Сказочные произведения и их роль в установлении математического мышления у старших дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Данько, Т. В. Сказочные произведения и их роль в установлении математического мышления у старших дошкольников / Т. В. Данько. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 54-59. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/418/16986/ (дата обращения: 26.04.2024).



Основные особенности волшебных сказок математического характера состоят в значительно более развитом сюжетном действии, в приключенческом характере сюжетов, что выражается в преодолении героем целого ряда препятствий, которые нужно преодолеть, совершив определенное математическое действие, в достижении цели; а также в необычайности событий, чудесных происшествиях, совершающиеся благодаря тому, что определенные персонажи способны вызывать чудесные явления, которые могут возникать и в результате использования особых (чудесных) предметов; в особых приемах и способах композиции, повествования и стиля.

Ключевые слова: сказка, рассказываете, геометрические фигуры, математическая сказка.

The main features of magical fairy tales of a mathematical nature are in a much more developed plot action, in the adventure nature of the plots, which is expressed in the hero's overcoming a number of obstacles that must be overcome by performing a certain mathematical action in order to achieve the goal; as well as in the extraordinary events, miraculous incidents that occur due to the fact that certain characters are able to cause miraculous phenomena, which can also occur as a result of the use of special (miraculous) objects; in special techniques and methods of composition, narration and style.

Keywords: fairy tale, tell, geometric figures, mathematical fairy tale.

В сказке, сюжет которой содержит математические эпизоды, присутствует все рассмотренное. В этой категории сказок в роли персонажей, наряду с привычными героями, задействованы цифры, геометрические фигуры, математические функции. Сюжет таких произведений основан на математических представлениях — формулах, теоремах, гипотезах.

Заслуга исследователей, в числе которых А. Н. Афанасьев, Б. М. Соколов, Ю. М. Соколова, Н. Е. Ончуков, в том, что сказки, будучи высокохудожественными произведениями отечественной народной словесности, стали выполнять роль памятников «живой старины» и национальной истории [1].

Во всех обозначенных жанрах присутствуют собственные:

– сюжетные линии;

– поэтическая составляющая;

– стилистические особенности;

– герои.

Наряду с математическими персонажами в роли героев задействуются представители животного мира, магические явления, обычный человек.

Старшие дошкольники интересуются произведениями с волшебной сюжетной линией. Главными характеристиками сказочных произведений с волшебной сюжетной линией, где герои связаны с миром математики, являются:

– развитость сюжета;

– присутствие приключенческих элементов — героям приходится преодолевать препятствия посредством решения математических задач;

– нестандартные события, чудеса, вызываемые персонажами, которые применяют необычные вещи;

– обособленные методы и варианты построения композиции, пересказа, стилистики.

В настоящее время ассортимент математических сказок наполнен разнообразными произведениями авторства Е. А. Шорыгиной, Т. И. Ерофеевой, Н. Я. Большуновой и многих других.

Сказка математического типа выделяется на фоне остальных особенной структурой. В. Ф. Любичева, Р. Р. Мухамедьянова определили следующие моменты:

– знакомство со сказочным миром, в котором обитают математические персонажи;

– события, нарушившие привычный уклад и отношения в этом мире;

– разрешение проблемы и т. п.

В подобных произведениях содержатся математические понятия и представления о существующих мерных величинах, временных и пространственных показателях, о геометрии предметов и т. д.

Особенностями применения сказочных сюжетов в ходе освоения учащимися математических основ, является фундаментальное их понимание, сознательность и активность в процессе обучения. Это объясняется тем, что заинтересованный ребенок не утруждает себя механическим запоминанием новой для него информации, а естественно и непринужденно развивается, познает, размышляет.

Под авторством исследователей-современников таких, как Т. А. Шорыгина, Т. И. Ерофеева, Н. Я. Большунова и других, разработаны собственные учебные материалы в сфере обучения математике.

Автор Н. Я. Большунова, занимаясь подготовкой сценариев занятий использовала модифицированные русские народные сказки, сказки народов мира, ряд сказок современных авторов, а также работы собственного сочинения, адаптированные под обучающие цели и задачи. Особенностями этих сценарных работ являются:

– упорядоченность материалов, нацеленных на развитие базового понимания математики;

– комплексность занятий.

Автор считает, что в ходе подготовки сценария сказочное произведение не должно низводиться до уровня дидактического материала. Следует помнить о том, что ребенок этого возраста готов к восприятию художественных материалов. Н. Я. Большуновой отмечено, что ближе к школьному возрасту восприятие волшебных сюжетов куда лучше, нежели в младшем возрасте. Для старших дошкольников допустимо использование исторических сюжетов, былей и былин. Особый интерес у дошкольников старшего возраста вызывают фантастические сюжеты.

Исследования этого автора продемонстрировали, что для усиления возможностей памяти, мышления, воображения важную роль играют осмысленное усвоение и наличие мотивации для ребенка, занятого какой-либо деятельностью.

Автор выявила следующую особенность: дети, не сумевшие выполнить когнитивные задачи (задачи Ж.Пиаже), с легкостью решали их при условии включения в сказку. То есть задания интеллектуального типа ребенок понимает и решает, если предложить ее внутри сказочного произведения.

В трудах исследовательницы показаны способы включения в сюжетную линию требуемых обучающих элементов.

Возможно представление содержания в виде своеобразных ситуаций, для преодоления которых необходимо исследовать, предлагать, проверять различные варианты решения. Обязательным элементом выполнения подобных заданий выступает обусловленное сказочным произведением проведение экспериментов детьми. К примеру, группе предлагается выяснить причину, по которой узкая тележка, груженная животными не может проехать под широким мостом. В момент проезда под мостом группа видит и отмечает, что высоты моста недостаточно для проезда груженой тележки. Так происходит знакомство с понятием высоты. Благодаря сказочным произведениям возможно проведение мысленных экспериментов на основе визуальных или придуманных моделей. В то же время элементы математики можно использовать как правила, в соответствии с которыми могут вести себя персонажи.

Возможно включение в сказочное произведение обучающих элементов в виде различных заданий, решив которые, персонажи занимают более высокое положение: ведущий (волшебник) сообщает важную информацию, выдает ключ и т. п., если испытуемые выполняют условия задания. Это типичная для сказочных произведений постановка: главные герои подвергаются испытаниям для достижения различных целей. Эффективность данного метода очевидна. По этой причине целесообразно включение математических элементов в задание.

По мнению Н. Я. Большуновой, в случае использования сказок привычные понятия математического типа становятся более полными, воспринимаются за пределами обыденного, приобретают различные значения и перестают быть однозначными. Автор считает, что сказка позволяет относиться к миру словно к тайне, благодаря тому, что у вещей появляются иные функции сказочного рода.

В учебном пособии этого автора предложен ряд пояснений к программе развития базовых математических пониманий у детей дошкольного возраста. Как отмечено исследователем, в группах, укомплектованных детьми старшего дошкольного возраста, наблюдается проблема — трудности с освоением позиционной системы счисления. По этой причине, в процессе развития у дошкольников понимания числовых систем, следует обозначить следующие цели:

– научить детей группировать или считать этим способом;

– разъяснить дошкольникам правила наименования чисел больше десяти, где основным моментом является производность от числовых имен от десятка;

– обратить внимание детей на том, что значение чисел зависит от местоположения в числовом ряду;

– объяснить какая роль отведена цифре 0.

Ключевые слова

сказка, геометрические фигуры, рассказываете, математическая сказка