Духовность Арктики: взгляд М. Е. Николаева | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гурьева, А. А. Духовность Арктики: взгляд М. Е. Николаева / А. А. Гурьева, А. П. Неустроева, Р. С. Тимофеева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 119-123. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/460/17436/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье рассматриваются особенности циркумполярной культуры и духовности арктических народов Якутии в интерпретации первого президента Республики Саха (Якутия) Михаила Ефимовича Николаева.

Ключевые слова: Арктика, этнофилософия, вызовы, циркумполярная цивилизация, арктическая философия, менталитет, духовность.

Keywords: Arctic, ethnophilosophy, challenges, circumpolar civilization, Arctic philosophy, mentality, spirituality.

Михаил Ефимович Николаев — заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской федерации, по совместительству первый президент Республики Саха, почетный председатель Северного Форума — саммита губернаторов северных регионов планеты. Регулярно выступает на страницах печати по вопросам экономического, гуманитарного, научного, культурного и парламентского сотрудничества с государствами циркумполярного мира.

В данное время, в период бурного развития глобализационных процессов, изменения геополитических отношений, формирования современных философских тенденций особый интерес представляет арктическая философия, философия северных регионов.

Философия Арктики — неотъемлемая часть мировой философии, характеризующаяся уникальным, самобытным содержанием и элементами. В отличие от европейской и азиатской философии, арктическая философия как микрообъект мировой философии сформировалась позже.

Арктика — пространство с широким разнообразием культур и этносов, регион в котором северные народы создали неповторимую материально — духовную культуру, которые основываются на многовековую народную мудрость. Философия арктического региона Якутии тесно связана с природно-климатическими, экономическими особенностями: существование в экстремальных холодных условиях, специфика природных ландшафтов, разнообразие растительного и животного мира оказали мощное влияние на философское мировоззрение, менталитет народов циркумполярной Арктики Якутии. В статье рассматривается взгляд на философию арктических якутов, содержание и уникальность философии арктического региона Якутии первого президента М. Е. Николаева.

М. Е. Николаев в своих монографиях поднимает различные глобальные вызовы Арктики, выделяет роль арктической циркумполярной цивилизации в современном мировом сообществе. Арктическая философия — важнейшая часть духовной культуры народов Севера. Различные аспекты философской мысли народов Арктики отражены в фольклоре, эпосе, легендах, пословицах, литературном и художественном творчестве северных этносов Якутии.

Основными ценностями философии Арктических этносов Якутии автор выделяет основы гуманности, духовной нравственности, коллективизма, гармония с природой, чувство меры, которые помогают человеку выжить в условиях Севера.

Умение жить в гармонии с природой и его людьми и есть основа циркумполярной цивилизации. Жизнь в экстремальных условиях сформировала личность жителя Севера. Главным содержанием человека циркумполярной цивилизации является его духовность. В основе северной духовности лежит принцип гуманности, опирающейся на идее величайшей ценности. Такой ценностью для человека Арктики признается жизнь. И люди циркумполярной цивилизации привыкли уважать жизнь. Каждое живое существо достойно уважения [1.].

В своих монографических трудах первый президент Республики Саха (Якутия) затрагивает актуальные вопросы якутской Арктики: экологические проблемы, философское мировоззрение, менталитет, духовные ценности этнических народов Арктики. Михаил Ефимович выделяет, что у народов, циркумполярную цивилизацию, много общих признаков, таких как, гармоничные, предельно равновесные отношения с хрупкой окружающей природой. Северные народы создали великие образцы экологической культуры, плодами которой начинает пользоваться индустриальная часть человечества. Культ жизни, признание ее самоценности, коллективизм, почитание женщины, семьи, рода, обостренное эстетическое чувство красоты — немногие общие и особенные признаки северной цивилизации. Циркумполярная духовность, по М. Е. Николаеву, характеризуется чувством сплоченности, взаимовыручкой и взаимопомощью, жаждой жизни, органической связью с природой, эта особая цивилизация характеризуется как цивилизация разума, основанная на народной мудрости.

Основным приоритетом автор определяет особое значение коренных народов с природой. Житель Севера не удивляется переменам климата. Умение жить в гармонии с природой, окружающей средой и людьми — основа циркумполярной цивилизации. Жизнь в суровых, экстремально холодных условиях сформировала личность жителя северного края. Духовность — основа циркумполярной цивилизации. Фундаментом духовности Арктики выступает гуманность, а основной ценностью — жизнь человека. Люди Арктики привыкли ценить жизнь. Каждое живое существо достойно жизни. По интерпретации автора, регионы Севера и Арктики должны стать образцом гармоничной цивилизации, развивающейся в единении с природой. Бережное отношение, защита земли, воды, флоры и фауны, противостояние хищничества и разрушения путь по которому должны следовать все человечество.

Таким образом, многие исследователи выделяют уникальную специфику мировоззрения и менталитета, которое сформировалось у арктических народов, сумевших адаптироваться к экстремальным природным условиям. Чрезмерное потребление природных ресурсов, превращение Земли в свалку отходов воспринимается народами Арктики как проявление варварства и неразумности человека. Вернадский писал «выжить человечество может только в условиях новой нравственности». Издревле у якутов развивался культ Матери — Природы, наши предки имели особую тесную связь с природой. Народы Арктики создали уникальную духовную и материальную культуру, основали основы глубокой этнофилософии в экстремальном климате Севера. Возникло особое понимание, которое Михаил Ефимович называет циркумполярной цивилизацией. Она предполагает открытость, непосредственность, оптимизм, особую жажду жизни.

Михаил Ефимович отмечает, что в Арктике сложилась цивилизация, сострадания и совместной деятельности. Человек не может выжить на Севере в одиночку. С древнейших времен в Арктике принять все делить любую добытую добычу, улов. Умение делиться с ближним считалось высокоморальным и разумным поведением. Организация охоты, рыболовства, оленеводческого хозяйства были общим делом рода, семьи, племени. Отсюда исходит сильное развитое чувство коллективной воли на Севере. [2]

Первый президент отмечает: будущее народа зависит не только от образования, но и от его духовности, способности сохранить свои обычаи, традиции. Это наследие, которому невозможно научить. У северных народов испокон веков почитались доброта, чистые помыслы, уважение к старшим, защита женщин и детей. Именно суровые климатические условия Севера сплачивают людей, обостряя чувство тяги общению друг с другом, социального взаимодействия.

Нравственность на Севере представляется как образ жизни. В своей монографии М. Е. Николаев выделяет духовное единение людей на Севере было постулатом, а каждый человек — высшая ценность. В Культуре северных народов большое значение имеет нравственность. Поделиться теплом, одеждой, едой, помощь человеку, попавшему в беду — первое что приходило на ум человеку Арктики. Отмечая большое значение нравственности как основы жизни человека Севера, первый президент Якутии рассуждал: «Народы Арктики видели в человеке цельную личность». Высоконравственный человек не мог переступить границы нравственности в любой обстановке.

Николаев отмечает, что на основу духовности Арктики составляет принципы гуманизма и гуманности: «Главная идея циркумполярной цивилизации; наша планета — это земля людей». [1]. Данное утверждение свидетельствует высокой ценностью человека в Северном регионе. И таким образом, духовный мир циркумполярной цивилизации развивается под мощным воздействием экологической среды.

Литература:

  1. Николаев М. Е. Слово к человеку / М. Е. Николаев. — М.: РАЕН, 2004. — 192 с.
  2. Николаев М. Е. Вызовы Арктики / М. Е. Николаев. — М.: Издательский отдел управления информационного и документационного обеспечения аппарата Совета Федерации, 2009. — 303 с.
  3. Николаев М. Е. Быть полезным отечеству / М. Е. Николаев. — М.: РАЕН, 2008. — 312 с.
  4. Литвинова Р. К. М.Е Николаев — Президент Ч.2 / Р. К. Литвинова. — Якутск.: Бичик, 2001. — 400 с.
  5. Николаев М. Е. Время, идеи, решения. Хроника-2004. / М. Е. Николаев. — М.: ООО «Типография момент», 2005. — 340 с.
  6. Николаев М. Е. Страницы жизни народа Саха / М. Е. Николаев. — Якутск.: НИПК «Сахаполиграфиздат», 1999. — 128 с.
  7. Николаев М. Е. Торут хотугу дьоммут / М. Е. Николаев. — Якутск.: Бичик, 2004. — 352 с.
  8. Николаев М. Е. Сберечь народ. Хроника деятельности август-декабрь 2006 / М. Е. Николаев. — М.: РАЕН, 2007. — 349 с.
  9. Николаев М.Е Арктика: боль и надежда России / М. Е. Николаев. — М.: Издательский Дом «XX век», 1994. — 141 с.
  10. Николаев М.Е Арктика: политика, экономика, дипломатия / М. Е. Николаев. — М.: Издательство РГСУ, 2007. — 256 с.

Ключевые слова

духовность, менталитет, Арктика, вызовы, этнофилософия, циркумполярная цивилизация, арктическая философия