Актуальные вопросы трудоустройства лиц с инвалидностью | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Зильберман, А. С. Актуальные вопросы трудоустройства лиц с инвалидностью / А. С. Зильберман. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 81-106. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/460/17458/ (дата обращения: 02.05.2024).



Инвалидность и увеличение числа инвалидов — социальный феномен любого развитого государства. Инвалидность, являясь одной из составляющих человеческого существования, представляет собой сложное явление, которому сопутствуют разные типа ущерба. Люди с инвалидностью обладают огромным потенциалом и способны инвестировать достаточный объем своих знаний и опыта в жизнь общества. В статье поднята проблема трудоустройства инвалидов, которая была рассмотрена с социальной, юридической, психологической точек зрения. Были предложены меры вмешательства по преодолению ущерба, обусловленного инвалидностью, а также был проанализирован зарубежный опыт.

Ключевые слова: инвалид, инвалидность, ограничение здоровья, трудоустройство инвалидов, социальная политика, охрана труда инвалидов, инклюзия, доступная среда.

«Уродство души страшнее уродства тела». Не могу указать автора данной цитаты, я встретила ее давно в сети Интернет и запомнила. Задумывались ли вы когда-либо о том, а что мы, собственно, знаем о жизни инвалидов. Как страшно, что есть люди, которые все реже и реже протягивают руку помощи тому, у кого нет рук, которые способны пнуть здоровыми ногами того, у кого нет ног. Здоровые люди создали диктофоны и различные подслушивающие устройства в угоду своим прихотям. А задумывались ли мы о том, сколько стоит слуховой аппарат, без которого не может обойтись слабослышащий или глухой человек. Мы слышим мир вокруг себя, но иногда не способны услышать стук обиженного сердца. А ведь мы дышим одним воздухом и живем под одним небом. Сделать мир доступным для всех не так-то уж и сложно, просто надо помочь преодолеть барьеры тем, кому это сложно сделать в одиночку. Быть непохожим, быть другим — это не порок… Многообразие мира — это наше общее право на полноценную жизнь.

В России к лицам, имеющим ограниченные возможности к реализации полноценной жизнедеятельности, чаще всего применяется термин «инвалид», он употребляется и в повседневной жизни, и в средствах массовой информации, и в нормативных правовых актах, в том числе в официальных материалах ООН, несмотря на то что в нормах международного права такого понятия не существует.

На сегодняшний день выделяют несколько основных моделей отношения общества к инвалидам: моральная, реабилитационная, медицинская и социальная модели инвалидности (рис. 1). Эти модели скорее являются моделями социального отношения или восприятия обществом инвалидности как некой проблемы, при этом инвалиды воспринимаются как специфическая общественная группа [11].

Основные модели общественного восприятия проблем инвалидности и инвалидов [11]

Рис. 1. Основные модели общественного восприятия проблем инвалидности и инвалидов [11]

Так исторически сложилось, что первой моделью инвалидности стала моральная модель. Она просуществовала довольно-таки долго. Ее основу составляют предрассудки, религиозные и бытовые. В то время инвалидность воспринимали как «религиозное наказание за грехи».

Позже, в начале XIX века, когда шло активное развитие медицины, появилась медицинская модель отношения к инвалидности. Большое внимание уделялось физическим и психическим различиям между людьми, и инвалидность воспринималась как «неполноценность».

Следующая модель — реабилитационная — сместила фокус внимания на адаптацию всех сфер жизни к нуждам инвалидов. В рамках этой модели предлагался целый комплекс необходимых для этого мероприятий.

В рамках социальной модели инвалидность трактуется как девиация. Отличительной особенностью этой модели является подход, в основе которого лежит признание дефектов и физиологических отличий как основного фактора жизнедеятельности. Особое внимание уделяется социальным проблемам, а не медицинским и биологическим. Этот подход не допускает дискриминации по отношению к инвалидам. Основная суть социальной модели — это полная и масштабная интеграция инвалидов во все сферы общественной жизни, включая трудовую деятельность и профессиональное обучение. Именно с этой моделью связано и введение понятия «лицо с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ), которое во многих случаях заменяет понятие «инвалид».

Понятие «инвалид» пришло из латинского языка и дословно означает «бессильный», «немощный». Этот буквальный перевод наглядно указывает на то, что в обществе уже давно отмечали различия между сильными и слабыми людьми, между самостоятельными индивидами и теми, кому необходима посторонняя помощь.

В разные исторические периоды к людям с нарушениями в развитии, будь то физическими или психическими, относились неоднозначно. И в настоящее время проблема интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в общество не утрачивает своей актуальности. Более того, современные реалии жизни являются причиной значительного увеличения числа инвалидов. Ряд авторов отмечают, что инвалидность — это неизбежный социальный феномен любого государства, которое в соответствии с уровнем своего развития, приоритетами и возможностями обязано формировать такую политику, которая смогла бы обеспечить интеграцию инвалидов в обществе [2].

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), по состоянию на 2011 год, в мире более одного миллиарда человек живут с какой-либо формой инвалидности, из них почти 200 миллионов, то есть порядка 20 %, испытывают серьезные трудности в функционировании. Распространенность инвалидности увеличивается, что вызывает все бόльшую озабоченность. Причина такого увеличения в старении населения и, соответственно, повышении риска инвалидности среди пожилых людей, а также глобального роста распространенности хронических заболеваний (диабет, сердечно-сосудистые болезни, рак, психические расстройства и др.).

Представители ВОЗ, оценивая ситуацию в мире и сравнивая инвалидов и здоровых индивидов, отмечают, что первые демонстрируют более низкие результаты в отношении здоровья, более низкие достижения в области образования, меньшую экономическую активность и более высокие показатели бедности по сравнению со вторыми. Одна из причин такого положения дел связана с барьерами, с которыми приходится сталкиваться инвалидам и которые препятствуют их доступу к услугам, которые для многих из нас являются привычными, такими, как здравоохранение, образование, занятость и транспорт, а также информация.

В 2011 году ВОЗ опубликовала Всемирный доклад об инвалидности [3], который предлагает практические шаги для всех заинтересованных в решении проблем, связанных с инвалидностью, сторон по созданию благоприятной окружающей среды, развитию реабилитационных и вспомогательных услуг, обеспечению социальной поддержки, разработке инклюзивных мер и обеспечению применения стандартов и законодательных актов в интересах инвалидов и всего общества в целом. По мнению представителей ВОЗ, в основе должна находиться концепция инклюзивного мира, в котором все представители общества должны иметь возможность вести здоровую, комфортную и достойную жизнь.

Инвалидность является одной из составляющих человеческого существования. Нельзя ошибиться, если сказать, что почти каждый человек в течение жизни может иметь временные или постоянные нарушения. При этом люди старшего возраста с течением времени испытывают все бόльшие трудности с функционированием. Инвалидность — это сложное явление, которое несет разные типа ущерба. Меры вмешательства по преодолению обусловленного инвалидностью ущерба должны носить комплексный и системный характер, быть вариативными в зависимости от конкретных условий.

Цель «Конвенции о правах инвалидов» (КПИ), принятой Организацией Объединенных Наций (ООН) в 2006 году, состоит «в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства» [6]. Это и сказанное выше в настоящее время определяет актуальность поднятой темы.

Ниже дадим определение понятию «инвалид», используемому в России. Согласно ст. 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [15]. При этом ограничение жизнедеятельности понимается как полная или частичная утрата инвалидом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности инвалидам устанавливается группа инвалидности (от первой, самой тяжелой, до третьей), а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Предлагаем рассмотреть вопросы, касающиеся рынка труда для инвалидов. Как государство защищает права данной категории граждан? Обязует ли предприятия создавать рабочие места для граждан с ОВЗ, в частности с инвалидностью? Да, согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в РФ», государство обязует предприятия создавать и предоставлять рабочие места для инвалидов, то есть создавать условия труда с учетом индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА) инвалидов, предоставлять информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Однако, на деле все не так радужно. Порой, а вернее зачастую, работодателю легче заплатить штраф за отказ в создании рабочего места для инвалида, чем взять на себя ответственность за работника с инвалидностью и/или ОВЗ и трудоустраивать его. Есть такие работодатели, которые формально создают рабочее место для инвалида, но на работу лиц указанной категории не принимают, оставляя это место постоянно вакантным. Вроде все и хорошо — закон не нарушен, но число трудоустроенных инвалидов не увеличилось. Со стороны работодателя происходит полнейшая дискриминация инвалидов в вопросах их трудоустройства, так как, будучи здоровым человеком, работодатель уверен, что инвалид не способен к полноценному труду и, работая в его компании, принесет много проблем.

Также стоит отметить, что в Российской Федерации инвалиды могут обращаться в государственную службу занятости населения, которая занимается занятостью граждан. Сотрудникам указанной службы необходимо, конечно, помнить, что у граждан с инвалидностью и/или ОВЗ есть ряд психологических факторов, и на основе ограниченных особенностей психики, физических возможностей подбирать вакансии.

К вопросу решения проблемы безработицы инвалидов нужно подходить совокупно. Лица исследуемой категории должны иметь возможность добираться до работы, иметь средства передвижения по городу. Для инвалидов должна быть доступной программа переквалификации, так как человек мог закончить высшее или среднее учебное заведение, получить специальность, но в силу определенных обстоятельств не может работать в своей профессии. Государство и общество просто не имеют морального права быть равнодушными к проблемам инвалидов. Основные проблемы инвалидов в обществе — психологические, социально-бытовые и проблемы трудоустройства. Если понаблюдать некоторое время за поведением человека с ограниченными возможностями здоровья, то станет совершенно очевидным, что граждане этой категории испытывают трудности при передвижении по городу из-за отсутствия удобной инфраструктуры, боятся дискриминации в обществе, боятся быть не понятыми в коллективе. Решив эти проблемы, государство и общество окажут огромную помощь инвалидам в адаптации.

Немаловажный аспект проблемы трудоустройства инвалидов — это специфика их заболеваний. Например, инвалиды первой группы могут работать только дома, в то время как лица третьей группы инвалидности могут работать в обычных условиях. Недопустимо оставлять инвалидов за пределами нашего изменяющегося мира. В зависимости от характера заболевания инвалидов целесообразно и необходимо подбирать определенные особенности видов труда.

Если провести исследования в области трудоустройства граждан с ОВЗ, то, используя полученную информацию, возможно проводить работу не только с обществом в целом, но и отдельно с руководителями организаций и предприятий. По данным Росстата за 2021 год, 93,2 % инвалидов не могут работать по состоянию своего здоровья, 5,9 % испытывают проблемы с поиском работы и 1 % по семейным обстоятельствам. Каждому третьему инвалиду не нравится его работа из-за низкой заработной платы, большой физической нагрузки, неудобной организации рабочего пространства, повышенной физической нагрузки и проблем с коллективом. А ведь часть этих проблем возможно решить с помощью социальной рекламы, помощи волонтеров, позитивных примеров уже работающих инвалидов.

Тут хотелось бы остановиться на одном примере. Именно в момент написания этой статьи в одну из российских компаний по вопросу трудоустройства обратился молодой человек. После процедуры оформления молодой человек вышел на работу. К концу рабочего дня один из руководителей заметил, что парень что-то недослышит, не всегда реагирует на звук. С молодым человеком была проведена беседа, в ходе которой выяснилось, что он слабослышащий и вышел на работу без слуховых аппаратов из-за боязни, что ему будет отказано в работе, что уже неоднократно происходило в его жизни. И, как он сам рассказал, к его великому удивлению, его не уволили, а просто попросили приходить на работу с заряженными аппаратами и запасными батарейками, чтобы он мог полноценно оценивать обстановку вокруг себя. Сотрудники компании с пониманием отнеслись к проблеме, и сейчас молодой человек бегом бежит на работу и добросовестно выполняет свои обязанности. Это пример адекватного отношения к инвалиду как руководителя компании, так и коллектива в целом.

Государству необходимо проводить работу с потенциальными работодателями, например, материально их стимулировать. Помогать инвалидам профессионально переобучаться, адаптироваться в социальной и трудовой среде. Инвалиды — борцы за полноценное развитие. Остается лишь помочь им в этом обществу и государству. В свою очередь, увеличение количества трудоспособных граждан поможет решить социально-экономические проблемы государства. Ведь для большинства инвалидов изоляция от общества излишня, и при минимальной помощи они могут вносить свой вклад в жизнь общества. Государство работает над этой проблемой, и уже сейчас, благодаря государственным программам, общественные стереотипы об инвалидах претерпевают изменения.

По оценкам ВОЗ за 2010 год, более миллиарда человек в мире (около 15 % населения мира) живут с какой-либо формой инвалидности. Это более высокий показатель, чем предыдущая оценка, выполненная Всемирной организацией здравоохранения в 1970-х годах и составлявшая 10 % [3].

По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, в России более 8,2 % населения — это люди, которым официально присвоен статус инвалида. Казалось бы, маленький процент. Однако, проблема людей с инвалидностью затрагивает почти каждую четвертую семью, это примерно 23 %. Но если перейти от процентного соотношения к численности, то вырисовывается совершенно иная картина. Количество людей с инвалидностью, проживающих в России, составляет более 12 млн человек, из них 3,5 млн человек — это инвалиды в трудоспособном возрасте. При этом, только четверть из них работают. А есть ли у этих людей право на труд? О проблемах краем уха слышали очень многие, но мало тех, кто придает этому значение. Чаще всего можно услышать: «Ну со мной этого не случится».

На рис. 2 представлена информация об общей численности инвалидов в России за 2017–2022 гг., основанная на данных Федерального реестра инвалидов [13]. При этом, стоит отметить, что по состоянию на начало 2021 года доля работающих инвалидов, находящихся в трудоспособном возрасте, составляет 26,33 % (1,013 млн человек), а неработающих — 73,67 % (2,834 млн человек).

Общая численность инвалидов в России [13]

Рис. 2. Общая численность инвалидов в России [13]

По состоянию на начало 2022 года, по оценкам Росстата, Россия занимает девятое место в мире по численности населения, которая равна 145 478 097 постоянных жителей. На начало августа 2022 года в России насчитывается более 10 миллионов инвалидов, из которых 1,1 млн — это инвалиды первой группы и примерно 5,3 млн и 4,6 млн — второй и третьей (рис. 3).

Количество инвалидов первой, второй и третьей групп [14]

Рис. 3. Количество инвалидов первой, второй и третьей групп [14]

Не стоит забывать, что помимо инвалидности по общим заболевания существует инвалидность из-за трудового увечья, профессионального заболевания, военной травмы. Государство и общество не имеют морального права отвернуться от граждан с ОВЗ, от тех, кто стал инвалидом, исполняя свой военный долг или работая на производстве. На рис. 4 и 5 представлена информация о причинах инвалидности и возрасте инвалидов за 2019 год (по данным Пенсионного фонда Российской Федерации).

Инвалиды — это граждане, которые требуют особой защищенности со стороны общества в силу того, что они утратили физические, умственные или психологические способности к жизнедеятельности. Эти люди наделены статусом «инвалид». Но эти люди имеют такие же права, как и обычные люди, и одно из этих прав — право на труд, что закреплено в ст. 37 Конституции Российской Федерации.

Причины инвалидности (данные 2019 года) [10]

Рис. 4. Причины инвалидности (данные 2019 года) [10]

Возраст инвалидов (данные 2019 года) [10]

Рис. 5. Возраст инвалидов (данные 2019 года) [10]

По данным Пенсионного фонда Российской Федерации за 2019 год, 3,5 млн инвалидов находятся в трудоспособном возрасте, при этом 0,9 млн из них работают (то есть 26,6 %), а 2,6 млн — не работают (73,4 %). На рис. 6 приведены данные о распределении работающих и неработающих инвалидов по группам инвалидности.

Распределение работающих и неработающих инвалидов по группам инвалидности [13]

Рис. 6. Распределение работающих и неработающих инвалидов по группам инвалидности [13]

Трудоустройство инвалидов является ведущим инструментом создания общества равных возможностей. В России основными препятствиями для трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья выступают несовершенство мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности этой группы на рынке труда, предусмотренных законодательством, низкий престиж рабочих мест, на которые могут претендовать инвалиды, незаинтересованность работодателей в приеме их на работу [17].

Внимание российских исследователей сосредоточено в основном на определении эффективности государственных мер по трудоустройству инвалидов, на оценке экономического ущерба вследствие инвалидности, выявлении потребности инвалидов в трудоустройстве [16]. Выделяют следующие препятствия для трудоустройства инвалидов:

– средовые барьеры (неподходящая инфраструктура населенных пунктов, неприспособленность транспорта, несоблюдение универсального дизайна помещений и путей передвижения);

– низкий профессионально-квалификационный статус инвалидов;

– несовершенство инструментов трудоустройства инвалидов;

– отсутствие внешних (экономических) стимулов для трудоустройства: заработная плата инвалидов ниже, чем у других работников;

– отсутствие внутренних (психологических) стимулов для трудоустройства;

– дискриминация со стороны работодателей.

Отмечается также отрицательное влияние на трудоустройство инвалидов сложностей с получением образования, негативных социальных установок, стереотипов в отношении к инвалидам [8].

Какие меры на законодательном уровне можно предпринять, чтобы изменить сложившуюся ситуацию? Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в ст. 20 изложен ряд мероприятий, направленный на обеспечение занятости граждан с ОВЗ. Это:

– установление квот для приема на работу инвалидов и минимального количества рабочих мест для них, которое должно быть установлено в организациях не зависимо от форм собственности и организационно-правовых норм;

– резервирование по специализациям рабочих мест, подходящим для людей с ОВЗ;

– мотивация создания предприятиями и организациями дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;

– оптимизация условий труда с учетом их ИПРА инвалидов;

– наработка условий, способствующих предпринимательской деятельности инвалидов;

– интегрированное обучение инвалидов новым профессиям и специальностям.

Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в соответствии с указанным выше федеральным законом, является обязательным для всех предприятий со среднесписочной численностью работников более 100 человек. Число квотируемых рабочих мест должно составлять 2–4 % от общего количества рабочих мест на предприятии.

Квотирование как инструмент повышения конкурентоспособности инвалидов на рынке труда остается недостаточно эффективным. В России в период 2008–2014 гг. наблюдается неблагоприятный тренд: численность инвалидов, трудоустроенных на квотируемые места, снизилась в 2,3 раза [17].

Регионы, наряду с квотированием рабочих мест для людей с ОВЗ, содействуют трудоустройству инвалидов посредством профориентации и поддержки психолога [8]. Если подвергнуть анализу сферу защиты прав инвалидов на труд в системе регионального законодательства, то достаточно ярко вырисовываются следующие недостатки:

– в некоторых регионах полностью отсутствуют собственные законы, направленные на установление квот для трудоустройства инвалидов;

– отсутствие налаженности установления квоты и прописанного порядка предоставления узконаправленных рабочих мест;

– оставляет желать лучшего и порядок осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства в области регистрации инвалидов в качестве безработных;

– нештатность мер экономического стимулирования предприятий-работодателей к созданию и сохранению рабочих мест для граждан с ОВЗ.

Другой мерой, призванной повысить участие инвалидов в экономической жизни, является резервирование рабочих мест по профессиям, рекомендованным для трудоустройства инвалидов.

Необходимо отметить, что в настоящее время проблема профессиональной подготовки и переподготовки инвалидов приобретает высокую актуальность. Несоответствие характера выполняемой работы полученной специальности может быть следствием дефицита рабочих мест по профессиям, рекомендованным для инвалидов. Устранить данную проблему способна система профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

В российском законодательстве формально предусмотрен ряд мер, направленных на принуждение работодателей к приему на работу людей с рабочей группой инвалидности. К числу таких мер относятся штрафы за невыполнение квот, за непредоставление качественной отчетности о вакансиях для людей с ограниченными возможностями здоровья, за несоответствие условий труда инвалидов требованиям их индивидуальной программы реабилитации. Обилие карательных мер, тем не менее, не приводит к эффективному решению проблемы трудоустройства инвалидов. В тех редких случаях, когда инвалид все же получает работу, он сталкивается со следующим пластом проблем: неподходящими условиями труда, негативным отношением коллег, предубежденностью работодателя и, наконец, низкой оплатой труда вследствие сокращенного рабочего дня, отсутствия премиальных выплат, из-за продолжительных периодов нетрудоспособности, необходимых для лечения. Инвалид с точки зрения работодателей — наихудший тип работника, поскольку его обучение и обеспечение комфортных условий труда требуют огромных усилий и затрат, которые не окупаются за счет предоставления предприятию налоговых льгот и компенсаций со стороны государства.

Мешают трудоустройству инвалидов и такие факторы, как:

– необходимость вкладывать собственные средства в создание специальных рабочих мест;

– повышенная ответственность работодателя за режим и условия труда инвалида;

– невозможность предоставлять инвалидам места на предприятиях, работающих посменно, в связи с противопоказанием такого графика для инвалидов законодательством;

– наличие вредных условий труда, неприемлемых для инвалидов;

– запрет предприятиям, являющимся региональными филиалами (подразделениями), менять организационную структуру для обеспечения выполнения квотирования [9].

Влияние перечисленных факторов может быть сглажено при условии реализации грамотной государственной политики в сфере содействия занятости инвалидов. Критерии эффективности такой политики должны включать не только формальные показатели работы центров занятости населения, но и оценку экономического эффекта от трудоустройства инвалидов в территориальном и отраслевом разрезе, а также в разрезе групп инвалидности.

Достаточно много предприятий, где в числе сотрудников есть инвалиды, но помимо создания комфортных условий для гражданина, наделенного таким статусом, организация обязана выполнять ряд других обязанностей. В штате появился сотрудник, имеющий инвалидность. Первые вопросы возникают у работников отдела кадров: как правильно заключить с ним договор, какие предоставить льготы, как начислять заработную плату и как платить налоги и страховые взносы. Появляются ли у работодателя дополнительные обязанности и права? Во-первых, необходимо знать, что работодатель, у которого на предприятии или в организации работают лица с ОВЗ, имеет льготы по налогам и взносам. Региональные и местные программы субсидируют организацию рабочих мест для инвалидов. Как говорилось ранее, предусмотрено квотирование, то есть резервирование определенного числа рабочих мест для трудоустройства определенных категорий лиц.

Конечно, каждый работодатель обязан создать для каждого инвалида те условия труда, которые предусмотрены его индивидуальной программой реабилитации и абилитации (ИПРА). Рабочее место должно быть оборудовано таким образом, чтобы не мешать выполнять работу другим сотрудникам, с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности. Для инвалидов 1 и 2 групп предусмотрен сокращенный рабочий день или смена с сохранением при этом полной оплаты труда.

Конечно же инвалидность не является основанием для отстранения от работы. Но условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающие гигиенические нормативы и оказывающие неблагоприятное воздействие на организм, противопоказаны для трудоустройства инвалидов.

Не станем останавливаться на вопросах охраны труда инвалидов, поскольку они в достаточной мере изложены в законодательных актах и нормативных правовых документах. Следует отметить, что, если на предприятии или в организации работает даже один инвалид или гражданин с ОВЗ, работодатель обязан изучить ряд нормативных актов, в частности Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», где в статье 23 изложены условия труда инвалидов. Рабочее место инвалида должно быть оборудовано с учетом нарушенных функций и ограничений его жизнедеятельности, а также обеспечить гарантии охраны труда инвалидов в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Нельзя не уделить внимания и психологическим аспектам, связанным с трудоустройством инвалидов. Общество все еще мыслит стереотипно: люди что-то могут и чего-то не могут делать. Ведь только часть заболеваний приковывает человека к постели и требует постоянного ухода за ним. Основная масса травм и заболеваний ничего не меняет в обыденной жизни человека, не избавляет его от желания работать и быть полноправным членом общества. Инвалиды, граждане с ОВЗ хотят развиваться, быть компетентными, эффективными и достигать поставленных целей и делать выбор в своей жизни. Есть категория инвалидов, для которых более комфортна работа дома, при которой они испытывают меньше стресса. А кто-то не может находиться дома и желает выйти на работу в офис. Общество обязано признать, что у инвалидов и граждан с ОВЗ, как и у всех остальных людей, есть свои карьерные цели, стремления и желания. Сложно не обратить внимание на тот факт, что все больше организаций и предприятий оснащаются специальными пандусами, и встретить инвалидов теперь все чаще можно не только в больнице и поликлинике, но и работающими в офисах.

Ломайте стереотипы! Гордитесь тем, что избавляетесь от устоявшегося негативного отношения к инвалидам, привычного ранее. Однако, психологическая адаптация инвалида в обществе имеет свои сложности. Самый частый аргумент в дискуссиях — инвалиды не могут работать так же хорошо, как их здоровые коллеги. Конечно, инвалид не сможет работать на разгрузке товаров, стоять у станка. Однако примерно 25–30 % инвалидов абсолютно полноценно работают в определенных видах трудовой деятельности. Каждый второй из нас регулярно заказывает товары народного потребления, продукты питания через интернет, не задумываясь при этом, кто именно отвечает ему на звонок — и мужчина в инвалидной коляске, и юноша со сниженным зрением — оба могут выполнять на «отлично» эту работу. Обустройте место работы инвалиду, и вы получите максимальную отдачу, порой даже лучше, чем от его здоровых коллег.

Второй аргумент адаптации — не будет ли инвалиду сложно осваивать новые навыки и области деятельности. В этой части существуют гендерные различия: женщины-инвалиды адаптируются быстрее, чем мужчины. Стоит дать небольшую фору инвалиду на старте его работы, и принятые в компании объемы работ, он будет выполнять без задержек. Безусловно, трудоустройство инвалида сопряжено со снижением квалификации и сложностями подбора соответствующей их возможностям работы. Тут часто работодатель задумывается — а сможет ли он обеспечить инвалиду условия на рабочем месте, ведь ему может потребоваться дополнительное количество перерывов, определенный режим труда и отдыха. А это часто вызывает возмущение коллектива, считающего все это «поблажками». Решить этот вопрос довольно просто — заранее прояснять подобные нюансы коллективу. Задумайтесь над тем, что доход инвалидов с трудом удовлетворяет их нужды, и сохранять для них работу более чем важно. Найти работу инвалиду достаточно сложно, и они терпят порой прессинг со стороны коллектива, лишь бы не оказаться перед вопросом необходимости поиска новой работы.

Не стоит скрывать и тот факт, что работодатель опасается проблем в отношениях инвалида с коллегами из-за особенностей его личности. Часто стрессоустойчивость у инвалидов снижена из-за сложностей, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно. Для большинства людей образ инвалида — это страдающий, неполноценный и лишенный возможностей человек. Но этот социальный вакуум, как правило, временный. Оформляя на работу инвалида, стоит собрать сотрудников и поговорить о доброжелательном отношении к новому сослуживцу в целях его скорейшей адаптации. Пройдет минимальный промежуток времени, и инвалид будет выполнять свои рабочие обязанности наравне со всеми.

Существует и вопрос психологической готовности инвалидов к трудовой деятельности. Поговорим о комплексе взаимосвязанных факторов, объективно и субъективно препятствующих решению проблемы трудовой занятости инвалидов и граждан с ОВЗ [18].

Объективные факторы — это отсутствие самих рабочих мест, отсутствие необходимой информации для работодателя и самого инвалида, отсутствие адаптации рабочего места, неэффективность квотирования рабочих мест. Остро стоит вопрос отсутствия транспорта, которым инвалид мог бы добираться до работы. Да и сам процесс трудоустройства инвалидов оставляет желать лучшего. Мало результативными являются меры, принимаемые службами занятости и социальной защиты, а целевые программы не приводят к улучшению сложившейся неблагоприятной ситуации, так как в них не учтены не только интересы инвалидов, но и самих работодателей.

Субъективные факторы касаются как работодателей, так и сотрудников компаний и организаций, которые боятся брать на работу инвалидов, считая их людьми «второго» сорта. Но это лишь внешние субъективные факторы. Есть еще и личностные (внутренние) субъективные факторы: инвалиды часто сами опасаются устраиваться на работу из-за боязни снижения группы инвалидности или ее снятия и, вследствие этого, потери льгот. Некоторые не верят в свои силы, имеют низкую самооценку и не имеют целевых мотиваций. Не менее важны и семейные отношения инвалида. В каких-то случаях семейные отношения купируют намерение инвалида работать, а в каких-то побуждают его к этому. Так же следует отметить и отсутствие образовательных программ, учитывающих специфику заболевания того или иного инвалида. Ну и конечно же меньшая заработная плата по сравнению с другими работниками, что снижает мотивацию труда инвалидов.

Понимая всю сложность процесса трудоустройства, многие инвалиды просто отказываются от поиска работы, теряют надежду на получение помощи от государства и общества, замыкаются в себе. А ведь готовность инвалидов к труду дает им реализовывать свой личностный потенциал, повышает качество их жизни.

Люди часто проходят мимо инвалидов, не задумываясь о необходимости соблюдения общепризнанных нравственно-правовых принципов общения: уважительности, гуманности, вежливости, неразглашения медицинской тайны, конфиденциальности, невмешательстве в сферу личной жизни. А ведь каждый из нас хочет, чтобы окружающие относились к нам с учетом индивидуального подхода. Так чем же инвалиды отличаются от обычных граждан? Они такие же люди. Всего лишь на секунду задумайтесь над тем, почему этот человек оказался в инвалидном кресле, слепым, глухим? Может быть, всего месяц назад он имел обычную работу в обычном коллективе.

Такая малость — уважать другого, а ведь правила общения существуют во всех сферах нашей жизнедеятельности. Придерживаясь определенных правил в общении с инвалидом или человеком с ОВЗ, несомненно можно достичь не только мастерства успешного ведения беседы, но и разрушить невидимый барьер, который порой мешает инвалидам адаптироваться.

Если у инвалида есть сопровождающий? То при разговоре с ним обращайтесь именно к нему, а не к сопровождающему лицу. Пожмите ему руку, даже если ему тяжело это дается. Если рядом находится плохо видящий человек, то представьте ему присутствующих при разговоре. Если человеку сложно говорить, постарайтесь слушать его более внимательно, будьте терпеливы, не поправляйте и не перебивайте его.

Если общаетесь с инвалидом с двигательными нарушениями, помните, что трость, костыли, кресло-коляска — это его собственность. Прежде чем что-то переставить, получите у него на это разрешение. Спросите нужна ли помощь инвалиду, и лишь получив утвердительный ответ, помогите ему.

При общении с человеком с сенсорными нарушениями постарайтесь найти менее шумное место, смотрите ему в глаза, так как многие люди с нарушением слуха считывают с губ. Говорите четко, разборчиво.

Общаясь с незрячим человеком, сначала коснитесь его рукой, назовите его по имени или имени и отчеству, представьтесь сами. Обращайтесь именно к этому человеку, а не к его сопровождающему. Поговорив, проведите его к ориентиру, не оставляйте на открытом пространстве.

Также нельзя игнорировать людей, которым тяжело говорить. Сложности в произношении не означают, что человек глухой. Не пытайтесь ускорять разговор, задавайте вопросы таким образом, чтобы человеку было возможно ответить на них односложно. Если что-то не разобрали из сказанного, вежливо попросите повторить, не перебивайте и не поправляйте его.

Для инвалидов с когнитивными нарушениями важен визуальный контакт, проявление терпения и такта. Спокойно спросите, чем можете помочь ему, не используйте длинных фраз и образных выражений. Будьте готовы повторить несколько раз сказанное, слушайте внимательно, если не располагаете достаточным временем, извинитесь и договоритесь об общении в другое время.

Немного о том, почему инвалидам трудно начать работать, полноценно жить. Предубеждения работодателей и доступная среда — это всего лишь малая часть проблемы трудоустройства инвалидов. Зачастую главным фактором является пассивность самих людей с ОВЗ. Представьте себе ситуацию: человек жил обычной обыденной жизнью и в один момент его «как будто сбивает поезд». Молния, и все, что было до нее, перестает существовать. Одни замыкаются в себе, другие окунаются в процесс реабилитации, не замечая ничего и никого вокруг себя. А вот тех, кто старается и стремится жить, выжимает из себя все силы и соки, чтобы оставаться нужным обществу, таких мало, действительно очень мало. И причин у такого явления несколько. Прежде всего, неуверенность в самом себе, благодаря которой человек даже не делает попыток найти работу, приобрести новые навыки. Кто-то впадает в депрессию, порождающую уныние и отсутствие силы воли, когда человек просто плывет по течению, убеждая себя в том, что у него все хорошо и, возможно, в следующем году или через год он что-то постарается изменить и сделать. Есть и такие, которые «попадают в ловушку» четырех стен — сидят дома, где все привычно, удобно, под рукой. Человек просто погружается в безвременье, когда можно заснуть под утро, проснуться вечером. При этом инвалид не задумывается, что настанет момент, когда родственников не будет рядом, когда придется самому себе покупать и готовить еду. Также не маловажен момент участия в судьбе человека с ОВЗ «добрых родственников», ставящих инвалида в полную зависимость от себя, обращающихся с ним как с маленьким ребенком, считая, что этим они уберегут когда-то здорового человека, утратившего какие-то функции, от негативных факторов. Малая мобильность также является причиной нежелания работать. Ужасно подумать, что инвалид может проживать на 4–5 этаже пятиэтажного дома, не имеющего лифта, и, как следствие, не способного самостоятельно преодолеть расстояние до работы. Останавливает инвалида от желания работать и предвзятое отношение к нему — когда вокруг считают, что он не способен справиться с какой-либо поставленной задачей. Поняв все это и преодолев себя, инвалид может стать частью общества, в котором не будет ощущать свою ненужность.

Для организации помощи инвалидам в адаптации необходимо обращаться не только к исследованиям российских ученых, но и грамотно применять зарубежный опыт, что позволит эффективно решать проблему трудоустройства людей с ОВЗ в более широком масштабе.

Достаточно широкий круг лиц делает акцент на наличие дискриминации в сфере занятости людей с инвалидностью. И это не только в России, но и во многих других странах. За последние десятилетия было создано множество специальных программ, направленных на разрешение сложившейся дискриминационной ситуации. Они реализуются, но все же в недостаточной мере, с целью включения инвалидов в производственную деятельность. Во многих странах Евросоюза существует система квотирования для инвалидов определенного числа рабочих мест на предприятиях. В США, Великобритании, странах Скандинавии, Канаде нет системы квот для инвалидов, но в то же время от работодателей там требуют позитивного отношения к приему на работу граждан с ОВЗ, уделяют особое значение оснащению рабочих мест [12].

Рассмотрим, как за рубежом трудоустраивают инвалидов. В Финляндии, например, в рамках законов по социальному обеспечению инвалидов действует антидискриминационное руководство, включенные в законодательство по социальной защите антидискриминационные положения являются слишком размытыми и ограниченными сферами государственного трудоустройства или государственного образования. Бόльщая часть законов делает акцент в основном на предоставлении и улучшении социальных услуг, но не антидискриминационного пользования правами. Ушли в бытие времена, когда инвалиды получали пенсии и пособия и особо не стремились найти работу, так как заработные платы были зачастую ниже, чем получаемые пособия. Это своего рода «ловушка пособий», некий страх перед отсутствием возможности заново обратиться за пособием. Недавно было принято пенсионное законодательство, которое сделало более простым путь к приостановлению и возвращению пенсий и пособий на время поиска работы и ее завершения. Предложение по возможному изменению социальных выплат включает в себя предотвращение ситуаций, при которых молодые люди начинают получать пенсии, в то время как доступны рабочие места и работодатели могут оплатить полную не субсидированную заработную плату сотруднику-инвалиду.

Интересен опыт Франции, где инвалиды могут принимать участие одновременно и в общих программах для людей, долгое время находящихся без работы, и в обучающих курсах специализированных институтах. Одновременно действуют две программы профессионального обучения на рабочем месте: ЦПР (Центр подготовки работников) или ЦПС (Центр подготовки специалистов). Деятельность этих организаций софинансируется со стороны Ассоциации по управлению Фондом социализации инвалидов.

В Германии, например, задача профессионального обучения инвалида состоит в его обучение по одной из общепризнанных специальностей. По возможности этот процесс стараются проводить на предприятии непосредственно рядом с обычными сотрудниками. Для людей с малоумием это может быть вариантом в том случае, если им не требуется дополнительная поддержка или она не предоставляется (например, поддерживаемая занятость).

В Ирландии национальная программа по поддерживаемой занятости инвалидов финансируется из средств Национального плана развития и поддерживается FAS. В стране были созданы 24 консорциума разных по типу организаций. Услуги, предоставляемые консорциумами, включают в себя поддержку консультанта по трудоустройству для вовлечения в работу на открытом рынке труда.

В Италии интеграцию инвалидов поддерживают федеральное и региональное законодательства. Граждане с ОВЗ регистрируются для оценки их состояния в местном отделении ASL, после чего определяется конкретный потенциал для работы каждого соискателя. Согласно этому потенциалу человек затем регистрируется в подходящем листе ожидания работы (один на каждую провинцию). Существует ряд программ по обучению поддержке на рабочем месте, которые могут помочь интеграции инвалидов в рынок труда. Что касается субсидированной занятости, в законе предусмотрен ежегодный бюджет для компенсации налогов, уплаченных работодателем за инвалида.

В Великобритании для инвалидов предусмотрено законодательно несколько путей трудоустройства. Можно направиться в организацию JobCentrePlus, куда обращаются все инвалиды для поиска работы и получения пособий для соискателей, после чего гражданин будет направлен к специалисту — советнику по вопросам занятости инвалидов, который поможет ему разработать план дальнейших действий. Далее могут быть приглашены региональные эксперты для проведения более тщательного анализа состояния соискателя. Это физиотерапевты, трудотерапевты, системные администраторы, специалисты по поддержке и адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья. Советники по вопросам трудоустройства инвалидов проведут оценку и разработают план действий с человеком, для этого в их распоряжении есть ряд схем.

Новые возможности для лиц с ОВЗ обеспечивает программа, реализуемая брокерами по трудоустройству. Инвалиды могут напрямую обращаться в данную программу. Эта программа реализуется рядом волонтерских, государственных и частных организаций на основе контракта с JobCentrePlus. Услуга предполагает интенсивную поддержку по планированию и решению проблем людей при поиске работы.

Достаточно успешно действует центральная программа по субсидированной занятости — WORKSTEP, финансируемая правительством, которая направленная на предоставление работы людям с комплексной инвалидностью, которые впоследствии могут принять участие в неподдерживаемой занятости. WORKSTEP также предлагает возможность поддерживаемой занятости через 200 организаций, при этом люди направляются на работу в различные компании. Ранее это достигалось в основном за счет предоставления работодателю субсидии на заработную плату, уровень которой определялся в соответствии с продуктивностью работы инвалида. Финансирование в рамках программы WORKSTEP в настоящее время может быть использовано для получения других услуг по поиску долгосрочной занятости на открытом рынке труда, включая оплату услуг консультантов по трудоустройству, кураторства и обучения на рабочих местах.

В Великобритании при социальных службах существуют специальные службы по найму инвалидов на работу, оказывается помощь в поисках работы, выделяется пособие для оплаты специального транспорта, обеспечивается рабочее место клиента необходимым оборудованием. Учреждения, которые принимают на работу инвалидов, получают месячное пособие для приобретения специальной техники (инвалидных колясок, лифтов для инвалидов). Инвалиды с тяжелыми заболеваниями могут выполнять работу на дому, и для этого им устанавливается специальное компьютерное оборудование. Для людей с полной или частичной потерей зрения выдается пособие для оплаты услуг чтеца (человека, который ему читает).

Во многих странах, в частности в странах Европейского союза, последнее время реализуется достаточно большое количество различных программ, которые призваны помочь интеграции инвалидов в трудовую жизнь общества. При этом данные программы способны быстро и гибко трансформироваться в зависимости от происходящих изменений. Эти программы направлены на создание условий для продления общественно полезной деятельности лиц с ОВЗ.

Если система трудовой интеграции и реабилитации инвалидов правильно организована и при ее построении был использован комплексный критерий, то такая программа создает все необходимые условия и возможности для развития и использования остаточной трудоспособности в общественно-полезном труде и др. В развитых странах степень трудовой активности инвалидов достигает 50 % от их общего числа, а не от числа трудоспособных инвалидов. В России то же соотношение равно 8,4 %, а среди инвалидов трудоспособного возраста число инвалидов, имеющих трудовую рекомендацию 62 % [1].

Основными препятствиями для трудоустройства инвалидов в современной России являются:

– несовершенство рынка труда;

– недостаток рабочих мест, допускающих гибкий график и режим работы;

– отсутствие эффективной системы стимулирования работодателей к созданию рабочих мест для инвалидов и др.

Можно выделить несколько ключевых направлений действий в целях повышения конкурентоспособности инвалидов на рынке труда:

  1. Совершенствование механизмов контроля квотирования и резервирования рабочих мест. В частности, необходимо предоставить работодателям альтернативные возможности реализации требований по квотированию и созданию специальных рабочих мест для инвалидов.
  2. Разработка и принятие дополнительных мер экономического стимулирования работодателей к трудоустройству инвалидов.
  3. Проведение аттестации рабочих мест инвалидов на специализированных предприятиях и предприятиях общего типа по видам экономической деятельности. Разработка системы оценки условий труда работающих инвалидов. Расчет примерной стоимости создания для инвалидов различных типов рабочих мест по видам экономической деятельности.
  4. Формирование во всех субъектах Российской Федерации реестра безработных инвалидов, а также родителей, воспитывающих детей-инвалидов.
  5. Разработка и принятие локальных нормативно-правовых актов, целевых программ, регулирующих работу органов власти по содействию трудоустройству инвалидов.
  6. Ведение регионального и федерального мониторинга потребности инвалидов в трудоустройстве в разрезе групп инвалидности, видов ограничения жизнедеятельности, уровня образования, отраслей экономики и профессиональных групп.
  7. Расширение спектра направлений профессиональной подготовки инвалидов с учетом потребностей регионального и местного рынка труда, в том числе за счет привлечения средств потенциальных работодателей. Так, средства, уплаченные работодателем за обучение инвалида, могут быть зачтены как часть суммы налоговых выплат или как выполненное обязательство по квотированию рабочих мест для инвалидов.

В заключении хотелось бы сделать акцент на необходимости устранения поведенческих, физических, финансовых «барьеров» на пути людей с ОВЗ к успеху. Ведь заняться преодолением этих барьеров в наших силах, в силах нашего государства и общества. Люди с инвалидностью обладают огромным потенциалом и способны инвестировать достаточный объем своих знаний, и опыта в жизнь общества. Давайте вместе дадим возможность инвалидам проявить себя, предоставив им полный доступ к здравоохранению, реабилитации, поддержке, образованию и занятости. Определенные действия на местном, национальном, международном уровнях станут инструментом для тех, кто занимается проблемами инвалидов, и совершат поворот к инклюзии инвалидов в жизнь общества.

Как сказал профессор Стивен У. Хокинг, инвалидность не должна быть препятствием на пути к успеху [3]. Он же говорит о том, что, моральный долг человечества заключается в устранении барьеров на пути к участию инвалидов в жизни общества и инвестировании достаточного объема средств, знаний и опыта с целью раскрытия огромного потенциала людей с инвалидностью.

Литература:

  1. Абдулаева, З. З. Зарубежный опыт трудовой реабилитации инвалидов в целях содействия их занятости и возможности его адаптации к российской практике / З. З. Абдулаева, П. И. Магомедова. — Текст: электронный // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-trudovoy-reabilitatsii-invalidov-v-tselyah-sodeystviya-ih-zanyatosti-i-vozmozhnosti-ego-adaptatsii-k-rossiyskoy (дата обращения: 29.09.2022).
  2. Баринова, Г. В. Инвалидность как социальный феномен: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Баринова Галина Викторовна. — М., 2015. — 25 c. — Текст: непосредственный.
  3. Всемирный доклад об инвалидности. — Текст: электронный // Всемирная организация здравоохранения: [сайт]. — URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/70670/WHO_NMH_VIP_11.04_rus.pdf?sequence=7 (дата обращения: 25.09.2022).
  4. Гайбатова, К. Д. Юридическое значение инвалидности в российском законодательстве / К. Д. Гайбатова, М. А. Орцханова. — Текст: электронный // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. — 2017. — № 3. // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yuridicheskoe-znachenie-invalidnosti-v-rossiyskom-zakonodatelstve (дата обращения: 28.09.2022).
  5. Гурина, М. А. К вопросу о повышении уровня занятости лиц с инвалидностью в России / М. А. Гурина, А. Д. Моисеев, А. С. Шурупова. — Текст: электронный // Экономика труда. — 2019. — № 1. // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-povyshenii-urovnya-zanyatosti-lits-s-invalidnostyu-v-rossii (дата обращения: 29.09.2022).
  6. Конвенция о правах инвалидов. — Текст: электронный // Организация объединенных наций: [сайт]. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 27.09.2022).
  7. Конституция Российской Федерации. — Текст: электронный // Администрация Президента России: [сайт]. — URL: http://kremlin.ru/acts/constitution (дата обращения: 27.09.2022).
  8. Кузьминова, Т. В. Состояние государственной поддержки инвалидов в области занятости населения / Т. В. Кузьминова, И. С. Горлов, Е. В. Одинцова. — Текст: непосрдественный // Уровень жизни населения регионов России. — 2010. — № 7. — С. 59–68.
  9. Мерзлякова, И. М. Меры содействия трудоустройству людей с ограниченными возможностями здоровья / И. М. Мерзлякова. — Текст: непосредственный // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2015. — № 8 (58). — С. 140–144.
  10. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://mintrud.gov.ru/ (дата обращения: 30.09.2022).
  11. Омарова, К. А. Особенности и проблемы формирования рынка труда инвалидов / К. А. Омарова, З. А. Курбанова, А. А. Абакарова. — Текст: электронный // РППЭ. — 2020. — № 9 (119). // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-problemy-formirovaniya-rynka-truda-invalidov (дата обращения: 25.09.2022).
  12. Пряжникова, Е. Ю. Зарубежный опыт сопровождения трудоустройства с инвалидами / Е. Ю. Пряжникова. — Текст: электронный // Информационно-справочный ресурс «Мой ориентир» Министерства образования Московской области: [сайт]. — URL: http://www.мой-ориентир.рф/методический-кабинет/методические-разработки/публикации/zarubezhnyy-opyt-soprovozhdeniya-trudoustroystva-s-invalidami/ (дата обращения: 28.09.2022).
  13. Федеральная государственная информационная система Федеральный реестр инвалидов: [сайт]. — URL: https://sfri.ru/ (дата обращения: 20.09.2022).
  14. Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. — URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 22.09.2022).
  15. Федеральный закон № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения: 22.09.2022).
  16. Храпылина, Л. П. Социально-экономические аспекты эффективности трудоустройства и результативности труда инвалидов / Л. П. Храпылина. — Текст: непосрдественный // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. — 2013. — № 4. — С. 6–10.
  17. Шабунова, А. А. Актуальные проблемы трудоустройства инвалидов / А. А. Шабунова, Л. Н. Фахрадова. — Текст: непосредственный // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции прогноз. — 2016. —№ 6. — С. 126–142.
  18. Яковлев, В. В. Проблема психологической готовности инвалидов к трудовой деятельности и актуальность ее исследования на материале Рязанской области / В. В. Яковлев, А. И. Фролов. — Текст: непосредственный // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. — 2016. — № 3. // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-psihologicheskoy-gotovnosti-invalidov-k-trudovoy-deyatelnosti-i-aktualnost-ee-issledovaniya-na-materiale-ryazanskoy-oblasti (дата обращения: 28.09.2022).

Ключевые слова

инвалидность, доступная среда, инклюзия, социальная политика, инвалид, трудоустройство инвалидов, ограничение здоровья, охрана труда инвалидов