Совершенствование коммуникационного взаимодействия между структурными подразделениями предприятия в сфере пассажирских перевозок | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 17. Менеджмент

Опубликовано в

XLI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июнь 2022)

Дата публикации: 13.06.2022

Статья просмотрена: 64 раза

Библиографическое описание:

Немировский, А. Д. Совершенствование коммуникационного взаимодействия между структурными подразделениями предприятия в сфере пассажирских перевозок / А. Д. Немировский. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/451/17292/ (дата обращения: 02.05.2024).



Коммуникации имеют огромное значение для успеха деятельности предприятий и представляют одну из сложнейших проблем современного менеджмента. По существу, это своего рода основа всех структур.

Пассажирские перевозки представляют одну из важнейших отраслей национальной экономики и являются неотъемлемой частью единой транспортной системы. Главная задача пассажирского автотранспорта –своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках.

В связи с этим актуальность темы статьи очевидна, так как от эффективности коммуникационных связей и взаимодействия между структурными подразделениями предприятия в сфере пассажирских перевозок зависит будущее не только предприятия, как хозяйствующего субъекта на рынке, а также и благополучие всей страны в целом.

Ключевые слова: коммуникации, коммуникационное взаимодействие, пассажирские перевозки, совершенствование.

Управленческая работа в общем смысле представляет из себя информационный обмен, который считается сложнейшей задачей в каждой организации. Таким образом, коммуникация является одной из существенных составляющих процесса управления. Коммуникации представляют процесс общения и передачи информации между людьми, либо их группами в форме устных и письменных сообщений, языка телодвижений и характеристик речи. Далее определим ведущие цели коммуникаций [1]:

– организовывать информационный обмен между субъектом и объектом управления;

– создавать процесс психологического и интеллектуального обмена управленческой информацией;

– устанавливать взаимосвязь между сотрудниками в организации;

– формулировать совместное видение на внутреннюю среду организации.

– организовать общую работу коллектива с целью исполнения задач организации.

Пассажирские перевозки представляют перемещение людей с использованием различных видов транспорта, которое характеризуется количеством перевезенных пассажиров и объемом выполненных пассажиро-километров. Пассажирские перевозки также определяют как особый вид услуг по перевозке пассажиров на регулярной и нерегулярной основе. К данному виду услуг относят также аренду транспортных средств с экипажем для осуществления перевозки пассажиров. Основной задачей организации пассажирских перевозок является удовлетворение потребностей населения в передвижении, с соблюдением требований безопасности граждан и их высококачественного обслуживания [3].

Относительно среды осуществления перевозок и технологической оснащенности, пассажирский транспорт подразделяется на воздушный, наземный, подземный и водный. Автомобильный транспорт, как один из видов наземного транспорта, получил наибольшее распространение и занимает ведущее место в перевозках пассажиров. В городах также широко используется городской электротранспорт, в том числе метрополитен.

Для предприятий в сфере пассажирских перевозок характерна масштабная организационная структура и большое количество различных отделов. Например, открытое акционерное общество «Российские железные дороги» является одной из самых крупных в мире железнодорожных компаний с колоссальными объемами грузовых и пассажирских перевозок, обладающей высокими финансовыми рейтингами, квалифицированными специалистами во всех областях железнодорожного транспорта, большой научно-технической базой, проектными и строительными мощностями, значительным опытом международного сотрудничества.

Управление ОАО РЖД состоит из руководителей ОАО «РЖД», которые обеспечивают проработку предложений, направленных на определение приоритетных направлений деятельности компании и перспективных планов её развития, определяют общую корпоративную политику, правила, нормы, стандарты, которые разработаны корпоративным центром, контролируют их соблюдение и достижения стратегических целей в отделах компании по всей вертикали [2].

Ответственность за итоговую эффективность работы несут филиалы и структурные подразделения ОАО «РЖД» при безусловном соблюдении корпоративных норм, политики, стандартов и регламентов ответственными подразделениями по функциональной принадлежности, которую курирует вице-президент и Департамента. Руководству предоставляются широкие возможности по принятию оперативных решений, выделения способов достижения принятых целей.

В практике ОАО «РЖД» достаточно часто случаются ситуации нарушения коммуникаций между подразделениями в следствии большого масштаба организационной структуры. Среди основных причин нарушения коммуникаций между подразделений можно выделить:

  1. Отсутствие внутренних договоренностей. Правила взаимодействия между отделами должны быть описаны: что каждый отдел должен другому, как именно происходит обмен информацией и пр. Причем правила должны вырабатываться совместно, в результате переговоров между отделами, когда итог устраивает всех.
  2. Устаревающие правила. В современной среде постоянно только одно — перемены. Необходимо регулярно обновлять регламенты и договоренности между отделами.
  3. Противоречивые цели. У каждого подразделения свои задачи, продавцы, например, механикам необходимо соблюдать четкие инструкции, а руководителям в некоторых ситуациях необходимо действовать креативно. Данные различия необходимо учитывать при составлении должностных регламентов и распределении задач в рабочем процессе.
  4. Проблемы в организации коммуникационных каналов при передаче информации между подразделениями. Достаточно часто могут возникать ситуации, когда задачи, поставленные перед определенным подразделением, передаются некорректно, т. к. они переданы не непосредственным руководителем, а другими сотрудниками. Это может происходить из-за нарушения каналов связи, например, затерялось письмо на электронной почте, на совещании присутствовали не все сотрудники. Для решения этой проблемы может быть предложено усиление личного контроля за передачей информации руководителями каждого отдела. Для анализа качества данного процесса также рекомендовано проводить контроль промежуточных итогов выполнения задачи, а также обязательно получать от сотрудника обратную связь по поводу понимания им полученной информации.

Таким образом, направления совершенствования коммуникационного взаимодействия между структурными подразделениями предприятия в сфере пассажирских перевозок могут включать:

– уточнение правил взаимодействия между отделами;

– регулярное обновление регламентов и договоренностей между отделами;

– индивидуализация целей при составлении должностных регламентов и распределении задач в рабочем процессе;

– контроль промежуточных итогов выполнения задач и обратная связь по поводу понимания им полученной информации.

Литература:

  1. Журавлева, А. С. Проблемы внутренней коммуникации в организации / А. С. Журавлева // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 119–121. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75517/ (дата обращения: 12.06.2022).
  2. Официальный сайт ОАО «РЖД» [Электронный ресурс]. URL: https://company.rzd.ru/ru/9349 (дата обращения: 12.06.2022)
  3. Садовник, А. Т. Организация пассажирских перевозок: состояние и проблемы правового обеспечения // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2015. № 4 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-passazhirskih-perevozok-sostoyanie-i-problemy-pravovogo-obespecheniya (дата обращения: 12.06.2022).