Тренинг «Основы самоменеджмента, или Как все успеть педагогу» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тренинг «Основы самоменеджмента, или Как все успеть педагогу» / А. С. Хамбекова, Е. А. Сорокина, А. А. Баханова [и др.]. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 48-52. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/462/17478/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье авторы пытаются определить основы профессионального самоменеджмента педагогов.

Ключевые слова: самоменеджмент, восприятие мира, ситуация, навык

Основная цель науки самоменеджмента — максимальное использование собственных возможностей, сознательное управление течением своей жизни, преодоление внешних обстоятельств, развитие децентрации, интернального локуса контроля. Знакомство со способами структурирования психической деятельности, саморегуляцией.

1. Предлагается рассмотреть семь навыков высокоэффективных людей. Три навыка, связанных с личными достижениями, предполагающими подход к развитию персональной эффективности. Первый навык «Проактивность» — умение брать ответственность на себя за происходящее. Предлагаются характеристики проактивного и реактивного человека (зависимого от обстоятельств). Второй навык — целеполагание. «Начинай представлять конечную цель» (для нас важно описание участниками целей в профессиональной деятельности). Настроить участниц на постановку, а затем достижение своих целей. Показать, что уже сегодня значимо представлять себя завтрашнего. Навык три практикует эффективное самоуправление жизнью и временем: «Сначала делайте то, что необходимо делать сначала». Участницам предлагается ответить на вопросы:

«Назовите что-то одно, что вы могли бы сделать (а в настоящий момент не делаете) и что, если это делать регулярно, привело бы к огромным позитивным переменам в сфере вашей профессиональной жизни (личной жизни)».

Затем по матрице «Управление временем» предлагается определить, к каким делам относится записанное дело (важным, не важным, срочным, не срочным).

Работая с характеристиками навыков, с помощью вопросов:

«Какой человек называется эффективным?», «Должен ли воспитатель быть эффективным?» важно подвести участников к осознанию необходимости саморазвития, самосовершенствования. Проговаривая определение понятий «воспитатель», «воспитывать», необходимо отметить способность педагога оказывать влияние на других (ребенка), подчеркнуть меру ответственности за развитие ребенка, за изменения, которые он вносит в систему взглядов, духовных ценностей независимо от того, преследует он (воспитатель) собственные цели или решает какие — то другие «непедагогические» проблемы.

Участникам предлагаются ситуации на решение вопросов воспитательного влияния на ребенка, направленности поведения воспитателя (1).

Ситуация 1. У вас сломался каблук или оторвалась какая — то важная пуговица. Или, что еще досаднее, вы упали на глазах у детей. Где тут ответственность и направленность поведения на ребенка?

Ситуация 2. Учим ребенка считать или здороваться со взрослыми. Это что — направленность?

Ситуация 3. Только что вас кто-то рассмешил. Анекдот был на редкость остроумен. Ребенок, скорее всего, ничего не понял, но смеётся вместе с вами. В чем здесь проявляется воспитательная позиция?

После эксперимента с картинками «молодая или старая?», способствующего осознанию своего восприятия мира как отличного от восприятия другого (2). Участницам раздается по картинке (рис.1, 2). Предлагается внимательно посмотреть на изображение 10 секунд. Затем задают вопросы: Видите ли вы женщину? Какого она возраста? Как она выглядит? Необходимо добиться, чтобы каждый увидел двух женщин.

После эксперимента с картинками «молодая или старая?», способствующего осознанию своего восприятия мира как отличного от восприятия другого (3,4). Отмечаем важность в педагогической профессии способности к децентрации

Рис. 2 Рис. 2

Рис. 1 Рис. 2

(Автор первой картинки карикатурист У.Хилл (W. E. Hill, 1915), авторами второй считаются психологи Е. Г. Боринг и Р. В. Липер (E. G. Boring, R. W. Leeper, 1930)).

Участницам предлагается разделиться на пары и продолжить предложение за партнера, затем за себя. Степень совпадения ответов будет свидетельствовать о способности к децентрации.

  1. Мне бывает очень радостно, когда...
  2. Я очень грущу, когда...
  3. Мне бывает страшно, когда...
  4. Я бываю очень удивлен, когда... и т. д. В течение недели предлагается поработать над навыками.

Методы и приемы: незаконченные предложения, матрица «управление временем», информирование, вопросы, эксперимент с картинками.

Матрица управления временем

Срочные

Несрочные

Важные

1 Дела:

Результаты:

2 Дела:

Результаты:

Критические ситуации, не отложные проблемы

Стресс, самосожжение, управление в условиях кризиса

Профилактические действия, планирование, восстановление сил

Видение перспектив, контроль, малое количество кризисных ситуаций

Не важные

3 Дела:

Результаты:

4 Дела:

Результаты:

Отвлечения, распространенные виды деятельности

Ощущение себя жертвой, не владеющей собой

Мелочи, отнимающие время, звонки

Безответственность, зависимость от других.

Основные правила планирования:

— Соотношение 60/40

— Планируйте реалистично

— Регулярно планируйте и последовательно

— Письменная форма плана

— Срок исполнения

Литература:

  1. Маслоу, А. Теория личности / А. Маслоу. — В кн.: Психология личности. Т. 1. Хрестоматия.- Самара, 1999. — Т. 1. — С. 379–391.
  2. Рубинштейн, С. Л. Основы психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн.- М., 1935.
  3. Вилюнас, В. К. Психологические аспекты биологической мотивации [Текст] / В. К. Вилюнас. — М., 1986.
  4. Маслоу, А. Теория личности / А. Маслоу. — В кн.: Психология личности. Т. 1. Хрестоматия.- Самара, 1999. — Т. 1. — С. 379–391.

Ключевые слова

навык, ситуация, самоменеджмент, восприятие мира