Личностные особенности эмоциональной сферы подростков | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Степанова, А. В. Личностные особенности эмоциональной сферы подростков / А. В. Степанова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 111-114. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/460/17453/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье автор рассматривает личностные особенности эмоциональной сферы подростков, гендерные различия в эмоциональной сфере подростков, основные эмоциональные проблемы современных детей подросткового возраста.

Ключевые слова : эмоциональная сфера, подростки, особенности подросткового возраста, эмоциональные сферы подростков.

Подростковый возраст — особый период формирования и созревания зрелой личности. Данный период сопровождается огромным гормональным всплеском, что сказывается на психике подростка и его эмоциональной сфере. Подростка начинают переполнять как негативные, так и позитивные эмоции, которые слабо поддаются объяснению и контролю.

В этом возрастном периоде подростки становятся активными и беспокойными. Им кажется, что они больше никогда не смогут контролировать свое настроение, что с ними что-то не так. Каждое слово критики, осуждающий взгляд, насмешка может вызвать в душе подростка эмоциональную боль такой силы, будто они переживают огромную утрату.

Эмоциональный фон и настроение детей в этом возрасте может меняться несколько раз в день. Энергичность может сменяться апатичностью, радость грустью, активность пассивностью, общительность ощущением глубокого одиночества, самоуверенность неуверенностью в себе, целеустремленность импульсивностью и т. д.

Можно выделить гендерные различия в эмоциональной сфере подростков.

Мальчики-подростки более агрессивны, подвержены резким всплескам эмоций, более импульсивны, остро переживают одиночество и стремятся всегда быть в коллективе. В группе или классе мальчики всеми силами пытаются занять лидерские позиции и завоевать женское внимание. Чувство страха у них притупляется, поэтому именно мальчики в этом возрасте чаще всего совершают необдуманные поступки.

Девочки-подростки очень ранимы, зачастую имеют заниженную самооценку, не уверены в себе, часто влюбляются. Они романтичны, чувство одиночество переживают не так остро, как мальчики. Очень требовательны к своей внешности, самокритичны.

Те и другие не выносят критики, лицемерия, несправедливости в свой адрес. Очень ревностно относятся к кругу своих друзей, могут защищать их даже в тех ситуациях, когда явно выражена их неправота. Общение со сверстниками выходит для них на первый план. Как правило, в этом возрасте происходит «падение» авторитета родителей, и мнение сверстников становится для подростков наиболее значимым.

Эмоциональный фон младших и старших подростков также различается. Младшим подросткам в силу своей неопытности пока тяжело выражать свои эмоции словами. Они очень возбудимы, раздражительны, тревожны. В данный период между детьми, детьми и родителями, детьми и педагогами очень часто возникают конфликты. Но, в свою очередь, общение с друзьями и теми, с кем они дружат, вызывает у подростков бурю положительных эмоций.

Старшие подростки уже могут достаточно уверенно контролировать свое эмоциональное состояние. Подростки в данном возрасте становятся более коммуникабельными, резкость в словах и суждениях снижается. Снижается также агрессивность и тревожность, если подросток воспитывается в благоприятном социальном окружении. Они начинают адекватно оценивать себя, свою внешность, социальное окружение, свои поступки, стараются разрешить конфликты не с помощью силы, а с помощью слов.

На эмоциональный фон подростков влияют такие факторы как: отношения с родителями, отношения со сверстниками, психолого-педагогические условия, социальное окружение. В социально-благоприятных условиях эмоциональный фон из негативной фазы переходит в позитивную. Если подросток получает достаточно внимания от родителей, взрослых, воспитывается в условиях понимания и добра, то к 16 годам он становится эмоционально устойчивым. Но если он будет расти в антисоциальном и равнодушном окружении, подвергаться агрессии, унижению, то агрессивность и тревожность может перерасти из возрастной особенности в устойчивую черту характера.

Именно в этом возрасте подросток, воспитываясь в социально-неблагополучной зоне развития, часто становится склонен к употреблению алкоголя, наркотиков, беспорядочным половым связям, антисоциальному поведению, что приводит к падению нравственности, проблемам с законом, приводам в полицию, побегам из дома, аутоагрессивному поведению, развитию депрессии, суицидальным попыткам.

В подростковом возрасте очень часто могут возникать такие эмоциональные проблемы, как депрессивное состояние, состояние тревоги, страха, беспокойства, всплески гнева и агрессии, склонность к суицидальному поведению.

Родителям крайне важно вовремя заметить такие нарушения в эмоциональной сфере ребенка. Ни в коем случае нельзя оставлять подростка с такими состояниями один на один. Необходимо наладить с ним доверительные отношения, дать подростку выговориться, почувствовать себя услышанным и понятым. Подросткам не свойственен страх смерти, они склонны совершать рискованные поступки, о последствиях которых совершенно не задумываются. Такие поступки, как правило, всегда имеют свою предысторию — непонимание, равнодушие, чувство одиночества, депрессия.

В арсенале психологов имеется множество методик по диагностике депрессивного состояния, склонности к суицидальному поведению. Важно, чтобы в образовательных организациях проводились не только диагностические исследования, но и разрабатывалась программа коррекционно-развивающих мероприятий по минимизации этих состояний, велся постоянный мониторинг состояния детей, входящих в группу риска. Помощь должна быть оказана как со стороны педагогов, так и родителей.

Необходимо учить детей выражать свои эмоции с помощью слов, научить выплескивать свои эмоции, делиться ими с окружающими. Для этого можно использовать песочную терапию, арт-терапию, релаксацию, упражнения на расслабление и пр.

Очень важно, чтобы у подростка был человек, который сможет его услышать: родитель, близкий друг, педагог-наставник, педагог-психолог. Порой бывает достаточно несколько добрых слов, чтобы ребенок отказался от своего страшного плана — суицида.

Главное, что нужно объяснить подросткам, что выход есть всегда, что плохая оценка, измена возлюбленного, предательство друга — это вовсе не самое страшное, что может случиться в жизни. Самое страшное — совершить шаг, после которого он уже никогда не сможет продолжить даже ту жизнь, из которой он так порывался уйти.

Литература:

  1. Вилюнас В. Психология эмоций — СПб.: Питер, 2004.
  2. Изард К. Психология эмоций — СПб.: Питер, 2000.
  3. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2007.
  4. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов — М.: 2007.

Ключевые слова

эмоциональная сфера, подростки, особенности подросткового возраста, эмоциональные сферы подростков