Японский опыт в проведении политики «мягкой силы» в странах Юго-Восточной Азии как способ улучшения имиджа государства | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 21. Политология

Опубликовано в

XXXVIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2022)

Дата публикации: 06.05.2022

Статья просмотрена: 220 раз

Библиографическое описание:

Шаталова, К. Е. Японский опыт в проведении политики «мягкой силы» в странах Юго-Восточной Азии как способ улучшения имиджа государства / К. Е. Шаталова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 27-34. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/442/17161/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье автор показывает, что концепция «мягкой силы» способна раскрыть возможности имиджа страны в качестве средства усиления своего влияния, так как именно правильно выстроенный имидж дает государству проводить более эффективную внешнюю политику с другими акторами международных отношений. Несмотря на сложный исторический опыт, Япония является хорошим примером налаживания отношений и улучшения уже сложившегося образа своего государства в странах Юго-Восточной Азии с помощью политики «мягкой силы» в целях продвижения своих интересов в регионе.

Ключевые слова: Япония, Юго-Восточная Азия, АСЕАН, мягкая сила.

Важность имиджа государства на международной арене в наше время приобретает все большее значение. Благодаря привлекательному образу в мире государство способно более эффективно проводить свою внешнюю политику. Термин «мягкая сила» быстро стал известен широкому кругу специалистов уже в конце 1990-х годов, являясь формой внешнеполитической стратегии, предполагающей способность добиваться результатов на основе привлекательности, в отличие от «жёсткой силы», которая подразумевает принуждение и привлечение военных методов воздействия.

Концепция «мягкой силы» рассматривалась во многих исследованиях, и при комплексном ее изучении многие авторы выделяют инструменты и ресурсы «мягкой силы». И, несмотря на отличия в теориях исследователей, можно отметить, что структурные компоненты «мягкой силы» схожи у многих авторов. При этом составляющие данной концепции способствуют либо укреплению имиджа государства, либо его продвижению [1].

Например, к основным каналам реализации политики «мягкой силы» часто относят: публичную дипломатию, культурную дипломатию, информационную политику, внешнюю культурную политику, гуманитарную помощь, образовательную политику, экспорт массовой культуры, экономическую политику и так далее.

К основным ресурсам «мягкой силы», как правило, относят: классическую и массовую культуру, бизнес-культуру, устойчивую экономику, инвестиции, уровень жизни населения, распространенность национального языка в мире, образование, внимание к проблемам экологии, спортивные успехи страны, проведение международных спортивных мероприятий, развитие научной сферы и технологий, туризм, проведение международных встреч, конференций, стажировок, обмен опытом, официальная помощь развитию. На благо страны также должны эффективно работать авторитетные негосударственные структуры и СМИ. Не стоит забывать про способность государства использовать потенциал «мягкой силы» для продвижения своей сформулированной стратегии внешней политики.

В наше время многие страны активно следуют политике «мягкой силы» в целях улучшения имиджа своего государства. Имея плохой имидж в международных кругах, страна менее эффективно проводит внешнюю политику, обладает меньшим количеством экономических партнеров и слабым влиянием на международные процессы, менее эффективно продвигает свою политическую модель и сталкивается с другими ограничениями, которые способны повлиять на развитие государства. Но как можно скорректировать уже сложившийся образ? Для этого необходимо проводить грамотную имиджевую политику, которая бы задействовала ресурсы «мягкой силы». Существует три пути воздействия на имидж: модификация имиджа; создание имиджа, который ранее отсутствовал; нейтрализация негативных аспектов и построение нового имиджа.

Япония обладает одними из наиболее привлекательных инструментов и ресурсов «мягкой силы» среди других государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Их основу составляют национальная культура, рабочая система оказания помощи развивающимся странам, а также политические ценности. Потенциал «мягкой силы» Японии подкрепляется образом пацифистской страны, созданным после включения в Конституцию Японии пунктов, запрещающих использование военной силы и права на ведение войны как способа разрешения международных споров, во второй половине XX века [2].

Однако для Японии существуют некоторые ограничения на использование во внешней политике инструментов «мягкой силы». Привлекательность её применения снижается, когда речь идет об историческом наследии Второй мировой войны.

Страны Юго-Восточной Азии давно являются важным направлением японской внешней политики. В начале XX века Япония взяла на себя роль лидера антиевропейского движения народов ЮВА, находившихся под гнетом колонизаторов. В конце 1930-х годов Япония выступила с идеей собственного регионального порядка в Азии, но последствия ее реализации оказались болезненными для самой Японии и для ее соседей. Во времена Второй мировой войны, используя антиколониальные настроения местных народов, японская сторона выдвинула план «построения Великой Восточно-Азиатской сферы сопроцветания» [3]. После поражения во Второй мировой войне частью политического и общественного сознания многих стран региона стала «историческая память» о Японии как о стране-агрессоре.

Страны ЮВА в отличие от некоторых других стран в меньшей степени вспоминают о негативном прошлом в отношениях с Японией. Стоит отметить, что по оценкам сингапурского Института исследований Юго-Восточной Азии Япония на протяжении 2019–2021 годов оставалась страной, которой, среди всех основных партнеров, АСЕАН доверяли больше всего и оценивали ее действия по поддержанию безопасности в регионе как наиболее правильные по сравнению с действиями других государств.

Возрастание роли Японии благодаря её экономическим успехам в международных делах в середине 1970-х определило необходимость выдвижения японским правительством доктрины отношений со странами ЮВА. В ней просматривалось стремление Японии занять лидирующие позиции в ЮВА путем наращивания культурных, политических и торгово-экономических связей со странами региона.

С 1970-х годов вместе с двусторонним сотрудничеством с отдельными странами региона Япония начала выстраивать взаимодействие со странами АСЕАН. Отношения с Ассоциацией диалогового партнерства были установлены в 1977 году. В 2004 году Япония присоединилась к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии.

Сегодня особым направлением в рамках диалогового партнерства считаются усилия Японии и АСЕАН по сближению их стратегий в отношении Индо-Тихоокеанского региона [4]. Новый министр иностранных дел Японии Тосимицу Мотэги во время выступления в Джакарте в 2020 году поддержал документ «Взгляд АСЕАН на Индо-Тихоокеанский регион», определяя центральную роль АСЕАН в ИТР. Министр объяснил позицию правительства тем, что образ будущего ИТР в документе имеет много общего с представлениями японцев.

По итогам 23-го саммита АСЕАН и Японии в 2020 году диалоговые партнеры приняли Совместное заявление о сотрудничестве в области реализации Видения ИТР АСЕАН. В нем были выделены основные области координации японской концепции ИТР и Индо-Тихоокеанского подхода АСЕАН: сотрудничество в сфере экономики, в области достижения целей устойчивого развития ООН, борьба с загрязнением мирового океана мусором, поддержка со стороны Японии проекта сети умных городов в АСЕАН, обеспечение безопасности на море, развитие цифровой экономики и борьба с последствиями пандемии коронавируса. Стоит отметить, что в период пандемии COVID-19 Япония направила 50 млн долларов на работу Центра АСЕАН по борьбе с угрозами в области здравоохранения и новыми заболеваниями, созданного в 2020 году.

Из числа стран Юго-Восточной Азии ключевыми партнерами Японии по каждому из трёх основных направлений экономического сотрудничества (торговли, взаимных капиталовложений, официальной помощи развитию) являются экономически более развитые страны. Следовательно, основными внешнеторговыми партнерами Японии среди стран ЮВА являются Сингапур, Малайзия, Таиланд, Индонезия, тогда как торговля с Брунеем, Лаосом, Мьянмой и Камбоджей развита заметно слабее [5].

С середины 2000-х годов увеличились объёмы притока японских инвестиций в наиболее развитые страны ЮВА. Если раньше они исчислялись сотнями миллионов долларов, то после 2005 года стали иметь миллиардные показатели. Основные получатели японских ПИИ — Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Вьетнам, Таиланд. Также активизировались японские инвестиции в менее развитые страны субрегиона — Лаос, Мьянму и Камбоджу. Стоит отметить, что более скромные торгово-инвестиционные связи Японии с менее развитыми странами ЮВА (Лаос, Мьянма, Камбоджа) компенсируются предоставлением им официальной помощи развитию (ОПР).

Создание японской официальной помощи развитию (ОПР) можно охарактеризовать наличием идеи паназианизма, то есть укрепления позиций Японии в Юго-Восточной Азии, трансформации данного региона в сосредоточение японских экономических и политических усилий [6]. Важно подчеркнуть, что ОПР усиливала восприятие Японии странами ЮВА как богатого капиталами партнёра, который является ответственным региональным актором, заинтересованным в развитии своих партнёров.

Сотрудничество со странами АСЕАН является одним из приоритетных направлений японской ОПР. Примерно 60 % двусторонней ОПР, которую получают страны АСЕАН, поступает из Японии. Япония работает над использованием ОПР в целях укрепления отношений и уменьшения регионального неравенства с учетом вопросов укрепления экономического партнерства с регионом. Помощь со стороны Японии после Азиатского финансового кризиса 1997–1998 годов странам ЮВА возросла на 71 %. Индонезия в 1999 году получила 2,4 млрд долларов, что для одной страны является рекордом в истории японской ОПР. Малайзии было выделено 2,2 млрд долл., Таиланду — 1,9 млрд долл., Филиппинам — 1,6 млрд долл.

Следует обратить внимание также на значительные успехи японской культурной дипломатии. Программы в данной области, проводимые с акцентом на межазиатских связях и принадлежности Японии к региону, способствовали проникновению японского влияния в различные сферы жизни ЮВА (промышленность, финансы, культуру, туризм), а также стали одним из главных инструментов изменения восприятия Японии в регионе [7].

Японский Фонд является организацией, созданной в 1972 году при МИД Японии. В 2003 году Фонд получил статус независимой административной организации. Так, с 2007 по 2012 годы Японский Фонд проводил программу студенческих и молодежных обменов между Японией, Восточной и Юго-Восточной Азией под названием «Дженезис». Она предполагала посещение Японии молодыми людьми для углубления понимания японского общества и его культуры. За этот период Японию посетили 488 человек, около 70 % которых было из Юго-Восточной Азии. В программе приняли участие студенты из Сингапура, Индонезии, Филиппин, Вьетнама и Мьянмы.

После реорганизации Японского Фонда, в 2014 году был создал Азиатский центр, который отвечал за культурный обмен со странами АСЕАН. Данное подразделение ведёт активную политику продвижения японского менталитета в странах ЮВА. Азиатский центр проводит множество культурных мероприятий на территории Азии, посвященных таким областям, как искусство, религия, спорт, кино и так далее. Также Японский Фонд проводит мероприятия на территории своей страны. В 2018–2019 годах было организовано более 450 культурных мероприятий, в которых приняло участие более 1 миллиона человек. Одним из важных событий для формирования общественного мнения о Японии в странах АСЕАН можно назвать Японский кинофестиваль, который проходит при Азиатском центре с 2014 года. Данное событие помогает сформировать мнение о японской культуре, восприятии страны и ее истории у людей разных поколений.

Анализ посещаемости культурных мероприятий в рамках Азиатского центра и международных программ показали, что интерес к культуре Японии в странах АСЕАН по сравнению с другими регионами особенно растёт. Причиной является укрепление экономических связей этих стран с Японией, что ведёт к увеличению числа организованных Японским Фондом мероприятий и программ как в Японии, так и в странах региона.

Таким образом, представленный анализ позволяет сделать вывод о том, что за десятилетия, прошедшие со времен окончания Второй мировой войны, Япония смогла трансформировать свою роль в Юго-Восточной Азии и добиться изменений в восприятии ее образа странами региона.

Несмотря на нелинейный характер отношений Японии со странами Юго-Восточной Азии во второй половине ХХ века, остается фактом успех Японии в преодолении негативного образа времен Второй мировой войны и ее выход на позиции одной из наиболее привлекательных альтернативных сил в условиях обострения китайско-американских противоречий. Также благодаря расширению экономических связей с регионом, интерес среди жителей стран Юго-Восточной Азии к Японии растёт.

Литература:

1. Ведерникова М. И. Имидж страны как элемент «мягкой силы» / М. И. Ведерникова — Текст: электронный // Политика и общество. — 2018. — № 1. — С. 35–43. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-strany-kak-element-myagkoy-sily (дата обращения: 29.04.2022).

2. Крячкина Ю. А. Мягкая сила во внешней политике Японии: ключевые особенности / Ю. А. Крячкина — Текст: электронный // Проблемы национальной стратегии. — 2019. — № 6(57). — С. 95–107. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42315191 (дата обращения: 30.04.2022).

3. Колдунова Е. В. Феномен трансформации отношений Японии и стран Юго-Восточной Азии во второй половине ХХ — начале ХХI вв.: опыт для России / Е. В. Колдунова — Текст: электронный // Японские исследования. — 2021. — № 3. — С. 102–116. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47284454 (дата обращения: 30.04.2022).

4. Цветов П. Ю. Новые предложения японской дипломатии странам АСЕАН / П. Ю. Цветов — Текст: электронный // Актуальные проблемы международных отношений и международного права: материалы международной конференции. — Москва: Дипломатическая академия МИД РФ, 2020. — С. 58–61. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42869103 (дата обращения: 02.05.2022).

5. Мищенко Я. В. Экономические связи Японии с государствами Юго-Восточной Азии в XXI веке / Я. В. Мищенко — Текст: электронный // Ежегодник Япония. — 2019. — № 48. — С. 132–154 — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-svyazi-yaponii-s-gosudarstvami-yugo-vostochnoy-azii-v-xxi-veke (дата обращения: 02.05.2022).

6. Конопьянова Л. О. Официальная помощь развитию Японии в странах АСЕАН / Л. О. Конопьянова — Текст: электронный // Вестник Том. гос. ун-та. — 2018. — № 426. — С. 130–132. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ofitsialnaya-pomosch-razvitiyu-yaponii-v-stranah-asean (дата обращения: 02.05.2022).

7. Буракова, А. А. Культурная политика японского фонда в Юго-Восточной Азии / А. А. Буракова, М. С. Семешко — Текст: электронный // Наука и практика в XXI веке: межвузовский сборник научных трудов. — Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2020. — С. 38–44. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44489880 (дата обращения: 03.05.2022).