Использование результатов оценочных процедур для принятия управленческих решений по повышению эффективности работы школы в рамках реализации ФГОС | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 24. Педагогика

Опубликовано в

XLV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, октябрь 2022)

Дата публикации: 06.10.2022

Статья просмотрена: 86 раз

Библиографическое описание:

Житко, Е. А. Использование результатов оценочных процедур для принятия управленческих решений по повышению эффективности работы школы в рамках реализации ФГОС / Е. А. Житко. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 114-119. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/460/17456/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье автор анализирует внешние и внутренние процедуры оценки деятельности образовательной организации.

Ключевые слова: ФГОС, оценочные процедуры, управленческие решения

Актуальность проблемы: Модернизация современного образования, изменение требований к результатам образования школьников закономерно привели к потребности повышения уровня профессиональной компетентности педагогов. Целью государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» 2018–2025 г. является создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально-ориентированного развития Российской Федерации. Достижению этой цели способствует повышение профессиональной компетентности педагогов, что гарантирует качество образования школьников.

Цель работы : разработать и экспериментально проверить технологию использования результатов оценочных процедур для принятия управленческих решений по повышению эффективности работы школы в рамках реализации ФГОС

Задачи работы:

  1. На основе анализа нормативно-правовой базы, научной и методической литературы выделить основные направления деятельности образовательной организации и объекты для проведения комплексного анализа.
  2. Определить критерии, показатели и индикаторы оценивания выбранных объектов.
  3. Проанализировать внешние и внутренние процедуры оценки деятельности образовательной организации, информацию, предоставляемую в различные базы данных и выявить необходимую и достаточную информацию для проведения оценки и анализа, а также дефициты, для которых необходимо провести дополнительные оценочные процедуры.
  4. Разработать единые формы для проведения анализа на индивидуальном уровне, уровне групп и уровне образовательной организации.
  5. Разработать и апробировать алгоритм проведения комплексного анализа результатов оценочных процедур в образовательной организации.
  6. Разработать методические рекомендации по организации комплексного анализа результатов оценочных процедур и возможностям его использования для развития образовательной организации.

В настоящее время в Российской Федерации сложилась система оценки качества образования на федеральном уровне, включающая целый комплекс процедур оценки качества образования и государственной итоговой аттестации. На регулярной основе в течение последних лет проводятся:  всероссийские проверочные работы (ВПР);  единый государственный экзамен (ЕГЭ), основной государственный экзамен (ОГЭ), Региональные диагностические работы (РДР). Данные процедуры направлены на систематическую диагностику состояния системы общего образования, выявление проблем, принятие своевременных мер по их устранению и последующую оценку эффективности принятых мер для поступательного развития системы образования.

Ежегодно обучающиеся основной школы принимают участие в Региональных диагностических работах.

Диагностические метапредметные работы проводятся с целью определения уровня сформированности метапредметных (познавательных) умений и выявления характеристик, отражающих динамику формирования способов деятельности наиболее важных для учащихся основной школы.

Использование результатов РДР на уровне образовательной организации позволяет определить уровень подготовки обучающихся. В соответствии с выявленными тенденциями, принимать управленческие решения для совершенствования содержания образования через корректировку основных образовательных программ, а также для внутриорганизационного обучения через систему методической работы. На уровне профессиональных объединений педагогов анализ достижений и затруднений обучающихся будет способствовать оказанию своевременной педагогической поддержки как отдельным педагогам, так и группам педагогов с аналогичными затруднениями. С этой целью важно комплексное проведение методических мероприятий по рассмотрению наиболее сложных вопросов и обмена опытом по формированию планируемых результатов обучения, освоение которых вызвало у обучающихся затруднение.

В сентябре –октябре 2022 были проведены ВПР для обучающихся 5–9 классов. Главная особенность ВПР заключается в том, что она комплексно позволяет взглянуть на результаты образования: оцениваются не только достижения планируемых результатов по предметам, но и основные метапредметные результаты.

По итогам работы педагогам были даны следующие рекомендации:

1. Обратить внимание на типичные ошибки, их причины и возможные пути устранения.

2. Повысить персональную ответственность каждого учителя в результате работы по овладению учащимися УУД, определяемыми программой и образовательными стандартами по предмету.

3. Объективно оценивать работы учащихся, руководствуясь принятыми нормами оценивания.

4. Подготовить индивидуальные траектории развития для обучающихся, которые выполнили ВПР с очень низкими результатами, и для обучающихся, которые выполнили ВПР с достаточно высокими результатами. Особое внимание на обучающихся 5 и 9 классов.

Другой важный элемент системы оценки качества образования — государственная итоговая аттестация 9 и 11 классов.

Результаты ОГЭ и ЕГЭ являются основой для ежегодного анализа качества образования в разрезе общеобразовательных предметов в школе. В протоколах с результатами ОГЭ и ЕГЭ представлены индивидуальные предметные результаты, решаемость каждого задания, первичные и итоговые баллы. Все это подвергается всесторонней обработке и на основе формируется статистическая информацию по предметам, по темам.

Выбор выпускниками того или иного предмета позволяет определить профессиональную ориентацию выпускников.

Результаты школы сравниваем с показателями по району и области и РФ.

Также проводится исследование по сопоставлению текущего и внешнего оценивания. Статистика данных по этому направлению позволяет увидеть систему текущего оценивания учителя в рамках единых оценочных процедур. Выставляемые учителем триместровые, полугодовые, годовые оценки по предмету соотносятся с баллами ОГЭ и ЕГЭ.

Оценка качества образования вызывает у родителей много вопросов, их беспокоит то, как помочь собственному ребенку в период подготовки к ответственному испытанию. В нашей школе с целью вовлечения родителей в образовательный процесс проводятся общешкольные родительские собрания, родители принимают участие в ГИА, ВПР в качестве общественных наблюдателей. Вопросы мониторинговых исследований различного уровня рассматриваются на заседаниях Совета родителей.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что использование результатов оценочных процедур позволяет администрации школы:

— разработать и внедрить программы повышения эффективности преподавания и обучения, внести изменения в основную образовательную программу;

— определить «дефициты» деятельности и разработать соответствующие индивидуальные рекомендации для каждого педагога;

— выявить наименее подготовленных учащихся в целях предоставления им необходимой помощи;

— оказать соответствующую ресурсную, организационную и методическую поддержки учителям;

— иметь независимую оценку деятельности отдельного педагога, группы педагогов для организации работы с педкадрами.

Педагоги же используют результаты оценочных процедур для корректировки своих рабочих программ, а также при подготовке к прохождению ИКУ и аттестации в целях установления квалификационной категории.

Обучающиеся и их родители на основе результатов оценочных процедур получают рекомендации по формированию индивидуального учебного плана, внесению изменений в индивидуальный учебный план, а также перспективам получения дальнейшего профессионального образования.

Именно такая слаженная работа по использованию результатов оценочных процедур всеми участниками образовательного процесса и приводит к ежегодному повышению качества образования в школе.

Литература:

  1. Болотов В. А., Вальдман И. А., Горбовский Р. В., Захир Ю. С., Мерцалова Т. А. Ключевые вопросы развития национальных и региональных систем оценки качества образования (экспертный обзор), — М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. — 380 с.
  2. Вальдман И. А. Модель использования результатов мониторинговых исследований для повышения качества обучения и обеспечения эффективного управления образовательными системами. Управление образованием: теория и практика № 1 (17) — 2015г.
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»/
  4. Демидова М. Ю. Как заместителю директора анализировать результаты Всероссийских проверочных работ // Справочник заместителя директора школы. 2017. № 11. С.44–55.
  5. Соловьев И. В., Филатов С. В. Интегральные оценки качества образования // Интеграция образования. 2014. № 2 (75).
  6. А. А. Гайдаенко, А. В. Сичинава, В. М. Жуковская. Современные модели и технологии управления общеобразовательной организацией: синтез теории и практики в школах Подмосковья: учебно-методическое пособие. //АСОУ.2021.

Ключевые слова

управленческие решения, ФГОС, оценочные процедуры