогов в образовательной организации / А. В. Скобелева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 44-48. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/462/17509/ (дата обращения: 28.04.2024).



Данная статья посвящена проблеме необходимости оказания эффективной помощи молодым педагогам в период профессиональной адаптации. Автор приходит к выводу, что организация тьюторского сопровождения молодых специалистов в образовательной организации способствует более успешной адаптации, улучшению показателей профессионального самочувствия, а также формированию мотивации к профессиональной деятельности и профессионально-личностному росту.

Ключевые слова: молодые специалисты, педагоги, тьюторское сопровождение.

Молодой учитель, который приходит в школу после получения образования не всегда готов к предъявляемым ему требованиям, к существующей нагрузке. Возникновение профессиональных проблем, эмоциональное напряжение, приводят к тому, что начинающий педагог нередко принимает решение уйти из профессии [2]. Несмотря на то, что для решения проблем адаптации педагогов во многих школах существует система наставничества, она довольно часто носит формальный характер и не удовлетворяет потребностей молодых специалистов.

Таким образом, возникает необходимость искать пути наиболее эффективного решения проблемы сопровождения молодых педагогов. На наш взгляд, таким решением может быть организация тьюторского психолого-педагогического сопровождения начинающего педагога, ориентированного на профессиональную и личностную поддержку, оказание помощи в преодолении затруднений в ходе профессиональной деятельности и решении возникающих профессиональных проблем.

Тьютор — это педагог, который сопровождает индивидуальную образовательную программу ребенка или взрослого. Он не передает общих знаний, умений или навыков, он не воспитывает, его задача — помочь ребенку или взрослому зафиксировать собственные познавательные интересы, определить какие-то предпочтения, помочь понять, где и каким образом можно это реализовать, помочь выстроить свою программу [3, 4].

Мы в своей работе поставили перед собой цель — разработать и апробировать программу тьюторского психолого-педагогического сопровождения деятельности молодого специалиста в образовательном учреждении.

В исследовании приняли участие 6 педагогов общеобразовательного учреждения г. Костромы, стаж педагогической деятельности от 2 до 4 лет.

Опираясь на результаты пилотажного исследования и анализ существующей системы наставничества в образовательной организации нами была разработана программа по сопровождению молодых педагогов. При реализации данной программы нами были проведены следующие мероприятия, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Мероприятия по осуществлению тьюторского сопровождения в образовательной организации

Форма работы

Цель, содержание мероприятия

Диагностика

Выявления основных трудностей, возникающих у молодых педагогов, диагностика профессионального самочувствия,

изучение предпочтительных форм поддержки молодых педагогов

Педагогическая выставка «От учителя к учителю»

Проведение выставки с целью распространения педагогического опыта, пополнения методической копилки образовательной организации, сплочения молодого педагогического коллектива и тренировка коммуникативных навыков

Индивидуальная консультация

Определение профессиональных потребностей, определение ближайших целей и задач, краткосрочный тайм-менеджмент

Тренинг с применением техники визуализации

Определение сильных сторон, активизация внутренних ресурсов, тренировка коммуникативных навыков

Индивидуальная консультация

Рефлексия по продвижению по индивидуальному маршруту, обозначение возможных проблем при продвижении к цели, поиск способов преодоления проблем, создание карты целей

Диагностика

Выявления основных трудностей, возникающих у молодых педагогов, диагностика профессионального самочувствия.

Индивидуальная консультация

Рефлексия достижений и неудач молодых педагогов, профессиональное целеполагание

В ходе первой консультации педагогами были намечены планы на ближайшую неделю, месяц, а в перспективе на полгода и на год. Также учителя во время консультации определили ресурсы, необходимые им для достижения целей.

При проведении социально-психологического тренинга нами преследовалась цель раскрыть внутренние ресурсы и сильные стороны каждого педагога. Упражнения были подобраны таким образом, чтобы учитель мог погрузится в свои мысли, в свое состояние, проанализировать черты характера, которые помогают ему в решении профессиональных трудностей. Помогают в этом процессе и делают его интересным выбранная нами техника визуализации с применением метафорических ассоциативных карт (МАК) [1]. Карты похожи на игру, вследствие чего снимается напряжение между участниками. Но в это же время развивается навык общения, самовыражения, расширения самопознания.

В ходе второй консультации обсуждался проведенный тренинг, а так же педагоги постарались выделить для себя основную цель, определить возможные трудности при достижении цели и пути их преодоления. После этого педагогам было предложено составить карту целей.

Для анализа эффективности тьюторского сопровождения в школе нами было проведена итоговая диагностика. Для итоговой диагностики были использованы: анкета по определению степени удовлетворенности условиями работы в образовательной организации; анкета диагностики профессионального самочувствия; анкета оценки поддержки молодых специалистов.

Анкетирование по определению степени удовлетворенности условиями работы в образовательной организации показало положительную оценку молодыми педагогами условий работы в образовательном учреждении — никто из педагогов не хотел бы уйти работать в другое образовательное учреждение. Вместе с тем 66 % педагогов четко понимают, что должны делать на своей работе и при необходимости могут высказывать свои идеи администрации. Удовлетворены существующей системой сопровождения 50 % педагогов. Однако 100 % педагогов желали бы включить в работу с наставником элементы тьюторского сопровождения.

При оценке профессионального самочувствия 100 % педагогов отметили, что чувствуют себя достаточно компетентными и могут называть себя педагогом, 83 % педагогов при этом могут справляться с профессиональными трудностями. Также 100 % педагогов чувствуют себя «своими» в педагогическом коллективе и пользуются поддержкой коллег. Оценка эффективности проведенных мероприятий с помощью Т-критерий Вилкоксона показала статистически достоверное положительное изменение у участников в степени удовлетворенности педагогов педагогической деятельностью (Т = 6, р ≤ 0.05).

При оценке полезности форм поддержки молодых педагогов наиболее полезными для каждого оказались: проектирование и обсуждение уроков, посещение уроков наставника, ведение портфолио, сокращение нагрузки начинающего педагога, денежные выплаты и надбавки.

По итогам диагностики для педагогов была проведена дополнительная консультация для определения ближайших целей профессионального развития, а также для анализа факторов, помогающих и стопорящих профессиональное развитие, определение путей достижения цели.

Анализ результатов консультации показал, что молодые педагоги мотивированы на участие в профессиональных конкурсах, самообразование, развитие способностей учеников. В качестве ресурсов для этого педагоги отметили имеющиеся знания, приобретенный опыт, мотивация и целеустремленность, знание ИКТ. Проблемными точками при этом выступают нехватка времени, возможный недостаток знания и умений, неуверенность в себе.

На основании полученных данных мы можем сделать вывод об эффективности выбранных форм тьюторского сопровождения молодых педагогов в образовательном учреждении. Использование системного и индивидуального подхода способствует более успешной адаптации в образовательной организации, улучшению показателей профессионального самочувствия (компетентности, удовлетворенности педагогической деятельностью, ощущению себя своим в коллективе и др.), формированию мотивации к профессиональной деятельности и дальнейшему самообразованию, раскрытию индивидуальности и профессионально-личностному росту.

Литература:

  1. Банникова Е. А. Метафорический тренинг как средство развития самоотношения личности студентов / Е. А. Банникова, И. А. Чайковская // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд. Сборник статей международной научно-практической конференции. — Уфа: ООО «Аэтерна», 2015. С. 23–30.
  2. Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Кадры школьного образования: возможности и дефициты // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2020 № 18, С. 1–17.
  3. Ковалева Т. М. Субъективность как рабочее понятие для тьюторского сообщества (на материале работ Мишеля Фуко) / Т. М. Ковалева // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: родительство, особое детство, учительство. Материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. 29–30 октября 2013 года. — М.: МПГУ: МИОО, 2013.
  4. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1–4. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010–56 с.