Представление как административно-правовое средство предупреждения правонарушений на транспорте | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

XLI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июнь 2022)

Дата публикации: 21.06.2022

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Черных, Н. О. Представление как административно-правовое средство предупреждения правонарушений на транспорте / Н. О. Черных. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 57-60. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/451/17316/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье рассматривается представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения на транспорте, как принудительное административно-правовое средство предупреждения административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.

Ключевые слова: представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, административно-правовые средства предупреждения правонарушений на транспорте, органы внутренних дел на транспорте.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за совершение противоправных деяний на транспорте [1]. Составы таких правонарушений содержатся в главе 11 КоАП РФ. Юрисдикционные особенности привлечения к административной ответственности говорят о том, что среди остальных органов государственной власти, наибольшим объемом полномочий в этой сфере обладают органы внутренних дел (полиция).

Одной из приоритетных задач сотрудников органов внутренних дел является осуществление предупреждения правонарушений.

В ст. 1.2 КоАП РФ закреплено, что предупреждение правонарушений является одной из задач законодательства об административных правонарушениях.

Одним из административно-правовых средств принудительного характера, предусмотренного КоАП РФ, является представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (далее — представление) (ст. 29.13 КоАП РФ).

Выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, является одной из основных целей административного производства. Уже на этапе выявления административного правонарушения составляется соответствующий протокол, в описательной части которого могут быть отражены причины и условия совершения конкретного правонарушения. На законодательном уровне императивным образом это не закреплено, однако причины и условия совершения преступления, безусловно, относятся к «иным сведениям, необходимым для разрешения дела» и которые согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ подлежат указанию в протоколе.

Несмотря на то, что требования к постановлению об административном правонарушении в законодательстве не устанавливаются, представляется очевидным необходимость установления и отражения в нем причин и условий совершения правонарушения. Устранение таких причин и условий должно быть положено в основу предупредительной деятельности уполномоченных субъектов [2].

Анализ постановлений об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1–5 ст. 11.1 КоАП РФ, показал, что причины и условия, способствовавшие их совершению, указываются в 17,8 % постановлениях [3]. Согласно результатам проведенного опроса сотрудников полиции, основной причиной такого негативного показателя в недостаточном внимании со стороны ОВД к предупредительной деятельности в целом и к выявлению причин и условий, способствующих совершению правонарушений — в частности (так ответили 63,8 % респондентов).

Вместе с тем, в соответствии с положениями Концепции общественной безопасности РФ выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, является одним из основных направлений деятельности сил обеспечения общественной безопасности (п. «в» ст. 28 Концепции) [4]. Для его успешной реализации в части выявления причин и условий, способствовавших совершению правонарушений на транспорте, административное производство по соответствующим делам относится к компетенции значительного числа государственных органов и их должностных лиц. Вместе с тем, данная функция не является основной для большинства таких органов, за исключением правоохранительных. Как следствие — неприятие мер по предупреждению соответствующих правонарушений, зачастую — их прямое игнорирование. В таких условиях справедливым представляется тезис М. М. Зиганшина относительно того, что «…по характеру решаемых задач, объему выполняемых функций и непосредственной работы по вопросам обеспечения транспортной безопасности основным субъектом административно-правового регулирования на транспорте являются органы внутренних дел РФ (полиция)» [5].

Безусловно, выбор метода воздействия осуществляется уполномоченным субъектом на основании многочисленных факторов (как объективного, так и субъективного характера). Во многом эффективность избираемого метода зависит от сферы осуществления предупредительной деятельности. В целом же специалисты отмечают, что на практике в предупредительной деятельности правоохранительных органов методы убеждения преобладают лишь по отдельным направления, а в остальном — приоритет отдается принудительным мерам [6].

Представление как административно-правовое средство предупреждения преступления носит принудительный характер, так как обусловлен наличием в КоАП РФ правовых норм, предусматривающих ответственность за его невыполнение (ст. 17.4, 17.7 и 19.6 КоАП РФ).

Из изложенного, следует, что представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, имеет важное значение для предупреждения административных правонарушений в сфере транспорта. Увеличение применения представлений сотрудниками полиции на транспорте внесет существенный вклад в предотвращение административных правонарушений на транспорте.

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 1.
  2. Отакулов О. О. Понятие и признаки методов предупреждения и профилактики административных правонарушений // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2020. Т. 1. № 9. С. 67.
  3. Сведения об изучении 130 постановлений по делам об административных правонарушениях за период с 2016 г. по 2021 г.
  4. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14 ноября 2013 г. № Пр-2685) // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. Зиганшин М. М. Повышение эффективности предупреждения и пресечения правонарушений на транспорте: к вопросу о взаимодействии различных служб полиции // Право. Экономика. Безопасность. 2017. № 1–2 (10). С. 109.
  6. Еремин А. Р., Ахметов А. Р. Метод убеждения и поощрения в правоприменительной деятельности органов внутренних дел // Аллея науки. 2020. Т. 1. № 11 (50). С. 496–497.

Ключевые слова

представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, административно-правовые средства предупреждения правонарушений на транспорте, органы внутренних дел на транспорте