Попытки разрешения арабо-израильского конфликта односторонними усилиями США (2013–2019 гг.)
Автор: Исраелян Алина Норайровна
Рубрика: 21. Политология
Опубликовано в
XXXIX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2022)
Дата публикации: 21.05.2022
Статья просмотрена: 430 раз
Библиографическое описание:
Исраелян, А. Н. Попытки разрешения арабо-израильского конфликта односторонними усилиями США (2013–2019 гг.) / А. Н. Исраелян. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 57-64. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/445/17221/ (дата обращения: 13.12.2024).
В статье анализируются действия Соединенных Штатов Америки с 2013 по 2019 г., предпринимаем для разрешения Арабо-израильского конфликта. Проанализированы ключевые спорные вопросы между сторонами. Сделан вывод о том, что разрешение конфликта возможно при роли «честного посредника» США.
Ключевые слова: США, Израиль, Палестина, Арабо-израильский конфликт, посредничество, суверенитет, террористическая организация, произраильская политика.
Арабо-израильский конфликт — противостояние между рядом арабских стран и Государством Израиль. Именно это противостояние — одно из самых длительных неурегулированных современном мире.
В начале XX века, после падения Османской Империи различные государства получили мандаты на управление распавшимися территориями. Исключением не стала и Великобритания — от Лиги Наций она получила мандат на управление Палестиной, которым владела до 1947 года. После Второй Мировой войны на земли Палестины стали активно приезжать этнические евреи, в итоге достигнув трети населения региона. В связи с этим Великобритания передала свой мандат в ведение ООН для решения появившегося вопроса.
Уже в 1964 году появилась организация освобождения Палестины, которая ставила своей целью борьбу с Израилем и создание государства Палестины. В 1967 году в ходе шестидневной войны Израиль захватил сектор Газа и Западный Берег, включая Восточный Иерусалим. В 1973 году арабские государства попытались взять реванш, однако попытки преимущественно были тщетны.
С 1987 по 1993 полыхало массовое восстание палестинцев против Израиля, на роль координатора в котором претендовала организация освобождения Палестины (ООП). В 1993 в Осло было подписано решение о создании палестинской национальной администрации, а Тель-Авив признал в лице ООП полноправного партнера.
Однако мир продлился лишь до 2000 года. В результате 5 летних восстаний палестинцев Израиль вывел и сектора Газа свои войска.
По пришествии к власти в 2006 Хамаса (исламское движение сопротивление) Израиль установил блокаду Газы, периодически нанося точечные удары.
С тех пор не было ни одного года, который прошёл бы без конфликтов между сторонами. Периодически ситуация обостряется, а периодически идёт на спад.
По итогам его рассмотрения 29 ноября 1947 года генеральная ассамблея ООН проголосовала за создание на западном берегу реки Иордан двух государств: Еврейского и Арабского; Палестина так и не получила независимость. Иерусалим же получил особый статус международного города. Соседние арабские государства были решительно против создания государства Израиль, однако из-за низкой боеготовности были разбиты израильтянами, а территории государства значительно расширились.
По поводу участия США в качестве посредника в урегулировании данного конфликта на современном этапе в период с 2013 по 2019 годы необходимо отметить, что 2 сентября 2010 года в Вашингтоне состоялись прямые переговоры между Израилем и Палестиной, а 14 и 15 сентября 2010 года уже на территории Иерусалима и Шарм-Эль-Шейха прошли второй и третий этапы переговоров главы Палестинской национальной автономии Махмудом Аббасом и премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньях.
В феврале 2011 года Совет Безопасности ООН по инициативе арабских стран разработал специальную резолюцию, которая осуждала действия Израиля, направленные на строительство в спорных территориях новых поселений, а США хотели, чтобы Махмуд Аббас отозвал этот проект резолюции, но этого не получились и США в этой ситуации остались в одиночестве, потому что Европейский Союз при голосовании не воздержался и не выступал против этого проекта резолюции, в связи с чем посол США при ООН воспользовалась правом вето. Далее произошли столкновения Израиля и Палестины и в этот период США не участвовали в урегулировании конфликтных ситуаций, поскольку 3 июня 2016 года международная конференция по урегулированию конфликта состоялся в Париже, при этом конфликтующие стороны не были приглашены. В последующем Израиль продолжил строительство поселений на спорных территориях и утвердила легализацию этих построек.
После того как на президентских выборах в США победил Дональд Трамп, он обещал, что будет заниматься вопросом урегулирования израильско-палестинского конфликта для того, чтобы они были разрешены мирным вопросом. В частности, в конце августа 2017 года делегация США во главе с Джаредом Кушнером, который являлся советником президента Трампа, приехала в Рамаллу на встречу с президентом Палестины Махмудом Аббасом, в результате чего Трамп сообщил, что США нужно 3–4 месяца для того, чтобы разработать план мирного урегулирования палестино-израильского конфликта.
Произраильский уклон Вашингтона при президенте Дональде Трампе стал настолько очевидным, что Палестинская администрация не примет США в качестве посредника в конфликте с еврейским государством, заявил Махмуд Аббас.
Президент Палестинской автономии Махмуд Аббас раскритиковал администрацию Трампа в выступлении перед лидерами Лиги арабских государств, которые собрались в Тунисе на ежегодный саммит организации. Аббас обвинил Вашингтон в том, что за последние несколько лет он допустил “преступления, совершенные Израилем” против палестинцев и международного права. По его словам, ошибки Америки включают перенос посольства США в Израиле в Иерусалим и отклонение призывов говорить о незаконных израильских поселениях на оккупированных палестинских землях.
Сохраняющаяся предвзятость, по словам Аббаса, означает, что палестинцы, скорее всего, отвергнут сделку, которую администрация Трампа готовит для урегулирования многолетнего ближневосточного конфликта.
Саммит Лиги арабских государств предоставил государствам-членам возможность ненадолго преодолеть региональное соперничество и объединиться, чтобы осудить действия США по признанию аннексии Израилем Сирийских Голанских высот. Стратегически расположенная территория, которая несколько лет назад была обнаружена богатой нефтью, находилась под израильской оккупацией со времен войны 1967 года. Ни одна нация, кроме Израиля, а теперь и США, не считает его частью Израиля.
20 сентября 2017 года в Нью-Йорке состоялась 72 генеральная Ассамблея ООН и, в том числе, произошла встреча Дональда Трампа и Махмуда Аббаса. Трамп заявил, что он видит позитивный момент в том, чтобы положить конец многолетней войне и что США приложат все усилия для того, чтобы этот конфликт урегулировать. Сложность в подготовке плана заключалась в том, чтобы определить статус Иерусалима, к которому обе конфликтующие стороны относятся достаточно болезненно. Трамп также отложил на полгода смену дислокации их дипломатического представительства в Израиле, которая располагалась в Тель-Авиве. Лига арабских государств, Турция, Иордания и палестинские официальные лица предостерегли США от переноса своего посольства в Иерусалим, заявив, что такой шаг отложит любые будущие мирные переговоры и может спровоцировать новую волну насилия в раздираемом конфликтами регионе.
Предупреждения поступают в связи с тем, что президент США Дональд Трамп рассматривает возможность переноса посольства США из Тель-Авива в Иерусалим, фактически признавая древний город столицей Израиля, несмотря на претензии Палестинцев на Восточный Иерусалим. Министр обороны Израиля Авигдор Либерман в понедельник призвал Трампа воспользоваться «исторической возможностью», чтобы признать Иерусалим столицей Израиля, заявив, что он надеется «увидеть американское посольство здесь, в Иерусалиме. Статус Иерусалима был ключевым камнем преткновения во время предыдущих мирных переговоров между израильтянами и палестинцами, в частности, в отношении вопроса о том, как разделить суверенитет и осуществлять надзор за святыми местами. Еще одной серьезной проблемой являются незаконные израильские поселения на Западном берегу.
Хотя, Международное сообщество никогда не признавало Иерусалим столицей Израиля или его одностороннюю аннексию территории вокруг восточного сектора города, которую он захватил во время Шестидневной войны 1967 года.
Также стоит отметить, что ещё в 1995 году конгресс США принял закон о том, чтобы посольство США из Тель-Авива было перенесено в Иерусалим, но из-за того, что этот конфликт продолжается и статус города не определен, то все президенты, как правило, подписывали документ, который откладывает исполнение решения конгресса США.
18 ноября 2017 года США отозвали разрешение на работу на территории США у представительства Организации Освобождения Палестины, которая фактически выполняла функции посольства палестинского государства в Вашингтоне, поскольку они представляли интересы данного народа на международной арене, а США не продлили разрешение на работу офиса, при этом всё это произошло в момент, когда палестинцы хотели обратиться с заявлением в Международный уголовный суд в отношении израильских властей и их действий в отношении мирного населения Палестины. В 2015 году США приняли закон, согласно которому Палестина утратила своё право на представительство интересов палестинского народа в столице США, в случае если палестинские власти продолжат инициирование расследование против израильтян за преступления, совершенные в отношении палестинского народа, в свою очередь палестинцы ответили, что не будут сотрудничать с США, если офис будет закрыт.
15 декабря 2017 года США запретили государственным служащим и членам их семей посещать места Западного берега реки Иордан и центр Иерусалима с частными визитами, поскольку опасались, что это может вызвать выступление против США. Необходимо отметить, что США достаточно много действий предприняла в указанный период по урегулированию конфликта, чуть реже Европейский союз участвовал в данном процессе, но на сегодняшний день никаких позитивных результатов не удалось достигнуть.
Кроме того, в декабре 2017 года Дональд Трамп признал Иерусалим столицей Израиля, что достаточно негативно было оценено со стороны Палестины. 15 мая 2018 года в Иерусалиме было открыто американское посольство, которое, как уже указывалось, должно было быть туда перенесена ещё с 1995 года. На открытии участвовали как сам президент США, так видные политические деятели Западной Европы и России. Такие действия США проиллюстрировали, что администрация Дональда Трампа фактически признала, что Иерусалим является столицей Израиля, поскольку именно на территории этого города было открыта не просто консульство, а посольство. В последующим произошла эскалация конфликта и на Западном берегу Иордана начались протесты.
Посол палестинской автономии в США получил уведомление о необходимости покинуть территорию США и вернуться на Родину, то есть отзыв дипломатического представителя в США был осуществлен сразу после открытия посольства США в Иерусалиме.
1 июня 2018 года США наложили вето на проект резолюции Совета Безопасности ООН по защите палестинцев от Израиля. США предлагали исключить из резолюции упоминание о гибели мирных палестинцев от действий Израиля, более того, США хотели, чтобы было включено в текст осуждение действий Палестины против Израиля, которые выразились со стороны ХАМАС и исламского Джихада, которые являются террористическими организациями Палестины, то есть проект резолюции был отклонён Советом Безопасности ООН от лица США.
Палестина критикует США за поддержку за явную поддержку Израиля в этом конфликте, и Палестина старается, чтобы США не принимали участие в переговорах по поводу урегулирования конфликта. На экстренном заседании Совета Безопасности ООН Никки Хейли покинула заседание, когда выступал посол Палестины Рияд Мансур, она не стала слушать обвинения в адрес США относительно нарушения норм международного права, которые высказали представители Палестины, в частности, Рияд Мансур указал, что статус Иерусалима должен определяться на прямых переговорах между Израилем и Палестиной.
В 2019 году была опубликована часть плана США по урегулированию конфликта на Ближнем Востоке, содержал экономическую стратегию урегулирования конфликта. Она была представлена 22 июня 2019 года в столице Бахрейна на конференции «Мир во имя процветания», на которой не приняли участие Ирак и Ливан. Экономическая часть или так называемая «большая сделка века», в частности предполагалось, что в Египет, Палестину, Ливан, Иорданию будут направлены инвестиции 50 млрд долларов, более половины из которых будут переданы Палестине для того, чтобы она реализовала стратегические проекты в образовании, медицине, промышленности, 1 млрд. — на туризм, 5 млрд. — на строительство транспортных сетей, которые соединят Сектор Газа и Западный берег реки Иордан через Израиль. Экономическая часть плана предполагает создание в Палестине 1 млн рабочих мест, что увеличит валовый внутренний продукт в течение 10 лет.
Таким образом,можно сделать вывод о том, в 2017–2018 годах конфликт на ближнем Востоке вновь получил эскалацию, а США уже не стараются мирным путём его разрешить и действия администрации президента США в этот период лишь усугубили сложную ситуацию. Соединенные Штаты уже давно пытались договориться об урегулировании арабо-израильского конфликта, но несколько факторов, включая глубокие разногласия между сторонами и внутри сторон и снижение заинтересованности США в выполнении своей традиционной роли честного посредника, снижают шансы на мирное соглашение. План США по урегулированию конфликта на Ближнем Востоке, опубликованный в 2019 году, не принес ожидаемых результатов. Следовательно, в XX веке и в начале XXI в. было предпринято несколько попыток дипломатического урегулирования арабо-израильского конфликта. Большинство встреч по ближневосточной проблеме было проведено при посредничестве США, в редких случаях и стран ЕС. Как видно из описанных выше событий, мирное урегулирование по основным проблемам во всех случаях не приводило к конкретным положительным результатам, а порой и ухудшало обстановку вокруг конфликта. Как мы можем проследить, интерес США к Ближнему Востоку угас, поскольку другие регионы получили приоритет, как было подчеркнуто Обамой «Поворотом в Азию». Администрация Трампа вновь разожгла споры вокруг данного региона, встав на сторону Израиля, нарушив десятилетнюю политику США, направленную на то, чтобы выступать в качестве нейтрального посредника в переговорах.
Литература:
- Arab world warns US not to recognize Jerusalem as Israeli capital/ 04/12/17 // Website: Made for minds. // URL:https://www.dw.com/en/arab-world-warns-us-not-to-recognize-jerusalem-as-israeli-capital/a-41631128
- What is USA Policy on the Israeli-Palestinian Conflict? 27 мая 2021. // Сайт: Council on Foreign Affairs. [Электронный ресурс] URL:https://www.cfr.org/backgrounder/what-us-policy-israeli-palestinian-conflict
- Trump’s America lost mediator’s role in Arab-Israeli conflict — Palestinian Authority’s Abbas. 31.03.19 // Websire: RT News App. URL:https://www.rt.com/op-ed/us-mediation-israeli-palestinian-problem-572/
- Кондратенко О. А. Арабо-израильский конфликт // Вестник научных конференций. 2016. № 9. С.150–152.
- Малышев Д. А. Попытки политического урегулирования арабо-израильского конфликта: конференции в Вашингтоне и Осло (1992–1993 гг.) // Исторические науки. 2017. № 3. С. 10–13.
- Мирский Г. И. Ближневосточные потрясения и западный мир // Мировая экономика и международные отношения. 2018. № 2. С.51–62.
- Рыжов И. В., Бородина М. Ю. Арабо-израильский конфликт: историческая ретроспектива, современное состояние и тенденции // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Международные отношения, политология, регионоведение. 2018. № 6. С.332–339.
- Чекал А. А. Корни арабо-израильского конфликта // Молодой ученый. 2016. № 28. С. 781–783.
- Чернин В. О причинах провала планов решения арабо-израильского конфликта // Институт ближнего востока. 2017. № 7. С. 15–19.
- Eduardo Uziel. World, Peace and Mediation in the Middle East // BPC Policy Brief. 2015. № 5.
Ключевые слова
США, террористическая организация, арабо-израильский конфликт, Израиль, суверенитет, посредничество, Палестина, произраильская политикаПохожие статьи
Ближневосточное противостояние СССР и США в 1940–60-е гг. как отражение борьбы двух держав за доминирование в мире
В статье анализируются события, происходящие на территории Ближнего Востока с 1940-х по 1960-е гг. Исследуются конкретные политические и военные действия сторон азиатского конфликта. Рассматриваются советско-американские отношения в период кризисного...
Экономические санкции против России: опыт Китая и российская практика
В статье рассмотрены пути преодоления Россией санкций, установленных против неё Соединенными Штатами Америки, на примере одной из самых динамично развивающихся стран мира — Китая. В статье даётся оценка действий КНР при политическом кризисе 1989 г. и...
Современные средства противодействия радикализму: новые вооруженные формирования и их применение (опыт Ирака, Сирии, Афганистана, Анголы, Сомали)
Автор статьи рассматривает институт ЧВК как одно из перспективных средств борьбы с различными формами радикализма (национального и религиозного). Проанализирован международный опыт применения частной военной компании, обозначены сильные стороны орган...
Роль США во внешней политике Тайваня на современном этапе
Статья посвящена рассмотрению изменений во внешнеполитическом векторе США в отношении Тайваня и его влиянию на роль и место американского вектора в Китайской Республике. Продемонстрировано, что трансформация подходов администрации Дж. Байдена ведет к...
Дискуссия о совместном использовании ядерного оружия в контексте японо-американского сотрудничества в сфере безопасности
В статье автор анализирует периодически возникающий в политическом дискурсе Японии вопрос о совместном владении ядерным оружием с Соединёнными Штатами. События начала 2022 года придали импульс обсуждению такой возможности, однако официальная позиция ...
Роль Европейского союза в ближневосточном конфликте
Европейский союз давно включил Ближний Восток в перечень приоритетных направлений своей внешней политики. В связи с этим ЕС прилагает особые усилия для развития экономических и политических отношений с регионом. В последнее время, в связи с политичес...
Оценка США террористической угрозы со стороны проиранских боевиков в Афганистане
Статья посвящена анализу угрозы со стороны проиранской шиитской террористической группировки «Фатимиюн» в адрес дислоцирующихся на территории Афганистана вооруженных сил США. Рассматриваются причины активизации боевиков группировки. Обосновывается не...
«Большая стратегия» США в начале XXI в.
Проанализирована внешняя политика США в начале XXI в. в связи с необходимостью разработки «большой стратегии» в период президентств Дж.У. Буша и Б. Х. Обамы. Исследованы стратегические цели и внешнеполитические средства, их влияние на международную с...
Конфликты между политической властью КНР и религиозными движениями: возможность представления угрозы национальной безопасности России
В статье рассматривается государственная политика КНР в вопросах религии. Данные материалы показали, что установление полного государственного контроля над религией является важной задачей китайского руководства, приобретающей особое значение ввиду т...
Современная политика Тайваня в условиях американо-китайского декаплинга
Статья посвящена позиции и политическим устремлениям правительства Тайваня, в условиях обострившейся конфронтации США и Китая. Утверждается, что партийная платформа Китайской Республики выступает за независимость и приверженность американским идеям о...
Похожие статьи
Ближневосточное противостояние СССР и США в 1940–60-е гг. как отражение борьбы двух держав за доминирование в мире
В статье анализируются события, происходящие на территории Ближнего Востока с 1940-х по 1960-е гг. Исследуются конкретные политические и военные действия сторон азиатского конфликта. Рассматриваются советско-американские отношения в период кризисного...
Экономические санкции против России: опыт Китая и российская практика
В статье рассмотрены пути преодоления Россией санкций, установленных против неё Соединенными Штатами Америки, на примере одной из самых динамично развивающихся стран мира — Китая. В статье даётся оценка действий КНР при политическом кризисе 1989 г. и...
Современные средства противодействия радикализму: новые вооруженные формирования и их применение (опыт Ирака, Сирии, Афганистана, Анголы, Сомали)
Автор статьи рассматривает институт ЧВК как одно из перспективных средств борьбы с различными формами радикализма (национального и религиозного). Проанализирован международный опыт применения частной военной компании, обозначены сильные стороны орган...
Роль США во внешней политике Тайваня на современном этапе
Статья посвящена рассмотрению изменений во внешнеполитическом векторе США в отношении Тайваня и его влиянию на роль и место американского вектора в Китайской Республике. Продемонстрировано, что трансформация подходов администрации Дж. Байдена ведет к...
Дискуссия о совместном использовании ядерного оружия в контексте японо-американского сотрудничества в сфере безопасности
В статье автор анализирует периодически возникающий в политическом дискурсе Японии вопрос о совместном владении ядерным оружием с Соединёнными Штатами. События начала 2022 года придали импульс обсуждению такой возможности, однако официальная позиция ...
Роль Европейского союза в ближневосточном конфликте
Европейский союз давно включил Ближний Восток в перечень приоритетных направлений своей внешней политики. В связи с этим ЕС прилагает особые усилия для развития экономических и политических отношений с регионом. В последнее время, в связи с политичес...
Оценка США террористической угрозы со стороны проиранских боевиков в Афганистане
Статья посвящена анализу угрозы со стороны проиранской шиитской террористической группировки «Фатимиюн» в адрес дислоцирующихся на территории Афганистана вооруженных сил США. Рассматриваются причины активизации боевиков группировки. Обосновывается не...
«Большая стратегия» США в начале XXI в.
Проанализирована внешняя политика США в начале XXI в. в связи с необходимостью разработки «большой стратегии» в период президентств Дж.У. Буша и Б. Х. Обамы. Исследованы стратегические цели и внешнеполитические средства, их влияние на международную с...
Конфликты между политической властью КНР и религиозными движениями: возможность представления угрозы национальной безопасности России
В статье рассматривается государственная политика КНР в вопросах религии. Данные материалы показали, что установление полного государственного контроля над религией является важной задачей китайского руководства, приобретающей особое значение ввиду т...
Современная политика Тайваня в условиях американо-китайского декаплинга
Статья посвящена позиции и политическим устремлениям правительства Тайваня, в условиях обострившейся конфронтации США и Китая. Утверждается, что партийная платформа Китайской Республики выступает за независимость и приверженность американским идеям о...