Формирование информационной компетенции обучающихся на уроках химии в условиях дистанционного образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Зарипова, З. И. Формирование информационной компетенции обучающихся на уроках химии в условиях дистанционного образования / З. И. Зарипова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 24-29. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/412/16881/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье автором рассматривается методика преподавания химии в 10–11 классах в условиях дистанционного образования, используя современные технологии с целью формирования информационной компетенции обучающихся.

Ключевые слова: химия, дистанционное обучение, химический эксперимент, педагогика, методика.

Вся жизнь человека так или иначе связана с получением, накоплением и обработкой информации. Что бы человек ни делал: читал ли он книгу, смотрел ли телевизор, разговаривал ли, он постоянно и непрерывно получает и обрабатывает информацию.

Краткий исторический экскурс позволяет сделать вывод о том, что под влиянием таких объективных факторов, как глобальная информатизация и компьютеризация общества, первоначальные цели обучения в виде компьютерной грамотности значительно расширились и являются понятием информационная компетентность [1].

Информационная культура означает совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и информационных технологий.

Таким образом, информационную компетентность сегодня можно определять как качество личности, связанное с уровнем информатизации общества и определяемое переходом информации в разряд важнейших социальных ресурсов.

В современном обществе с его развитой информационной культурой информационное образование становится необходимостью. Электронное обучение активно развивается.

Причина кроется в преимуществах электронного обучения в сравнении с очным обучением: экономия бюджета на обучение — до 80 %; доступность — уроки доступны, не зависимо от расстояния и времени суток; скорость обучения выше — в среднем в 2 раза; лучше усвоение материала — подтверждено результатами исследований; стандартизированный учебный материал — единый для всех учащихся; удобство тестирования и анализа знаний учащихся — все в электронном виде [2].

Система электронного обучения предоставляет следующие возможности: структурирование учебного материала по урокам и курсам; каждому учащемуся, в зависимости от его возраста, предоставляется свой набор уроков и курсов; встроенный механизм тестирования позволяет проверить усвоенные знания; возможность отслеживать активность учащихся [21]. Например, если в отчетах видно, что учащийся, смотрел учебный ролик 15 минут, а длительность ролика составляет полчаса, это значит, что он не ознакомился с ним полностью; удобный анализ результатов обучения — система электронного обучения позволяет преподавателю сформировать отчеты по тестированию учащихся; система обучения также хранит историю учебного процесса каждого учащегося и позволяет удобно конвертировать ее в таблицы excel или в pdf-документ. Таким образом, используя систему электронного обучения главное преимущество, которое получает ученик — «обратная связь».

С развитием интернета и технологий электронное обучение будет все больше проникать в нашу жизнь. Благодаря электронному обучению происходит трансформация традиционного учебного процесса в познавательную деятельность учащихся по приобретению в первую очередь, конечно же, знаний и умений по изучаемому предмету, в частности химии, но еще и универсальных — таких, как поиск, отбор, анализ, организация и представление информации, использование полученной информации для решения конкретных жизненных задач, способов инфокоммуникационного взаимодействия, являющихся составной частью информационной культуры личности, так необходимой каждому человеку для полноценной жизни и деятельности в информационном обществе [3].

Формирование информационной компетенции является одной из важных задач современного образования и по мнению многих исследователей начинается со средней школы при изучении таких дисциплин как «информатика» или «информационные технологии» [1].

Для формирования информационной компетенции на уроках химии существует множество средств: использование печатных источников информации (учебники, энциклопедии, научно-популярная литература), электронные учебники и электронные приложения и др. Исходя из целей современного образования, формирование информационной компетенции с помощью электронного обучения (в частности, электронных учебников и электронных приложений), по нашему мнению, является наиболее современным и актуальным [4].

Современное занятие для нынешних школьников уже не может обойтись без использования информационных технологий. Подготовка занятий в использованием информационных технологий требует много времени для подготовки — поиска, систематизации информации, ее оформления [5]. О правильности выбранного пути говорит возрастающий интерес школьников к дисциплине, их успехи на практических и лабораторных занятиях. Эффективная работа с использованием компьютерных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к исследовательской деятельности, что необходимо при обучении в школе и в дальнейшем в вузе.

Учебный год 2019–2020 гг. внес коррективы. Школы стали в срочном порядке внедрять так называемое «дистанционное образование». Появились следующие сложности: в школах зачастую отсутствовала материально-техническая база, способная обеспечить переход к дистанционной форме обучения, как в самих образовательных учреждениях, так и в семьях обучающихся; педагогические кадры, в основной массе, не были методически подготовлены к осуществлению образовательного процесса в дистанционном режиме; у обучающихся отсутствовала подготовка и самое важное — это мотивация к восприятию учебного материала дистанционно, а родители были не готовы осуществлять помощь и контролировать обучение детей.

Для дистанционного образования многими учителями была выбрана площадка ZOOM из-за свободного бесплатного доступа всем участникам образовательного процесса, возможность использования одного урока в рамках одной конференции. Одна конференция в программном обеспечении ZOOM имеет следующий инструментарий: видеосвязь, аудиосвязь, возможность демонстрации слайдов, видеороликов, документов, обмен файлов, чат, запись урока [7].

В дистанционном образовании часто используются активные формы обучения, проблемно изложение материала. При использовании активных форм обучения упор делается на самостоятельность и ответственное отношение к учебе самих обучающихся.

Для достижения целей формирования информационной компетенции можно использовать следующие технологии: применение кейс-метода, метод проектов, применение ментальных карт знаний, активное использование ИКТ-технологий, самостоятельная работа.

Ведущая роль активных методов обучения в формировании информационной компетентности обусловлена развитием активной познавательной деятельности учащихся, превращающей ученика из пассивного получателя знаний в активного участника образовательного процесса.

При проблемном изложении материала учитель должен руководить мыслительным процессом учащихся, ставить вопросы, которые заостряют их внимание на противоречивости изучаемого явления и заставляют задуматься.

В случае если учащиеся уже обладают минимумом знаний, необходимых для активного участия в решении учебной проблемы, можно применить поисковую беседу. В процессе такой беседы дети под руководством учителя ищут и самостоятельно находят ответ на поставленный проблемный вопрос.

Обычно поисковая беседа проводится на основе проблемной ситуации, специально создаваемой. Учащиеся же самостоятельно намечают этапы поиска, высказывая различные предположения, выдвигая варианты решения проблемы. Например, «Как объяснить нейтральную среду раствора аминокислоты?» (демонстрационный опыт). Учащиеся вспоминают, что аминокислота — соединение с двойственными функциями, карбоксильная группа обусловливает кислотные свойства, аминогруппа — основные. В ходе беседы учитель подводит учащихся к мысли о том, что протон карбоксильной группы переходит к аминогруппе, раскрывая тем самым сущность амфотерности аминокислоты и строение биполярного иона [5].

Исследовательские задания предполагают, как правило, сначала выполнение практической работы по сбору фактов (эксперимент, наблюдение, работа с книгой) и лишь затем их теоретический анализ и обобщение. При этом проблема часто выявляется не сразу, а в ходе обнаружения несоответствия, противоречия между выявленными фактами.

Так, при изучении свойств щелочных металлов ученикам можно дать следующее задание: «Выявить роль воды в реакциях взаимодействия щелочных металлов с растворами различных солей». Для создания проблемной ситуации учащимся предлагается проблемный вопрос: «Каким образом будет происходить реакция между литием и раствором сульфата меди(II)?». Это приводит к тому, что при проведении эксперимента и дальнейшем анализе его результатов учащиеся приходят к пониманию сущности протекающих процессов.

Подводя черту ко всему вышесказанному, следует отметить, что мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процесс обучения значительно обогатило арсенал методических средств и приемов учителя химии, в том числе позволило разнообразить формы работы на уроке в условиях дистанционного образования и во внеурочное время, сделать занятия интересными и запоминающимися. Использование компьютерных технологий, при формировании информационной компетенции обучающихся усиливает восприятие, облегчает усвоение и запоминание материала, благодаря наглядности воздействует сразу на несколько информационных каналов обучающихся.

Литература:

  1. Верховский В. Н. Техника и методика химического эксперимента в школе. В 2 т. — М.: Учпедгиз, 1959–1960.
  2. Жилин Д. М. Химический эксперимент в российских школах // Естественнонаучное образование: тенденции развития в России и в мире. — М.: Изд-во МГУ, 2011. — С. 125–149.
  3. Злотников Э. Г. Химический эксперимент как специфический метод обучения // Химия. — 2007. — № 24. — С. 18–25.
  4. Космодемьянская С. С. Соблюдение правил техники безопасности в методической подготовке будущих учителей химии // Вестник ГБУ «Научный центр безопасности жизнедеятельности». — 2018. — № 1 (35). — С. 47–51
  5. Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. — М., 1975.
  6. Оконь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968
  7. Осмонканова Г. Н. Функции химического эксперимента в средней школе / Г. Н.Осмонканова, М. А.Боромбаева, А. С. Сатывалдиев //Наука, новые технологии и инновации. — 2017. — № 9.