Развитие ассертивности педагогов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кузьо, А. В. Развитие ассертивности педагогов / А. В. Кузьо, Е. А. Овсяникова, О. Е. Панич. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 106-111. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/460/17448/ (дата обращения: 04.05.2024).



Важной составляющей в работе педагога является знание английского языка. Для его изучения и активного применения необходимо вырабатывать ассертивность. Автор статьи изучает изменение уровня мотивации и, соответственно, уровня ассертивности педагогов по отношению к изучению английского языка в течение 2006–2017 годов. Для этого применяются методы анкетирования и анализа данных. В выборку входят педагоги 83 вузов России. Приводятся результаты исследования динамики ассертивности педагогов.

Ассертивность — важная способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, а также самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. Ассертивность позволяет ясно доносить свои мысли и идеи, отстаивать их, расставлять границы. Благодаря ассертивности люди умеют принимать чужие точки зрения и адекватно реагировать на них. Наличие ассертивности подразумевает, что человек всегда чётко осознает чего хочет, что он ощущает, умеет принимать решения, не связанные с эмоциональным состоянием; реагирует на ситуацию разумно, действует, осознавая реакцию общества, но не основываясь на ней. Важность развития ассертивности у педагогов объясняется несколькими причинами.

Поскольку в процессе обучения ученики перенимают у педагога не только учебный материал, но и его идеи, мысли, привычки и методы, то для более эффективного процесса обучения необходимым условием является наличие у педагога ассертивности. На своём примере педагог показывает, что готовность отстаивать свою точку зрения и придерживаться её может быть полезной в ходе профессионального становления личности [2, c. 95].

Кроме того, ассертивность педагога также является важным качеством и для самого педагога. Именно благодаря такому качеству педагог получает возможность карьерного роста и личностного развития, поскольку от ассертивности зависит также и мотивация человека [1, p.18] Также ассертивность крайне важна для педагогов, совмещающих преподавательскую деятельность с научной, поскольку продвижение собственных идей в научной области всегда требует решительности и ответственности за свои идеи.

Традиционно, к способам развития ассертивности относят:

  1. Развитие умения постановки целей. Определяя наиболее существенные области жизни, педагог также ищет своё место в жизни, расставляет жизненные приоритеты.
  2. Определение персональных прав — это позволяет человеку осознать свои реальные ограничения и отделить их от мнимых предрассудков.
  3. Выработка стратегий поведения, которые будут применяться на практике. Прибегая к непривычному поведению, педагог начинает к нему постепенно привыкать. Таким образом, изначально неуверенный в себе человек может выбрать своей стратегией поведения принятие более уверенных действий, что, со временем, станет нормой его поведения.
  4. Развитие умений отказывать людям, а также просить их о помощи. Многие люди считают, что они создают проблемы другим, когда отказывают или просят об одолжении, однако, как правило, они ставят интересы других людей выше своих, что, часто, является нерациональным решением.

После распада СССР начался процесс активного обмена культурными особенностями между Россией и западными странами. Это стало причиной для возникновения необходимости в изучении иностранных языков и, в первую очередь, английского. В соответствии с этим, появилось больше причин для возникновения высокого уровня мотивации для изучения английского языка и соответствующей ей ассертивности педагогов. Целью данной работы является исследование динамики ассертивности педагогов в сфере изучения английского языка. Важность этой темы также обуславливается необходимостью прогнозирования будущего уровня ассертивности среди педагогов, поскольку такие прогнозы помогают предсказать возможные будущие социальные проблемы и применить к ним превентивные меры регулирования.

Метод

Для изучения ассертивности педагогов в сфере изучения английского языка будут использоваться методы анкетирования и анализа статистических данных. В качестве исходных данных будут использоваться данные, взятые из мониторинга экономики образования, подготовленного министерством образования и науки Российской Федерации [3], собранные методом анкетирования среди преподавателей 83 вузов России в промежутке с 2006 по 2017 годы. В анкетирование вошли вопросы, касающиеся уровня владения английским языком, а также сфер использования английского языка преподавателями.

Реципиентам было предложено ответить на вопрос «как вы оцениваете свой уровень владения английским языком?». Во всех годах было предложено 6 вариантов ответов. Распределение ответов в анкетировании приведено в таблице 1. Также реципиенты отвечали на вопрос «в каких из перечисленных сфер жизни вам приходилось использовать свои знания английского языка?». Распределение ответов приведено в таблице 2.

Таблица 1

Итоги опроса педагогов об их уровне владения английским языком

Варианты ответа

2006

2008

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Очень хорошо

9

9.7

11.1

10.5

7.4

7.8

6.4

7.2

7.4

9.9

Хорошо

18.3

17.2

17.4

18.3

12.2

11.6

13.2

11.5

14.6

15.6

Средний уровень

32.4

32.3

29.8

29.2

42.7

41.8

43.2

43.5

49.5

47.2

Плохо

17.6

13.1

11.9

14.3

19.8

21.4

22.5

22.5

21.4

19.4

Очень плохо

10.6

6.0

7.3

12

9.2

8.3

9.4

9

5.0

4.7

Вообще не владею

12

14

14.1

14.4

8.8

9.0

5.4

6.3

2.1

3.1

Результаты

Для упрощения восприятия и представления данных мной была сделана визуализация данных (Рисунок 1).

Итоги опроса педагогов об их уровне владения английским языком

Рис. 1. Итоги опроса педагогов об их уровне владения английским языком

Как видно из полученных данных, с 2006 года по 2017 видна тенденция смещения результатов анкетирования к средним значениям. Особенно сильно это заметно с 2012 года. Количество ответов «Средний уровень» и «Плохо». Количество ответов «Очень хорошо», «Хорошо» и «Очень плохо» меняется незначительно, а количество ответов «Вообще не владею» с 2006 до 2017 года очень сильно упал. Это говорит о том, что дисперсия распределения уменьшается. На основании этого можно сделать заключение, что у педагогов выработалась ассертивность по отношению к изучению английского языка на среднем уровне. Уровень мотивации педагогов вырос, однако недостаточно для того, чтобы увеличивать свой уровень знаний английского языка выше среднего.

Ещё одним важным фактором является сфера применения английского языка. Данные, полученные при анкетировании, представлены в таблице 2 и визуализированы на рисунке 2.

Таблица 2

Итоги опроса педагогов о сфере использования английского языка

Варианты ответа

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Читать профессиональную литературу

28.6

29.2

27.3

28.9

39

42.2

Готовить тексты для публикации

13.5

16

17

18.4

24

28.3

Вести занятия

9.7

11.8

9.5

10.6

9.7

11.3

Выступать с докладом на конференции или семинаре

6.2

5.8

5.9

6.9

7.2

9.2

Выступать рецензентом по научной работе (для журнала, конференции и т. п.)

2.6

2.9

2.8

3.2

2.7

4

Вести научное мероприятие

2.2

2

2.2

3.2

2.4

3.4

Слушать лекции, выступления, обучаться

16.5

20

26.8

Делать профессиональные переводы

7.7

10.5

9.9

Общаться с коллегами, студентами (профессионально)

12.9

12.7

15.1

Читать художественную литературу, общаться в туристических поездках и т. д.

24.4

23.4

26.3

Другое

2

2.4

1.4

1.4

1

1.4

Не приходилось делать ничего из перечисленного на иностранном языке

61.3

59.3

62.1

51.2

38.4

31.1

Итоги опроса педагогов о сфере использования английского языка

Рис. 2. Итоги опроса педагогов о сфере использования английского языка

В соответствии с полученными данными, можно сделать вывод о том, что педагоги стали чаще использовать английский язык в рабочей деятельности, а количество педагогов, которым не приходиться использовать английский язык в ходе своей работы, уменьшилось.

Таким образом, начальная гипотеза о том, что после распада СССР ассертивность педагогов в отношении изучения и применения английского языка увеличилась подтвердилась. Значительно больше педагогов стали обладать, как минимум, средним уровнем английского языка, а карьерная сфера применения языка расширилась: у педагогов повысился уровень мотивации для использования английского языка в ходе своей работы.

Предположительно, в дальнейшем уровень мотивации педагогов в изучении английского языка должен продолжать расти, следовательно, стоит ожидать увеличение уровня ассертивности педагогов, что, безусловно, является позитивным прогнозом.

Литература:

  1. Bastian Carstensen. Assertiveness and adaptation: Prospective teachers’ social competence development and its significance for occupational well-being. Uta Klusmann, Leibniz. 2020
  2. Веретенникова Л. К. Подготовка будущих педагогов к развитию творческого потенциала обучающихся. М., 2018.
  3. Рудаков В.Н., Рощина Я.М., Битокова Л.А. Изменения стратегий, мотиваций и экономического поведения студентов и преподавателей российских вузов. Информационный бюллетень. – Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2019. – 84 с. – (Мониторинг экономики образования; № 1 (133).