Противоречия интересов работодателя и работника. Способы урегулирования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

XXVII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2021)

Дата публикации: 06.12.2021

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Куприянова, Е. Е. Противоречия интересов работодателя и работника. Способы урегулирования / Е. Е. Куприянова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 35-39. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/408/16802/ (дата обращения: 26.04.2024).



Актуальность работы обусловлена неизбежностью возникновения трудовых споров, которая связана с противоречием интересов работников и работодателей.

Целью исследования является разрешение трудовых споров на основе российского законодательства. Также предполагается раскрытие понятия трудового спора, рассмотрение процедуры разрешения разных видов трудовых споров.

Право граждан на рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая забастовку — относится к числу конституционных гарантий, обеспечивающих конституционное же право граждан на свободный труд [1]. Данные конституционные гарантии детализируются и развиваются с учетом федеральных законов, иных нормативных правовых актов, в том числе в актах, принимаемых работодателями и даже в трудовом договоре конкретного работника.

Содержание трудового спора, по существу, составляет требование реализации права работника либо работодателя, которое предусматривается в Трудовом кодексе РФ (далее — ТК РФ), иных федеральных законах, коллективных договорах, трудовых договорах или изменении их условий [9].

Трудовой спор становится таковым с момента, когда работник (трудовой коллектив) и работодатель выносят разрешение своих противоречий в юрисдикционный орган.

Из определения индивидуального трудового спора, содержащегося в ТК РФ [2], сделаны выводы, что сторонами индивидуального трудового спора выступают работодатель и работник. Причем работник может быть, как действующим, так и бывшим — по вопросам, относящимся к содержанию трудового отношения, в котором он состоял с этим работодателем в прошлом. Стороной спора может оказаться и потенциальный, не состоявшийся работник — которому было отказано в приеме на работу.

Инициировать рассмотрение индивидуального трудового спора могут не только сами стороны трудового договора, но и иные субъекты, в частности: профсоюзный комитет, не согласившийся с решением комиссии по трудовым спорам; прокурор — в случае несоответствия решения комиссии по трудовым спорам трудовому законодательству.

Анализ определения коллективного трудового спора, содержащегося в ТК РФ [2], позволил вычленить несколько признаков, свойственных именно коллективным трудовым спорам. В первую очередь это — субъектный состав — требования работодателю должны предъявляться не отдельными работниками, а трудовым коллективом в целом. Причем, структура коллектива может варьироваться в зависимости от того на каком уровне развивается спор: на уровне одного предприятия, либо на уровне отрасли, либо межотраслевом, региональном и федеральном уровне [8].

Второе отличие коллективного спора от индивидуального заключается в предмете спора. Предметом коллективного спора могут быть: разногласия по установлению и изменению условий труда; разногласия по поводу коллективного договора; отклонение администрацией работодателя предложений профсоюзного органа при принятии локальных нормативных актов.

Кроме того, инициатива по рассмотрению коллективного трудового спора может исходить исключительно от работников предприятия либо их представителей.

На основе положений действующего законодательства РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в учебной и научной литературе, проведен анализ порядка разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров [2–9].

Изложенное позволило сделать ряд выводов. Трудовые споры есть разногласия между субъектами трудового права (работодателями и работниками) по поводу установления условий труда или заключения трудового договора, а также применения норм трудового законодательства, о которых одна из сторон заявила в орган по рассмотрению трудовых споров. По субъектному составу и предмету все споры делятся на индивидуальные и коллективные.

Нормативно-правовая база разрешения трудовых споров состоит из Конституции РФ, федеральных законов, содержащих нормы трудового права (в первую очередь ТК РФ), нормативных актов субъектов федерации и актов, принимаемых работодателями в одностороннем порядке либо совместного с трудовым коллективом с участием профессиональных союзов.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется гл. 60 (ст. ст. 381–397) ТК РФ. Порядок разрешения коллективных споров регулируется гл. 61 (ст. ст. 398–418) ТК РФ. Судебная практика показывает, что досудебное урегулирование индивидуальных трудовых споров в России неэффективно и используется достаточно редко.

Повышение правовой грамотности персонала работодателя, особенно кадровых служб, разъяснительная работа, соблюдение законности помогут устранить основные причины индивидуальных споров и привести к снижению их общей численности.

Литература:

  1. «Конституция Российской Федерации»: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Российская газета. — 1993.-25 дек.; Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». URL: http://base.garant.ru/10103000/, 2019.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ) // «Российская газета». — 2001. — 31 дек . (редакция от 01.04.2019) Ст. 381. // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12125268/paragraph/6963504:0/, 2019.
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // «Российская газета». — 2002. — 20 нояб . // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». URL: http://base.garant.ru/12128809/#ixzz5ZkEzqxcQ/, 2019.
  4. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (с изменениями и дополнениями) //«Российская газета». — 2010. — 30 июль. // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». URL: http://base.garant.ru/12177508/#ixzz5a7uO2q1s/, 2019.
  5. Постановление Минтруда РФ от 14 августа 2002 г. N 57 «Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией»//Учет. Налоги. Право» — «Официальные документы» — 2002. — 18 сен.// Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». URL: http://base.garant.ru/12128167/#ixzz5Zky57wyi/, 2019.
  6. Дзгоева-Сулейманова, Ф. О. Трудовое право. Краткий курс. Учебное пособие / Ф. О. Дзгоева-Сулейманова. — М.: Проспект, 2016. — 176с.
  7. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (отв. ред. В. Л. Гейхман, Е. Н. Сидоренко). — 8-е изд., испр. и доп. — «Юрайт», 2012.// Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». URL: http://base.garant.ru/55070756/, 2019.
  8. Белянинова, Ю. В. Трудовое право. Учебный курс / Ю. В. Белянинова. — Москва: Приор-издат, 2017. — 222 c.
  9. Трудовое право России. Учебник. — Москва: Проспект, 2016. — 624 c.