Реализация программ субсидирования малого и среднего бизнеса в период пандемии | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 15. Экономика

Опубликовано в

XXXIX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2022)

Дата публикации: 13.05.2022

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Ишутина, А. С. Реализация программ субсидирования малого и среднего бизнеса в период пандемии / А. С. Ишутина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 39-44. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/445/17183/ (дата обращения: 03.05.2024).



В данной статье рассматривается банковский кредит как способ финансирования организаций с учетом внешних обстоятельств 2020-ого года. Коронавирусная пандемия негативно отразилась на деятельности хозяйствующих субъектов, что сподвигло российское государство принять меры поддержки малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, банковский кредит, субсидии.

Пандемия, как негативный внешний фактор, оказала свое влияние на экономику России весной 2020-ого года, но по сей день хозяйствующие субъекты продолжают сталкиваться с разными проблемами.

Со времен начала пандемии, когда был издан Указ Президента РФ от 02.04.2020 N 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", многие организации оказались на грани банкротства. Отсутствие выручки повлекло невозможность выплатить заработную плату, арендную плату, налоговые платежи, рассчитаться с поставщиками и так далее, что обратило деятельность компаний в упадок. Однако системообразующие компании и юридические лица, наиболее пострадавшие от пандемии, получили право на мораторий на банкротство как отдельную меру поддержки [3].

Сильнее всего пострадали организации малого и среднего бизнеса, в связи с чем Правительство Российской Федерации разработало ряд мер для поддержки данного сегмента, таких как предоставление субсидий кредитными организациями в виде банковского кредита.

Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. N 422 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году субъектам малого и среднего предпринимательства на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости» дало возможность малым и микропредприятиям получать кредиты под 0 % с условием заключения сделки не ранее 30 марта 2020 года и не позднее 30 сентября 2020 года. Это позволило экономическим субъектам не прекращать хозяйственную деятельность и рассчитываться с контрагентами, в том числе и со своими сотрудниками в отношении выплаты заработной платы, а банки, в свою очередь, возмещали недополученный доход посредством предоставленных государством субсидий [1].

Разберем подробнее: на период действия кредитного соглашения, заключенного между банком и заемщиком, действует процентная ставка 0 %. Целевым назначение использования кредитных средств является выплата заработной платы сотрудникам (включая выдачу через кассу), а также выплата налогов. Кредитный договор может быть заключен до 30.09.2020, а выборка кредитных средств может быть осуществлена вплоть до 31.10.2020.

Постановление Правительства РФ от 16 мая 2020 г. N 696 “Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности” также позволило финансово-кредитным организациям восполнить недополученные доходы по кредитам, а юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в период с 1 июня 2020 года по 30 ноября 2020 года — возобновить хозяйственную деятельность. Целевое использование кредитов по субсидии 696: выплата зарплаты сотрудниками, перечисление налогов и страховых взносов, а также пополнение оборотных средств. По истечении программы субсидирования 696, предоставленной Министерством экономического развития РФ, заёмщик обязан погасить долг до 30.06.2021, а также документально подтверждать целевое использование кредитных средств в рамках открытого кредитного соглашения [2].

В общей сложности правительство РФ выделило 81,1 млрд рублей для помощи малому и среднему бизнесу, начиная с марта 2020 года при условии сохранения 90 % работников от общей численности сотрудников организации.

Проведя подсчеты, Кабинет министров создал перечень их 970 тысяч юридических лиц, находящихся на территории всей России. Наибольший процент хозяйствующих субъектов, нуждающихся в материальной помощи государства, расположился в Центральном и Южном федеральных округах.

Правительством РФ были выдвинуты требования, которые необходимо соблюдать представителям малого и среднего бизнеса для включения в программы субсидирования. К таковым относятся: отсутствие просроченной задолженности по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных из федерального бюджета; субъект не должен являться иностранным юридическим лицом или российским, в уставном капитале которого имеется доля участия иностранных юридических лиц; получение выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП не позднее 1 марта 2020 года; также для малого бизнеса — срок действия фирмы на рынке не более 2-х лет.

Вплоть до 01.11.2020 банк устанавливает заемщику процентную ставку в размере 2 %, а сама финансово-кредитная организация получает 7 % в качестве возмещения недополученного ею дохода, при этом заемщик погашает основной долг либо в конце кредитного договора, либо с отсрочкой в 6 месяцев, начиная с октября 2020-ого года до 30.06.2021.

Обе программы в целом направлены на сохранение рабочих мест и поддержание отраслей, наиболее пострадавших от коронавируса.

В России к наиболее пострадавшим отраслям относятся:

  1. Авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки (аэропорты, вокзалы, автовокзалы, порты);
  2. Культура, организация досуга и развлечений (театры, кинотеатры, музеи, зоопарки);
  3. Физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт (фитнес-центы, тренажерные залы, бассейны, санатории);
  4. Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма (турагентства);
  5. Гостиничный бизнес (отели, гостиницы, мотели);
  6. Общественное питание (кафе, рестораны, фуд-корты);
  7. Деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений (учебные заведения коммерческого характера);
  8. Деятельность по организации конференций и выставок (научные конференции, выставки);
  9. Деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (салоны красоты, парикмахерские, химчистка)
  10. Деятельность в области здравоохранения (стоматологии);
  11. Розничная торговля непродовольственными товарами (торговля автомобилями, мотоциклами, прочим оборудованием, запчастями).

Проведенная правительством оценка показала, что поддержку получат более 1,1 тысячи компаний. Департамент инвестиционной политики и развития предпринимательства опубликовал результаты отбора в реализации Программ 422 и 696, где сказано, что в них принимают участие 50 и 40 банков соответственно. По расчетам Минэкономразвития общая сумма мер поддержки для МСП составила более 1 трлн. руб., что позволило сохранить около 8 млн. рабочих мест.

Наиболее активное участие в реализации государственных программ поддержки бизнеса приняли ПАО Сбербанк и ВТБ (ПАО), их доля составила 43 % и 21 % соответственно от общего числа выданных льготных кредитов. ВТБ насчитывает в общей сложности более 20 000 кредитных соглашений на сумму свыше 92 млрд. руб.

В ТОП-5 регионов по объему оказанной работы Банком ВТБ поддержки бизнеса вошли Москва, Санкт-Петербург, Воронежская область, Нижегородская область и Республика Татарстан.

Резкое снижение ключевой ставки до 4,25 % было основным инструментом регулирования экономики в условиях пандемии [4]. Смягчение денежно-кредитной политики предполагало недопущение экономического упадка, сдерживание темпов инфляции, что позволило избежать таких экономических проблем как безработица и в целом поддержать финансовую стабильность страны.

Наиболее острые проблемы, с которыми компании сталкиваются в постпандемический период, это падение спроса, отток клиентов, долги перед различными контрагентами, банкротство поставщиков. Именно поэтому доступность кредитования остается важным критерием функционирования российских хозяйствующих субъектов, что становится важнейшей задачей экономики нашей страны.

Литература:

  1. Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 422 (ред. от 24.04.2020) «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости» // СПС КонсультантПлюс
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 № 696 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности» // СПС КонсультантПлюс
  3. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2003г.
  4. Сайт Центрального Банка РФ. — URL: http//www.cbr.ru (дата обращения: 12.05.2022).