Положение России на мировом рынке рыбной продукции и проблемы развития рыбохозяйственного комплекса | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 15. Экономика

Опубликовано в

XXXV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, март 2022)

Дата публикации: 20.03.2022

Статья просмотрена: 60 раз

Библиографическое описание:

Горюнова, Е. М. Положение России на мировом рынке рыбной продукции и проблемы развития рыбохозяйственного комплекса / Е. М. Горюнова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 10-19. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/433/17051/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье авторы анализируют состояние рыбохозяйственного комплекса в России и ее положение на мировом рынке

Введение

В последние годы наблюдался рост спроса на рыбную продукцию в виде свежей рыбы, замороженных элементов, консервов и пр. Такой интерес со стороны населения вызван в первую очередь ростом особой популярности здорового образа жизни и правильного питания, которое непосредственно включает в себя блюда из рыбы. Они входят в диетический рацион питания, в том числе у детей, помимо этого содержат большое количество легко усваиваемого белка и витамины группы A, D, B и другие.

Подобная тенденция к увеличению спроса на блюда из рыбы наблюдалась по всему миру. Но в связи с экономическим кризисом и падением реальных доходов населения, спрос на рыбную продукции среди жителей России терпит небольшой упадок [1].

В 2018 и 2019 годах ВЦИОМ [2] были проведены исследования отношения граждан России к рыбной продукции. В результате анкетирования было выявлено, что объем потребления мясных продуктов выигрывает у рыбных, но только на 9 % на момент 2018 года. Тенденция такова, что эта разница с каждым годом сокращается, так как все больший процент населения России начинает проявлять интерес к продуктам из рыбы и морепродуктам. Согласно опросу 2019 года, нынешнюю молодежь останавливает высокая стоимость рыбы и морепродуктов, а также собственные предпочтения и вкусы, наличие аллергии, на основе чего и делается выбор между потреблением рыбы или мяса. Также в связи с ростом моды на вегетарианство, часть населения может отказываться от рыбной продукции, поэтому данный фактор, оказывающий негативное влияние на показатели роста потребления данного продукта питания, можно учитывать как погрешность.

В целом, согласно опросу, результаты которого представлены на рисунке 1, большая часть населения покупает рыбу и рыбную продукцию регулярно, только 5 % опрошенных сообщили, что данный продукт питания отсутствует в их рационе, а 33 % — употребляют ее один и более раз в неделю.

«Как часто в Вашей семье покупают рыбу и рыбную продукцию?»

Рис. 1. «Как часто в Вашей семье покупают рыбу и рыбную продукцию?»

На рисунке 2 диаграмме наглядно представлена информация по динамике цен в период с 2015 по 2021 год на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики [3]. Расчет проводился исходя из представленных данных по индексам потребительских цен (далее — ИПЦ) на товары категории «Мясо птицы» и «Рыба живая и охлажденная». Производилось сравнение не самих цен, а динамики их изменения базисным методом (темп роста высчитывался по отношению к декабрю 2015 года). Как видно, цены на рыбную продукцию на отечественном рынке не подвержены резким изменениям, по сравнению с ценами на мясо птицы, иллюстрирующими периодические скачки ниже цены базисного периода и резкое повышение почти на 20 % в рамках одного года.

Диаграмма динамики цен на рыбную/ мясную продукцию в %

Рис. 2. Диаграмма динамики цен на рыбную/ мясную продукцию в %

В последние два года цены на оба типа продукции растут, что можно связать главным образом с экономическим кризисом и увеличивающимися темпами инфляции. В целом цены на рыбную продукцию (живую и охлажденную) за последние 6 лет увеличились на 53 %, на мясо птицы — на 35 %, что в очередной раз свидетельствует о дороговизне рыбной продукции по сравнению со схожим по энергетической ценности и свойствам (продукты из рыбы и птицы относят к диетическим) мясом птицы, что и обуславливает более низкий спрос со стороны потребителей.

Место России на мировом рынке рыбной продукции

Согласно исследованию Агроэкспорт, совокупный объем рынка рыбы и морепродуктов составил на конец 2020 года 34,2 млн тонн. При этом по итогам 2021 года объем экспорта значительно вырос, особенно на азиатские, европейские и африканские рынки. По информации Россельхознадзора, поставки осуществлялись в 62 государства, что говорит о заинтересованности стран в продукции российских водоемов и возможности обеспечения российских агрокомплексов продукцией не только отечественный рынок, но и зарубежный [4].

Крупными импортерами на 2021 год являются Республика Корея (935,2 тыс. тонн) и Нидерланды (116,1 тыс. тонн). Статистика по еще 16 странам-импортерам рыбы и морепродуктов России, представленная на рисунке 3, показывает рост объемов поставок (в тыс. тонн) по сравнению с 2020 годом.

Диаграмма объемов поставок рыбы и морепродуктов из России, тыс. тонн

Рис. 3. Диаграмма объемов поставок рыбы и морепродуктов из России, тыс. тонн

Согласно статистическим данным ITC Trade Map [5], в последнем проведенном ими исследовании Российская Федерация занимала 2 место среди всех стран-экспортеров продукции «Рыба мороженая, за исключением рыбного филе». Это наивысшая позиция в сфере экспорта рыбной продукции. По позиции «Рыба мороженая» Россия занимает 10,5 % рынка и по этому показателю стоит наравне с Китаем — лидером на рынке товаров из рыбы.

Доля России в экспорте живой рыбы, мороженой, сушеной, консервированной и других ее форм в 2020 году составила 3,2 % (это в 4 раза меньше лидера на этом рынке — Китая). На рисунке 4 видно, что практически 80 % экспортируемой продукции рассматриваемой отрасли приходится на мороженую рыбу. Россия осуществляет поставки продуктов первичной обработки, при этом импортируя рыбную продукцию в виде консервов, сушеную рыбу, копченую и не имеющуюся в доступе продукцию в виде живой и замороженной рыбы. В 2020 году Россия большую часть поставок осуществляла в Чили (19,9 %), Фарерские острова (16,8 %) и Китай (16,8 %), а также в страны постсоветского пространства.

На рисунках 4 и 5 представлены данные за 2020 год по 13 странам (представленных в порядке уменьшения их доли в мировом экспорте по всем типам продукции). В сфере импорта рыбной продукции всех видов лидируют США, приобретая из заграницы в большей степени рыбное филе и прочее мясо рыбы (включая фарш) — 54,5 % «рыбного» рынка штатов. Главный же экспортер (Китай) осуществляет поставки в другие страны в большей мере консервированной рыбы и икры, рыбного филе и мороженой рыбы — 37,4 %, 30,1 % и 21,4 % от всей экспортируемой страной рыбной продукции соответственно.

Диаграмма экспорта продукции в тыс. долл. США в 2020 году

Рис. 4. Диаграмма экспорта продукции в тыс. долл. США в 2020 году

Диаграмма импорта рыбной продукции в тыс. долл. США в 2020 году

Рис. 5. Диаграмма импорта рыбной продукции в тыс. долл. США в 2020 году

Рассматривая непосредственно структуру рынка России, становится видно, что большую часть производимой рыбной продукции составляют мороженая рыба (68,8 % в 2021 г.) и не являющаяся результатом рыбоводства морская рыба (21,2 % в 2021 г.). И на протяжении четырех последних лет структура отрасли практически не меняется (рис. 6), темп прироста (при расчете цепным методом) варьируется от -2,5 до 3,5 % [4]. Данные показатель свидетельствуют об установившейся стабильности в отрасли производства рыбной продукции, но в то же время и в отсутствии роста.

Диаграмма производства рыбной продукции в РФ, тыс. тонн

Рис. 6. Диаграмма производства рыбной продукции в РФ, тыс. тонн

При этом производственные здания, приносящие наибольшую долю прибыли (более 70 %) на внутреннем рынке РФ соответствующей отрасли, базируются в Мурманской области, Камчатском, Сахалинском и Приморском крае.

В таких условиях стабильности рыбной отрасли и высоких объемов экспорта дальнейшее развитие производства и экспортных поставок для России является важной стратегической целью для укрепления позиций РФ на мировом рынке. Но существует ряд проблем в рыночном секторе рыбы и морепродуктов, создающие необходимость разрабатывать различные стратегии выхода малого, среднего и крупного бизнеса на мировую экономическую арену.

Проблемы рыночного сектора производства рыбной продукции и морепродуктов

Одним из ограничений развития продовольственного сектора экономики является отдаленность места производства (в случае с рыбной продукцией — ловли) от места непосредственной обработки и продажи.

Во-первых, такой фактор не позволяет в ряд точек страны и мира в целом поставлять исключительно свежую рыбу. Решением становиться метод шоковой заморозки, при которой свежая продукции подвергается с помощью специализированного оборудования замораживанию в течении 30 минут (в среднем в 6 раз быстрее обычного, «домашнего» способа). В результате этого в точки сбыта поставляется продукция без разрушения изначальной структуры, без потери полезных свойств и витаминов, а также в более эстетичном, презентабельном виде. Недобросовестные производители отказываются от применения такого типа заморозки, поставляя в магазины продукцию низкого качества, но при этом и более низкой ценовой категории. Значительную часть такого продукта составляет замороженная вода. Помимо этого, такая рыба не отличается презентабельным видом, ведь при долгой заморозке структура филе разрушается, рыба теряет форму. А оборудование, необходимое для шоковой заморозки, обладает более высокой стоимостью на рынке в связи с описанными ранее преимуществами его использования.

Во-вторых, стоит рассмотреть сферу производства рыбных консервов, в которой основной проблемой является видовая подмена, частичная или полная замена тушек рыб высокой ценовой категории на более низкую. По результатам исследования организации «Роскачество», 25 % производителей рыбных консервов использует в качестве способа снижения себестоимости конечной продукции такой прием, как видовая подмена, тем самым увеличивая чистую прибыль предприятия [6].

В-третьих, несмотря на наличие большого объема водных ресурсов и доступа к ним на территории России, большая часть свежевыловленной рыбы экспортируется, в большинстве своем, в страны Азии, возвращаясь уже, соответственно, с большей себестоимостью (в том числе за счет затрат на транспортировку), что сказывается на доступности конечной продукции. Причиной такой стратегии является неразвитость технологии обработки рыбы и малый объем мощностей, оборудования (например, качественных холодильных камер) и рыбных портов. Также в качестве еще одной проблемы председатель совета директоров ООО «Антей управление активами» Аркадий Пинчевский выделяет отсутствие достаточного количества инфраструктуры для береговой обработки выловленных особей. Решение этой проблемы может значительно повысить объем качественной продукции на отечественном рынке, поступающей с данных заводов уже непосредственно на прилавок [7].

С целью развития рыбохозяйственного комплекса России и повышения конкурентоспособности готовой рыбной продукции на мировом рынке Правительство РФ в 2019 году утвердило стратегию развития отрасли сроком до 2030 года, направленную на решение большинства проблем, в том числе нехватки производственных мощностей для береговой обработки, поиск более совершенных способов выращивания аквакультуры и повышения качества конечной продукции.

Заключение

Исследование рынка рыбной продукции в России и за рубежом помогло выявить достоинства и недостатки отечественного сектора.

Россия обладает достаточным объемом водных ресурсов и условиями для развития рыбохозяйственного комплекса. Занимая в 2020 году 11 место среди стран-экспортеров рыбной продукции по объему экспорта, в частности находясь наравне с лидирующим Китаем по объемам поставок заграницу рыбы мороженой, совместно с Китаем занимая 21 % рынка по данному типу продукции.

Среди основных проблем на отечественном рынке рыбной продукции следует выделить:

— нехватку производственных мощностей для береговой обработки выловленной аквакультуры;

— высокий уровень фальсификации (видовой подмены) в сфере производства рыбных консервов;

— высокий уровень цен на рыбную продукцию по сравнению с товаром-субститутом — мясо птицы, что приводит к сокращению спроса на рыбную продукцию среди населения.

Рыбная продукция в России обладает высокой конкурентоспособностью на мировом рынке, и при снижении уровня проблем в сфере развития рыбопромышленного комплекса возможно расширение объемов экспорта и повышение лояльности внутренних потребителей к рыбной продукции, спроса на нее.

Литература:

  1. Эксперт оценил уровень потребления рыбы россиянами. — Текст: электронный // ЭКСПЕРТ: [сайт]. — URL: https://expert.ru/2022/02/8/ekspert-otsenil-uroven-potrebleniya-ryby-rossiyanami/ (дата обращения: 01.03.2022).
  2. «Рыбный день» для молодых россиян. — Текст: электронный // ВЦИОМ: [сайт]. — URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rybnyj-den-dlya-molodykh-rossiyan (дата обращения: 05.03.2022).
  3. Росстат: [сайт]. — URL: https://rosstat.gov.ru/? %2F (дата обращения: 04.03.2022).
  4. По итогам 2021 года Россия значительно нарастила экспорт рыбы и морепродуктов. — Текст: электронный // Россельхознадзор: [сайт]. — URL: https://fsvps.gov.ru/fsvps/news/46832.html (дата обращения: 06.03.2022).
  5. Список импортеров для выбранного товара в 2020. — Текст: электронный // Trade MAP: [сайт]. — URL: https://www.trademap.org (дата обращения: 05.03.2022).
  6. Рейтинги Роскачества. — Текст: электронный // Роскачество: [сайт]. — URL: https://rskrf.ru/ratings/produkty-pitaniya/konservy/ (дата обращения: 10.03.2022).
  7. «Россия может вернуть рыбный суверенитет». — Текст: электронный // ЭКСПЕРТ: [сайт]. — URL: https://expert.ru/2022/01/18/rossiya-mozhet-vernut-rybniy-suverenitet/ (дата обращения: 14.03.2022).