Проблемы и перспективы подготовки и переподготовки рабочих кадров для автотранспортной отрасли региона Сибири на примере КГАПОУ «Красноярский техникум транспорта и сервиса» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лукьянова, М. И. Проблемы и перспективы подготовки и переподготовки рабочих кадров для автотранспортной отрасли региона Сибири на примере КГАПОУ «Красноярский техникум транспорта и сервиса» / М. И. Лукьянова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXXVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 47-57. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/436/17086/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье рассматривается профориентационная работа как неотделимая часть образовательного процесса. Модернизация российского образования направлена на повышение качества подготовки специалистов всех уровней. Подготовке рабочих кадров, способных вносить больший вклад в экономический рост и социально-экономическое развитие региона, поможет модернизированная система образования, которая будет выпускать специалистов с востребованными профессиональной квалификацией и общими широкими и взаимозаменяемыми навыками. Это позволит решить вопрос увеличения производительности и конкурентоспособности экономики в регионе. Эффективная профессиональная ориентация рассматривается в качестве предпосылок профессионального самоопределения и достижения состояния успешности в сфере профессионального образования. Создание инфраструктурных единиц: учебных центров профессиональных квалификаций, многофункциональных центров прикладных квалификаций, на предприятиях — подразделений учебных заведений сформирует перспективное направление региона Сибири.

Ключевые слова: профориентационная работа, профессиональная ориентация, подготовка и переподготовка, формирование ресурсных центров, модернизация российского образования.

Современное развитие бизнеса, технологий, отраслей, инноваций и стратегические задачи России требует от системы образования реакции на запросы рынка труда. Необходима совместная работа с работодателями, для оценки перспективы профессий: от самых успешных компаний, до небольших инновационных компаний.

Система образования — это опора и кузница высококвалифицированных кадров. Следует определить вектор развития подготовки и переподготовки кадров, которые построят будущее, для этого необходимо идти в ногу с происходящими изменениями, с помощью своевременной и совместной работой образовательных организаций и работодателей.

Успешная карьера зависит от желания обучающихся осваивать профессии. А предложить качественные и интересные образовательные программы и продемонстрировать их важность — это задача образовательных организаций [2].

Решение проблемы удаленности от рынков сбыта, возможно, с развитием транспортной инфраструктуры. Значение транспорта для региона Сибири очевидно: при помощи транспорта в экономику вовлекаются новые территории, природные ресурсы, повышается мобильность населения, повышается качество жизни. Быстрые темпы автомобилизации, рост пассажиропотоков и грузопотоков влечет за собой прирост транспортной инфраструктуры. Изменения в автомобилестроение продолжаются в количественном и качественном отношении. Продолжается строительство автодорог, возрастают объемы грузоперевозок, растет количество автовладельцев, и увеличивается объем автосервисных услуг. Все эти процессы требуют обеспечения квалифицированными кадрами. Трудовые ресурсы, работающие в транспортной сфере, всегда высоко востребованы. Дефицит квалифицированных кадров, является важной проблемой отрасли. Для автотранспортной отрасли, подготовка и переподготовка кадров, становится более значимой в работе транспортно-дорожного комплекса региона Сибири.

Изменившиеся требования к профессиональной компетентности современного специалиста делают необходимым внесение соответствующих изменений в области профессиональной ориентации [7].

Появляется необходимость лицензирования новых основных профессиональных образовательных программ, а также разработки программы профессионального обучения, с целью подготовки кадров, для предприятий транспортной инфраструктуры.

В соответствии с запросами рынка труда и требованиями к результатам освоения основных образовательных программ, выпускники должны обладать соответствующими направлениями компетенций, которые обеспечат их конкурентоспособность [4].

Изменения в экономической и социальной сферах носят перманентный характер, требуют постоянного мониторинга и своевременных преобразований в системе подготовки специалистов с учетом перспектив развития [1].

Повышаются требования к качеству подготовки специалистов, зависящие от самоопределения выпускников среднего профессионального образования и учащихся общеобразовательной школы. Прослеживается и актуализируется тенденция развития среднего образования, в условиях рынка труда усиливается его взаимосвязь с профессиональным образованием и профессиональной ориентацией [3].

Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов для транспорта, постоянно задумываются о перспективах развития.

КГАПОУ «Красноярский техникум транспорта и сервиса» приобретает региональное и межрегиональное значение, так как существует потребность региона в подготовке и переподготовке квалифицированных кадров для автотранспортной отрасли.

Определяя векторы развития техникума, необходимо выбрать эффективные способы достижения результатов в подготовке кадров, востребованных в автотранспортной отрасли, высока динамика появления новых задач в транспортной отрасли и в сфере профессионального образования.

Коллектив техникума включился в основные федеральные проекты, направленные на развитие профессионального образования:

— чемпионатное движение «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия») с постепенным расширением перечня компетенций и включением в чемпионат юниоров;

— лицензирование основных программ профессионального образования по профессии и специальности из списка ТОП-50;

— внедрение в практику в виде демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс, методики независимой государственной итоговой аттестации;

— участие в реализации проекта Академии Ворлдскиллс, по повышению квалификации преподавателей (мастеров производственного обучения), по стандартам Ворлдскиллс;

— участие в реализации профориентационного проекта Союза Ворлдскиллс «Билет в будущее»;

— участие в реализации проекта «Обучение граждан предпенсионного возраста 50+»;

— получение гранта на обеспечение материально-технической базы техникума, для получения профессионального образования, соответствующего требованиям экономики и запросам рынка труда.

— участие в проекте «Обучение граждан, пострадавших от COVID-19».

Участие в данных проектах принесло положительные плоды:

— повысилась квалификация педагогических работников техникума;

— повысилось качество профессиональной подготовки студентов;

— запущен механизм переноса практики Ворлдскиллс в образовательный процесс;

— укрепились лидерские позиции техникума среди однопрофильных учреждений среднего профессионального образования региона Сибири;

— повысился рейтинг техникума среди учащихся школ и их родителей;

— приобретены программные продукты и современное оборудование, позволяющее применять дистанционные образовательные технологии;

— установлены партнерские отношения с предприятиями-работодателями региона Сибири.

Перечисленные векторы развития техникума были определены внешними вызовами. Из числа внутренних проектов можно назвать организационно-управленческий проект «Создание специализированной структуры «SkillsPark», которому был присвоен статус краевой инновационной площадки на период создания и запуска. Среди приоритетных задач данной структуры — установление партнерских отношений с профильными предприятиями на долгосрочной основе.

Опыт работы в условиях пандемии показал, что обучение в смешанном формате позволяет оптимизировать содержание под индивидуальные потребности и способности студента, развивать академическую самостоятельность. Что относится к мотивированным студентам, при низкой мотивации смешанный формат обучения представляется проблематичным.

Анализ результатов обучения граждан, пострадавших от COVID-19, показал, что требуется расширение перечня программ профессионального обучения, которые можно реализовывать на базе мастерских техникума с применением смешанного формата.

Выявлены и слабые места:

— низкая мотивация многих студентов к овладению профессией или специальностью, среди них высокий процент тех, кто не определился относительно своей будущей профессиональной деятельности;

— недостаточная методическая квалификация мастерского состава;

— узкопрофильный набор программ профессионального обучения.

Проблемой является и недостаточный уровень владения дистанционными технологиями обучения у педагогических работников техникума. В условиях дистанционного обучения требуется тщательная проработка учебного ресурса: необходимо представлять видео- и аудио записи, презентации, игры, фильмы.

Образовательная организация самостоятельно формирует формы и системы стимулирования повышения знаний и компетенций работников, которые обеспечивают качество образовательных услуг, конкурентоспособность организации в подготовке кадров в соответствии с потребностями и запросами рынка труда [4].

В числе важнейших проблем остаётся налаживание партнерских отношений, с профильными автотранспортными предприятиями, для взаимовыгодного сотрудничества, в которых студенты техникума могли бы проходить производственную практику, под руководством наставника — работника предприятия, при осуществлении независимой оценки качества подготовки студентов, проводились бы различные мероприятия и совместные конкурсы профессионального мастерства.

Техникум вошел в состав партнеров ПАО «НК «Роснефть» по подготовке кадров для реализации проекта «Восток-Ойл». Перед коллективом стоит новая задача по подбору кандидатов на обучение, готовых работать вахтовым методом, также предстоит разработать образовательные модули, учитывающие специфику техники и арктические условия работы.

Реализация обозначенных задач, позволит решить ключевые проблемы — обеспечение доступности инфраструктуры техникума и её эффективного использования для кадрового обеспечения предприятий региона Сибири.

Согласно Стратегии социально-экономического развития Красноярского края продолжается реализация мер, направленных на развитие пассажирских и грузовых перевозок внутренним водным транспортом, сохранение и развитие портов Диксона и Хатанги. Потребность в рабочих кадрах и специалистах на судах и портах Енисея является стабильно высокой. Серьезное внимание уделяется развитию подготовки специалистов для речного транспорта.

Благодаря высокой заинтересованности со стороны социального партнера — АО «Енисейское речное пароходство» в техникуме открыта презентационная конкурсная площадка по компетенции «Эксплуатация судов водного транспорта» для проведения регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Красноярского края.

АО «Енисейское речное пароходство» является инвестором оснащения конкурсной площадки. Коллектив техникума совместно с работодателем провел корректировку рабочих программ и разработал программы профессионального обучения под нужды предприятий речного транспорта. Актуальной является задача по апробированию независимой оценки качества (НОК) подготовки специалистов для речного транспорта в соответствии с требованиями профессионального стандарта в форме демонстрационного экзамена, для проведения и подготовки к Региональному чемпионату WorldSkills Russia по компетенции Эксплуатация судов водного транспорта.

Основное внимание уделяется подготовке специалистов, осуществляющих деятельность по логистике. Сегодня логистика влияет на развитие компании, управленческие решения и выбор ИТ-технологий. «Операционная деятельность в логистике» — это новая для образовательной организации специальность, введение которой направлено на подготовку компетентных и конкурентоспособных на рынке труда логистов и уменьшению дефицита специалистов в области логистики. Специалисты по логистике нужны в авиагаванях, речных и морских портах, через которые проходят грузы и товары. Специалист этой сферы может работать по заказам транспортной инфраструктуры и разных фирм. Формирование профессиональных навыков, является главной целью практической подготовки студентов, что основано на знаниях и умениях, полученных при теоретическом изучении дисциплин.

Для реализации данной цели открыт учебный центр логистики со специализированными наглядными материалами, аудиовизуальными, техническими средства и соответствующим программным оснащением, в том числе учебными программами: 1С: Предприятие 8. «Управление торговлей» и 1С: Предприятие 8. «Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом». В центре также обучают студентов дополнительной профессии по основной программе профессионального обучения, по должности служащего «Экспедитор по перевозке грузов».

Учебный центр активно взаимодействует с работодателями на региональном рынке труда, крупными и современными логистическими компаниями, где реализовываются инновации и процессы оптимизации обучения, для достойной подготовки высоко квалификационного специалиста среднего звена, способного конкурировать на рынке труда. Такие как «Тетра-Логистик», логистический комплекс класса «А», с современными складскими помещениями и гаражными боксами для транспортных компаний. Торговая компания «Главторг», включающая в себя оптовые склады отгрузки товаров, более 20 единиц собственного автотранспорта, для доставки товара клиентам, а также другие логистические компании региона Сибири, различного территориального расположения.

Рынок логистики не стоит на месте. Завтрашний день в логистике — это безбумажные технологии, искусственный интеллект и беспилотники. Лидерами останутся те, кто сегодня задумывается о будущем, прогнозирует его и закладывает соответствующие изменения в свою текущую стратегию.

Целенаправленно проводится профориентационная работа молодежи, формируются профессиональные направления и реализация личности. Выбору профиля обучения и сферы профессиональной деятельности помогает профориентационная поддержка, способствующая сотрудничеству с предприятиями города и региона. Партнёрство техникума и профориентационная работа осуществляется в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательной, общественно полезной.

Профориентационной работой техникума является привлечение преподавательского состава, студентов и потребностей абитуриентов в соответствие с рынком труда, на основе формирования профессионально-образовательных планов и личностно-ориентированного подхода.

Профориентационная работа в техникуме способствует решению установленных задач, по взаимодействию с образовательными учреждениями и подготовкой молодежи к выходу на современный рынок труда, также раскрываются способности личности и создаются условия для профессионального самоопределения молодежи. Оказывается содействие трудоустройству студентов в соответствии с получаемой профессией и кадровой поддержкой. Организуется совместная работа педагогов и студентов по взаимодействию с работодателями и региональными партнерами.

Проводится работа по нескольким направлениям:

— размещение рекламных проспектов в школах Красноярска, рекламных материалов в сборниках и СМИ, проводится информационная и разъяснительная работа с выпускниками школ в стенах техникума;

— организуются внеклассные мероприятия: олимпиады, конкурсы «Лучший по профессии», спортивные соревнования со студентами и учащимися школ, «День открытых дверей» для школьников;

— организуются соревнования, проходящие на территории Красноярского края, для возрастной группы юниоры (до 16 лет), в рамках чемпионатов «Молодые профессионалы» (WordSkills Russia).

Одним из приоритетных направлений модернизации профессионального образования является создание ресурсных центров. Такие центры формируются путем концентрации различных ресурсов, необходимых для подготовки профессиональных кадров, востребованных рынком труда, в опорных единицах сети образовательных учреждений с последующим коллективным использованием созданного потенциала другими образовательными учреждениями и социальными партнерами [6].

Получение студентами дополнительных профессиональных навыков по какой-либо рабочей профессии, имеет большое значение, при обучении программам среднего профессионального образования, соответствующем требованиям экономики и запросам рынка труда.

Большое значение для выпускников техникума имеют проводимые курсы дополнительной профессиональной подготовки на базе учебного центра «Красноярского техникума транспорта и сервиса».

Облегчают трудоустройство выпускников, дополнительные профессиональные навыки, засвидетельствованные государственным квалификационным удостоверением, позволяя им адаптироваться на предприятии. Организации — заказчики кадров, на основании писем-заявок, трудоустраивают выпускников. На каждый выпуск формируются заявки, в течение всего года. Сталкиваются с трудностями при устройстве на работу, 54 % выпускников техникума, для трудоустройства, не могут определиться с выбором предприятия 16 % и определились, что будут работать на выбранном предприятии, лишь 20 % выпускников.

Сформировались трудности в содействии трудоустройству выпускников:

— значительная часть выпускников-юношей сразу после окончания техникума призывается в Вооруженные силы РФ;

— не соответствует запросам выпускников техникума уровень заработной платы в организациях.

В техникуме успешно функционирует центр содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников. Центр оказывает выпускникам поддержку в вопросах профконсультирования и профориентации.

Основными направлениями деятельности центра являются:

  1. Мониторинг и ведение базы данных выпускников техникума и предприятий Красноярского края.
  2. Консультирование студентов-выпускников по вопросам трудоустройства, проведение тренингов.
  3. Совместная работа с Центром занятости населения Красноярска.
  4. Сотрудничество с работодателями на рынке труда региона.
  5. Применение форм и методов работы со студентами (обучающие семинары, презентации компаний, мастер-классы, ярмарки вакансий).

По программам среднего профессионального образования, за отчетный 2020 год, трудоустройство выпускников составило 78,1 %; за 2021 год — 89,4 %; очередной 2022 год — 90,3 %. В плановый период 2023 года планируется 99,8 % занятость выпускников. Рост трудоустройства выпускников, характеризуют, в среднем на 20 %, за каждый год планового периода, сведения об образовательном учреждении. Техникум практикует 100 % трудоустройство студентов, с помощью профориентационной деятельности.

В течение времени система профориентации изменяется, следует формировать перечень квалификационных навыков выпускников. Важно участие студентов в подготовке к Региональному чемпионату WorldSkills Russia, в форме демонстрационного экзамена, в соответствии с требованиями профессионального стандарта, по различным компетенциям. Необходимо взаимодействие с работодателями в организации процесса профессионального образования и разработке учебных стандартов. Объединение государственных стандартов образовательных программ и потребностей предприятий, формирует кластерный подход к профессиональному образованию.

Движущей силой социально-экономического развития региона Сибири может стать профессиональное образование Красноярского техникума транспорта и сервиса. Оно может существенно повысить качество жизни граждан, способно обновить и пополнить рабочие кадры транспортной отрасли, чем обеспечит потребности экономики в профессионально-квалификационной перспективе.

Литература:

  1. Аракелов Г. П. Особенности развития системы социального партнерства в современной России / Г. П. Аракелов. Текст: непосредственный // Актуальные проблемы современной науки. 2018. № 5. С.36–38.
  2. Атлас новых профессий Енисейской Сибири. Красноярск, 2020. С.44.
  3. Государственно-частное партнерство как условие эффективной профориентационной работы. Материалы региональной интернет-конференции. Самара 9–13 апреля 2012. С. 54.
  4. Кручинина Р. С. Концептуальные основы приведения системы образования к запросам, потребностям рынка труда. Учебное пособие. — Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского, 2012. С. 38.
  5. Региональная примерная программа воспитания для профессиональных образовательных организаций Волгоградской области: методическое пособие / Н. М. Борытко, С. В. Куликова, Д. В. Полежаев, Н. Н. Зайцева, М. А. Иванова, С. В. Болотова, О. Л. Колесник, О. И. Косенкова, Е. А. Литвиненко, Н. Н. Махова, Т. В. Фарафонова, А. М. Шаульская; под ред. проф. Н. М. Борытко, проф. С. В. Куликовой, проф. Д. В. Полежаева. — Волгоград: РИЦ ГАУ ДПО «ВГАПО», 2020. С. 55.
  6. Смирнов А. В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в ВУЗЕ: монография / А. В. Смирнов. — Казань: РИЦ «Школа», 2010. С. 102.
  7. Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях: сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции, Белгород, 09 декабря 2011 г. / под ред. B. C. Севостьянова, Н. Н. Реутова, В. Н. Фомина. — Белгород: Изд-во БГТУ им. В. Г. Шухова, 2011. С. 336.
  8. Токарева, Ю. А. Мотивация трудовой деятельности персонала: комплексный подход: монография / Ю. А. Токарева, Н. М. Глухенькая, А. Г. Токарев; Урал. федер. ун-т им. Б. Н. Ельцина, Шадр. гос. пед. ун-т. — Шадринск: ШГПУ, 2021. С. 216.

Ключевые слова

профессиональная ориентация, профориентационная работа, модернизация российского образования, подготовка и переподготовка, формирование ресурсных центров